Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2006

Архив

В ДЕСЯТКУ!

Продолжаем печатать ответы на вопросы, заданные редакцией видным филологам, литераторам, педагогам (начало см.: № 5–10, 12–16, 18).

1. Назовите пять книг (литературоведческих, художественных), изданных в последние годы, которые полезно прочитать учителям литературы.

2. Назовите пять книг (художественных, научно-популярных и т.д.), изданных в последние годы, которые Вы советуете прочитать школьникам.

Николай Алексеевич БОГОМОЛОВ,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой публицистики и
литературной критики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Задача трудная, так как выходило много значительных книг и пятью никак не обойдёшься. Пусть простят меня авторы, чьи замечательные книги мне с жалостью пришлось вычёркивать из предварительного списка примерно в пятьдесят названий. Но всё-таки…

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Андрей Белый и Александр Блок. Переписка 1903–1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2001.

Марина Цветаева, Борис Пастернак. Души начинают видеть: Письма 1922–1936 годов. М.: Вагриус, 2004.

Роман Тименчик. Анна Ахматова в 1960-е годы. М.; Toronto: Водолей Publishers; The University of Toronto, 2005.

В.Н. Топоров. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб: Искусство-СПб., 2003.

Лазарь Флейшман. Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов. [СПб.]: Академический проект, 2005.

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Дмитрий Быков. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей).

М.Л. Гаспаров. Записи и выписки. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Олег Лекманов. Осип Мандельштам. М.: Молодая гвардия, 2005 (Жизнь замечательных людей).

Вл.Новиков. Высоцкий. М.: Молодая гвардия, 2002 (Жизнь замечательных людей).

Омри Ронен. Из города Энн. СПб.: Издание журнала «Звезда», 2005.

Владимир Борисович КАТАЕВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; председатель Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН.

Обращу внимание и учителей и учеников на работы, авторы которых — сотрудники нашей кафедры. Это прежде всего книга под редакцией профессора Анны Ивановны Журавлёвой:

История русской литературы XIX века: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 2006.

В известной серии «Перечитывая классику» Издательства МГУ, где выпущено немало книг, полезных для словесников, старшеклассников и абитуриентов, назову три, посвящённые “трудным” авторам:

А.А. Илюшин. Поэзия Некрасова (1997) и Стихотворения и поэмы А.К. Толстого (1999).

В.А. Недзвецкий. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты (2003).

Н.И. Либан. Лекции по истории русской литературы. М.: Изд-во МГУ, 2005.

А.М. Песков. Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

Д.П. Ивинский. Пушкин и Мицкевич: История литературных отношений. М.: Языки славянской культуры, 2003.

А.М. Ранчин. На пиру Мнемозины: Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

А.А. Пауткин. Беседы с летописцем: Поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во МГУ, 2002.

В.Б. Катаев. Чехов плюс… Предшественники, современники, преемники. М.: Языки славянской культуры, 2004.

От редакции. Хотим назвать ещё одну книгу В.Б. Катаева — «Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова» (М.: Изд-во МГУ, 1998; серия «Перечитывая классику»), получившую признание многих словесников.

Рейтинг@Mail.ru