Я иду на урок
Я иду на урок
Лариса СОСНОВСКАЯ
Лариса Викторовна СОСНОВСКАЯ (1967) — учитель русского языка и литературы школы № 49 г. Кемерово.
“Малая родина” в поэзии Николая Рубцова
Задачи урока
1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения.
2. Учить читать выразительно.
3. Продолжить работу над развитием речи.
4. Пробудить интерес к творчеству Николая Рубцова.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Родина… Отечество… Отчизна… — для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, — это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.
Работа над словом
На доске написано слово “родина”.
Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите. (Дом, речка, лес, город и т.д.)
Сегодня мы будем говорить о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.
(Чтение учащимся стихотворения «Тихая моя родина».)
Автор этого стихотворения Николай Рубцов.
(Чтение воспоминаний Станислава Куняева.)
“В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала Н.Рубцов, молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
— Здравствуйте! — сказал он со стеснительным достоинством. — Я стихи хочу вам показать…
— Давайте ваши стихи!..
Я начал читать.
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждою избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
— Как вас звать?
— Николай Михайлович Рубцов”.
Сегодня мы с вами поговорим о его творчестве.
(Открываю тему урока. Записываем в тетради.)
Вы сегодня услышите воспоминания о поэте его современников. Запишите вопрос: “Рубцов — поэт, человек. Какой?” Над ним вы будете думать в течение урока — делайте пометки в тетрадях.
Анализ стихотворения «Тихая моя родина»
Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопросы.
— Как рисует Рубцов свою “малую родину”?
(1-я строфа — 2 строчки, школа деревянная с новым забором, избы.)
— Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?
(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)
Сообщение по биографии
А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.
Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадренный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.
Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издаёт первую книжку.
— Совпали ли ваши наблюдения?
— Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите. (Выразил чувства.) Какие мысли, чувства выразил поэт? Совпадает ли автор и лирический герой? (Да). Будем поэта называть “лирическим героем”.
— Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого?
Эпитеты
— Родина тихая, жители ответили тихо, обоз проехал тихо.
Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?
(Лирический герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко?)
— И даже целая строчка повторяется. Какая?
(Тихая моя родина, я ничего не забыл.)
Это основная мысль стихотворения.
Прочтём шёпотом ещё раз строки: “Тихая моя родина”, “мать моя здесь похоронена”. Обратите внимание на ещё один художественный приём — аллитерацию, то есть повторение звуков, с помощью которых рождается тишина.
— Трава яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства?
(Радость от встречи.)
— Новый забор перед школою.
(Радость, восторг от встречи. Школа прежняя, лишь новый забор.)
Обратите внимание на последнюю строфу. “Связь жгучая, смертная”.
(Чувства кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком. Смертная — связь до смерти, до конца дней.)
Сравнения
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор.
— О чём говорит это сравнение?
(Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)
Метафора
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
(Как и в детстве).
Эти стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Читаю отрывок.)
“И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.
…Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…
Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?”
— Какая тема звучит в этом произведении?
(Тема “малой родины”. Что и у Рубцова в стихах.)
Какое родство душ, не правда ли?
— Что увидели общего?
Стихотворение «Звезда полей»
- Чтение наизусть стихотворения.
- Найдите строки, слова, которыми рисует поэт “малую родину”.
- Каким поэтическим средством языка он пользуется? (Первые две строчки — метафоры.)
- Прочитайте строки, которые являются лейтмотивом стихотворения. (Последние строки.)
- Чем необычны эти стихи? (Слово “звезда” повторяется 5 раз, с названием — 6).
Знакомство с символическими образами
Наверное, не случайно. Повторяясь, оно делает всё стихотворение звёздным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь ещё не раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие, это и его… “тихая родина”, это и звезда — Русь, и звезда — вся земля, всё человечество, как в этих стихах.
Прочитать последнюю строфу.
Выводы. Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы “малой родины” — это берёза, журавли, деревня, гнездо, дом, огонёк, храм.
Чтение стихов учителем
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
А это из «Посвящения другу»:
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
Доволен я буквально всем…
Я так люблю осенний лес,
Над ним — сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большоюСказать: — Я был в лесу листом! —
Сказать: — Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою…
Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная отличает поэзию Рубцова.
(Чтение воспоминаний Виктора Коротаева.)
“Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот он становится ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему”.
Немало пришлось Николаю Рубцову путешествовать, странствовать. Но его всегда тянуло на родину, домой. И не случайно мотив пути, дороги, образ путника, странника и даже бродяги занимает большое место в его поэзии. Но об этом у нас с вами состоится разговор позже, при новой встрече с Рубцовым. Я только скажу вам, что символ пути у Рубцова связан с движением между жизнью и смертью.
Поражает, насколько поэт обладал даром предвидения, пророчества. И это вылилось в стихах о России и его личной судьбе.
Чтение наизусть стихотворения «Я умру в крещенские морозы...»
Вы почувствовали, наверное, мотив движения, пусть и после смерти. Нет покоя и в вечном покое. Ведь он прожил очень короткую жизнь. Не дожил несколько дней до тридцати пяти лет.
Он умер зимой, в январе, в крещенские морозы, как и предполагал.
История его трагической смерти до сих пор толкуется и обсуждается. Возможно, в будущем и у вас возникнет потребность разобраться в причинах столь страшной развязки.
А сейчас обратимся к заданию, которое я вам предлагала. Каким видится Рубцов? Хочется ли читать его стихи?
Кто скажет о человеке лучше, чем друг. Друг Рубцова по институту, а позже критик Василий Оботуров писал:
“У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку — увы! — часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…”
«В горнице»
А другой критик, Юрий Селезнёв сказал ещё об одном достоинстве поэзии Рубцова:
“Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её… Многие стихи Рубцова — это песни в их эпическом смысле”.
Вслушаемся в музыку таких строк Рубцова.
(Исполнение по стихотворению «В горнице».)
— Вы убедились в правильности слов критика. Положите перед собой тексты. Какой поэтический образ, о котором мы говорили сегодня, есть в этих стихах?
(Первая и последняя строфа — мотив звезды, мотив пути.
Встреча с умершей матерью “высвечивается звездой”, и находятся душевные силы “лодку мастерить себе”, чтобы плыть дальше.)
Наш разговор о творчестве Николая Рубцова этим не заканчивается. Дома предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Тихая моя родина» — о своей родине, своих чувствах. Может быть, появится перекличка с поэзией Рубцова. Новая встреча с поэтом в 11-м классе.