Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

М.Н. Бойко. АВТОРСКИЕ МИРЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 376 с. М.Н. Бойко.
АВТОРСКИЕ МИРЫ
В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX ВЕКА. СПб.:
Дмитрий Буланин,
2005. 376 с.

Понятие “картина мира”, как часто бывает, возникло в смежной науке. Впервые его употребил философ Л.Витгенштейн в своём труде «Логико-философский трактат» (1921), позднее оно перешло в антропологию, семиотику, в литературоведение.

В известном «Словаре культуры ХХ века» В.Руднева картина мира толкуется как “система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира”.

В литературном произведении картина мира предполагает (обратимся к идеям Г.Д. Гачева) создание системы архетипов, проявляющихся в сложной системе мотивов. Она представляет собой многослойное поле, состоящее из символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельности и вместе имеет свое значение и эмоциональную окраску, отражающуюся в доминантных приёмах (гиперболе, сравнении, эпитетах…). Картина мира каждого писателя уникальна, она складывается годами под воздействием многих факторов: доминантные установки даёт национальная культура, а также эпоха, в которой формировался автор.

Изучению картины мира русских писателей рубежа ХVIII–ХIХ вв. и посвящена монография М.Н. Бойко. Исследователя не случайно привлекла указанная эпоха: в это время происходит трансформация русской философии и культуры, которая в значительной мере повлияла на развитие русской литературы в дальнейшем. При этом нельзя не учитывать и серьезного разлома, объективно существующего между двумя столетиями. ХVIII век — это “эпоха освоения западноевропейских параметров”, поэтому “делом XIX века становится не только развиваться, но и с пристрастием выбирать, отсеивать, трансформировать европейские эстетические традиции”.

На основании анализа взаимодействий европейской традиции и процесса формирования отечественных жанров М.Н. Бойко выделяет несколько тенденций, которые существенно повлияли на развитие русской литературы. Прежде всего, возникает герой нового типа, проявляющийся не сразу, постепенно, “в движении по какой-либо жизненной колее, живущий внутри какой-либо истории”. Одновременно возникает интерес к конкретному человеку, к истории его жизни. “Русская культура XIX века в целом занята выращиванием сугубо российского мироощущения и неповторимых эстетических подходов”.

На этой почве формируются ведущие писатели первой половины XIX века с собственными картинами мира — Карамзин, Батюшков, Вельтман, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров. Исследователь подробно анализирует авторскую картину мира каждого из них, что, помимо прочего, даёт учителю-словеснику обширный материал для обозначения общих черт хрестоматийных произведений, относящихся к определённому времени или литературному направлению, для объяснения учащимся, чем художественное мировосприятие одной эпохи отличалось от другой.

Н.В. СОСНОВА,
аспирант МПГУ.
Рейтинг@Mail.ru