Я иду на урок
Я иду на урок
Надежда ДУДИНА
Надежда Константиновна ДУДИНА (1957) — учитель русского языка и литературы школы № 15 г. Бийска Алтайского края.
Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному»
Оформление урока. Библия, отрывки из «Жития...», репродукция картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Эпиграф: Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).
Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство, стержень. (Слова с толкованием записаны на доске, по мере необходимости учащиеся сами обращаются к ним.)
Ход урока
Чтение учащимися эпиграфа.
В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: “Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?”
Церковный раскол как историческое явление
(Сообщение ученика)
С началом царствования Алексея Михайловича Романова (с 1645 года) наступила эпоха государственных реформ. Было издано законодательное «Соборное уложение» (1649), которое было основным законом России до 1830-х годов, главным сводом законов Русского государства. В 1653 году патриарх Никон заручился содействием царя и смело начал церковно-обрядовую реформу (1653–1655).
Никон повелел заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное, сократить земные поклоны при чтении покаянной молитвы Ефрема Сирина, “творить” вместо коленопреклонений поклоны в пояс, начал исправлять церковные книги в соответствии с современными ему греческими, изменять обряды по образцу современных греческих. Реформа Никона ставила целью унификацию богослужения по всей стране, централизацию церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Это отвечало задачам государственного единства.
Порядки, вводимые Никоном, породили возмущение в народе — от князей, бояр и духовенства до простых людей: люди восприняли это как крушение русской истинной “старой веры”, как новую “ересь”. Особенно яростное неприятие вызвала замена двуперстного знамения троеперстным. Возник “церковный раскол”. Сторонников реформы стали называть “никонианами”. Никониане же стали называть противников реформ “раскольниками” (сами раскольники называли себя “верными”, “старолюбцами”, “старообрядцами”). В среде “старолюбцев” возродились древние легенды о наступающем “конце света”. Царь Алексей Михайлович и Никон воспринимались как предтечи антихриста, готовящие ему путь.
На раскольников обрушились гонения. Восемь лет (1668–1676) осаждали царские войска Соловецкий монастырь, отвергнувший реформу. Войска двигались на Север и в Сибирь, искали скиты “старолюбцев”. В ответ “старолюбцы” прибегали к массовому самосожжению. Гонениям подверглись и приближенные царя, которые отстаивали “старую веру”. Среди них был протопоп Аввакум.
Аввакум — “неистовый протопоп”: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма
(Сообщение ученика)
Аввакум родился в 1620 году (по другим данным — в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника Петра. Когда отец умер, мать женила сына на дочери кузнеца, сироте Анастасии. Читая святоотеческую литературу, Аввакум приобрёл в этой области глубокие познания. Тогда же Аввакум ощутил в себе природный дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником, откуда через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце-Повольском (сейчас — город Юрьевцев Ивановской области).
Протопоп (протоиерей) — старший священник.
В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа кремлёвского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь, а также Иван Неронов, наставник Аввакума. Аввакум сближается с этим кружком, ратует за возрождение активной пастырской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергается нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов с двумя большими плясовыми медведями.
В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка боголюбцев пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человек, за которого они хлопотали, был земляк Аввакума митрополит Никон, в том же 1652 году ставший патриархом.
А великим постом 1653 года Никон взялся претворять в жизнь ту реформу, которая привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.
В сентябре 1653 года Аввакума пытались “расстричь”, то есть лишить священного сана, но по просьбе царя оставили это намерение. Потом он был посажен в тюрьму, а затем, в 1654 году, выслан в Тобольск со всей семьёй по указу Никона и с согласия царя. Здесь он жил около двух лет, а потом был включён в отряд сибирского землепроходца — воеводы Афанасия Пашкова и был вынужден пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до Нерчинска по ещё не покорённой Сибири. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью, которая терпела все мучения скитания.
В начале шестидесятых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Царь попытался привлечь к себе тех, кого раньше преследовал вместе с Никоном. Аввакум был вызван из Сибири в Москву (1662), где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ, и бесстрашно выступил в защиту “старой веры”, убеждая царя отказаться от новшеств.
В 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с семьёй, на сей раз на север, в Пустозерский острог. Однако Аввакума не успели довезти до места ссылки: его вызвали в Москву на суд церковного собора.
Церковный собор (1666–1667) был созван по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и для избрания нового патриарха. Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят — передан анафеме — “священным собором”. Но Аввакум в ответ сам проклял этот собор — так велика была его вера в истинность своих убеждений в двуперстное знамение.
Тогда Аввакума и его товарищей — монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Фёдора — навсегда сослали в далёкий Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума же заступились царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.
В Пустозерске каждому из заключённых была приготовлена отдельная “земляная тюрьма”, покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и “дровишки”. Но “соузники” нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Все они стали писателями, несмотря на изувеченные руки. Именно здесь, в Пустозерской “земляной тюрьме”, лишённый возможности проповедовать истинную веру и спорить со своими противниками, Аввакум и написал своё «Житие». Как и послания к пастве, оно проникнуто пафосом защиты “старой веры”. Своих единомышленников Аввакум называл “верными”, “горемыками миленькими”, глубоко переживал за своих духовных детей. В тюрьме, не имея под рукой никаких книг, он на память точно цитировал богослужебные книги, сочинения отцов Церкви, жития святых.
Стрельцы, охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли в Москву сочинения Аввакума и других старцев. Популярность Аввакума, мученика за “старую веру”, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.
Слово учителя. Протопоп Аввакум — глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672–1673 годах во время его ссылки в Пустозерске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе собственной биографии.
— Что поразило вас в названии? Почему «Житие» написано самим Аввакумом?
(Аввакум пишет «Житие» почти в пятьдесят лет. Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких. Значит, это проповедь определённых взглядов, а с точки зрения художественной — разрушение средневекового канона жития.)
Чтение отрывков из «Жития…». (Читают подготовленные дома учащиеся.)
1. Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.
2. В сибирской ссылке.
3. Возвращение из ссылки.
Перед чтением отрывков даются задания.
- Сформулируйте главную мысль отрывка.
- Какие качества Аввакума проявились в эпизоде?
Беседа
— Каким представляется вам протопоп Аввакум по отрывкам «Жития…»?
Аввакум верен своим убеждениям, борется за них, силён духом, что позволяет ему переносить физические и нравственные муки, издевательства, пытки, голод, тюремное заключение. Можно отметить его человеколюбие, широкую добрую душу (рассказ о “курочке чёрненькой”, отношение к Марковне, детям задевают за живое).
Герой — человек мягкий, добрый, его глубоко трогает всё, что он видит, он вовсе не кажется человеком несгибаемой воли, борцом за веру, за правду.
Сообщение ученика. Рассказ по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (при подготовке полезно использовать разбор этой картины, содержащийся в статье Л.Чёрной «Лицо раскола» — газета «История» ИД «Первое сентября». 2004. № 26).
Боярыня Морозова — духовная дочь Аввакума. Сила её протеста и приверженности “старой” вере потрясают зрителя.
Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой.
— Что оно открывает нам в личности протопопа?
Аввакум ощущает себя пастырем, наставником “Христова стада”. Это его миссия. Текст очень эмоционален: от грубой ругани до нежной признательности. Отстоять правду — главное для Аввакума.
Особенности стиля и языка (работа в группах).
Вопросы группам
1-я группа. В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в «Житии»?
2-я группа. Какие художественные приёмы (тропы) использует автор?
3-я группа. Как речь героя характеризует его?
В «Житии…» умело употреблена разнообразная лексика: это и разговорно-бытовая, и даже просторечная бранная, и благодаря этому житийное повествование превращается во взволнованный рассказ о прожитой жизни с эмоциональным отношением к друзьям и “мучителям”, к “еретику Никону и царю Алексею Михайловичу”. В посланиях к царю Аввакум выступает как трибун, как философ, верующий в творчество истины и бессмертие праведника. Бесхитростное по стилю писание благодатного Байкала, написанное простым языком, завершается выводом: всё это Христос сотворил ради человека. Это утверждение становится поворотным для смены темы и стилистики: описание переходит в страстную проповедь, автор обличает человека, который недостоин Божьей милости. Динамика обличения подчёркнута старославянизмами; автор поднимается до упоминания о судном дне, на котором станет ясной сущность каждого человека, и прочит прощения: “…аз согрешения паче всех человек”. Аввакум проявил новаторское отношение к языку произведения, смело соединил простонародные и церковно-славянские слова и выражения.
Составление таблицы
Аввакум выступает новатором, разрушает средневековый канон. Перед нами автобиография героя, в которой всё подчинено защите “старой” веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком “подлом” языке. Этот текст имеет публицистический пафос.
Сообщение о гибели протопопа Аввакума. (Чтение отрывка из романа Д.Л. Мордовцева «Великий раскол» — читает учитель.)
Диспут
— Можно ли назвать Аввакума “фанатиком веры”? Чем можно оправдать его фанатизм?
В личности Аввакума проявились такие черты, как вечное правдоискательство, беззаветная преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Отстаивание Аввакумом веры, своих нравственных убеждений не приносит людям зла.
В «Житии Аввакума…» изображены разные настроения героя. У каждого человека в жизни бывают периоды, когда одолевают печаль, грусть, раздражение, скука.
— Как можно выйти из этого состояния? (Используйте примеры из жизни протопопа Аввакума, Библии.)
Обратимся к эпиграфу урока. Передаёт ли это высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума?
Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Аввакума называли “неистовым”, “борцом и пророком»? Каково ваше мнение об Аввакуме?»