Архив
В ДЕСЯТКУ!
Продолжаем печатать ответы на вопросы, заданные редакцией видным филологам, литераторам, педагогам (начало см.: № 5–10, 12–16, 18).
1. Назовите пять книг (литературоведческих, художественных), изданных в последние годы, которые полезно прочитать учителям литературы.
2. Назовите пять книг (художественных, научно-популярных и т.д.), изданных в последние годы, которые Вы советуете прочитать школьникам.
Николай Алексеевич БОГОМОЛОВ,
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой публицистики и
литературной критики Московского
государственного университета имени М.В.
Ломоносова.
Задача трудная, так как выходило много значительных книг и пятью никак не обойдёшься. Пусть простят меня авторы, чьи замечательные книги мне с жалостью пришлось вычёркивать из предварительного списка примерно в пятьдесят названий. Но всё-таки…
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Андрей Белый и Александр Блок. Переписка 1903–1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2001.
Марина Цветаева, Борис Пастернак. Души начинают видеть: Письма 1922–1936 годов. М.: Вагриус, 2004.
Роман Тименчик. Анна Ахматова в 1960-е годы. М.; Toronto: Водолей Publishers; The University of Toronto, 2005.
В.Н. Топоров. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб: Искусство-СПб., 2003.
Лазарь Флейшман. Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов. [СПб.]: Академический проект, 2005.
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дмитрий Быков. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей).
М.Л. Гаспаров. Записи и выписки. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
Олег Лекманов. Осип Мандельштам. М.: Молодая гвардия, 2005 (Жизнь замечательных людей).
Вл.Новиков. Высоцкий. М.: Молодая гвардия, 2002 (Жизнь замечательных людей).
Омри Ронен. Из города Энн. СПб.: Издание журнала «Звезда», 2005.
Владимир Борисович КАТАЕВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; председатель Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН.
Обращу внимание и учителей и учеников на работы, авторы которых — сотрудники нашей кафедры. Это прежде всего книга под редакцией профессора Анны Ивановны Журавлёвой:
История русской литературы XIX века: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 2006.
В известной серии «Перечитывая классику» Издательства МГУ, где выпущено немало книг, полезных для словесников, старшеклассников и абитуриентов, назову три, посвящённые “трудным” авторам:
А.А. Илюшин. Поэзия Некрасова (1997) и Стихотворения и поэмы А.К. Толстого (1999).
В.А. Недзвецкий. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты (2003).
Н.И. Либан. Лекции по истории русской литературы. М.: Изд-во МГУ, 2005.
А.М. Песков. Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
Д.П. Ивинский. Пушкин и Мицкевич: История литературных отношений. М.: Языки славянской культуры, 2003.
А.М. Ранчин. На пиру Мнемозины: Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001.
А.А. Пауткин. Беседы с летописцем: Поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во МГУ, 2002.
В.Б. Катаев. Чехов плюс… Предшественники, современники, преемники. М.: Языки славянской культуры, 2004.
От редакции. Хотим назвать ещё одну книгу В.Б. Катаева — «Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова» (М.: Изд-во МГУ, 1998; серия «Перечитывая классику»), получившую признание многих словесников.