Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2006

Архив

Школа в школе

География России в XVIII веке

Карты нашей страны существовали уже к началу XVII века. «Чертёж земли Московской», который рассматривает царевич Фёдор Годунов, — не выдумка Пушкина, около 1600 года был составлен «Большой Чертёж всему Московскому государству». За XVII век русские прошли Сибирь и Дальний Восток, успели установить, что Чукотка отделяется от Америки проливом (Никитин Н.И. Встречь солнца: О походе С.И. Дежнёва // География. 1999. № 29, 30), но вскоре забыли об этом, поэтому пришлось снаряжать новую экспедицию.

Труды русских землепроходцев позволили к началу XVIII века составить «Чертёж всей Сибири» и первый русский атлас — «Чертёжную книгу Сибири», их авторами были Семён Ульянович Ремезов и его сыновья; памятник Ремезову поставлен в Тобольске, его имя носит одна из улиц города.

В 1716 году была издана на русском языке «Всеобщая география» голландца Бернхарда Варена (или — на латинский манер — Бернхардуса Варениуса), получившая у нас название «География генеральная, небесный и земноводный круги купно с их свойствы и действы в трех книгах описующая».

Но “земноводный круг” был известен ещё недостаточно, исследования продолжались. Русские исследовали побережье Северного Ледовитого океана, а дойдя до Тихого, не остановились и продолжали двигаться на восток так далеко, что дошли до мест, которые американцы называют сейчас Дальним Западом. В 1741 году корабли Витуса Йонассена Беринга и Алексея Ильича Чирикова достигли северо-западных берегов Америки, и с тех пор, в течение более чем столетия, эти земли были известны как Русская Америка (Деев М.Г. Камчатские экспедиции Витуса Беринга // География. 1999. № 4). Обычно говорят о том, что Россия владела Аляской, но русские владения простирались далеко на юг, до Сан-Франциско. В создании Русской Америки особая роль принадлежит Григорию Ивановичу Шелихову (пишут также Шелехов), одному из основателей Российско-Американской компании, заложившему ряд поселений на берегах Америки и прилегающих островов Евдокимов В.И. Землепроходец Шелихов // География. 1999. № 11. Произошло событие, оставшееся незамеченным, но очень знаменательное: высшая точка России переместилась на другой континент. В течение XVII века она была на Алтае (гора Белуха), потом скоро дошли до Камчатки, и её сменила Ключевская сопка. А во второй половине XVIII века под власть России отошла северо-западная оконечность Кордильер с их высшей точкой. Её тогда никто не знал, высота горы (а это 6193 м) измерена не была, названия у неё не было (более века спустя она была названа в честь 25-го президента США — Мак-Кинли). Но она существовала, находилась на российской территории и, следовательно, была высшей точкой нашей страны. (Конкурс “Географическое пополнение”. итоги мартовского тура // География. 2006. № 12)

Любая страна, тем более такая обширная, как наша, всегда делится на части, управляемые каким-то местным начальством — наместниками, воеводами и т.д. В России были уезды, их к концу XVII века 166, не считая многих волостей, которые по размеру были близки к уездам. Петр I произвёл официальное административно-территориальное деление России, образовав восемь огромных губерний, из которых семь занимали почти всю Европейскую Россию, Сибирская же, с центром в Тобольске, — Сибирь, Дальний Восток и северо-восток Европейской России. К 1714 году число губерний увеличилось до девяти. В 1719 году вторая петровская реформа, не изменив принципиально число губерний (их стало 11), коснулась в основном более мелких территориальных единиц, на которые губернии делились.

После Петра “царило много лиц, царей не слишком много, а более цариц”. Почти каждый монарх вносил что-то своё, но губернии оставались очень большими, управлять ими было чрезвычайно неудобно.

В 1775 году, на четырнадцатом году своего царствования, Екатерина II произвела коренной передел губерний, увеличив их число вдвое, а за последующие десять лет образовала ещё несколько, так что к 1785 году в России стало 40 губерний. По-прежнему огромной поначалу оставалась Сибирская губерния, считали, наверное, что там и управлять-то нечем; но в 1782 году её всё же ликвидировали, образовав Тобольское (с двумя областями), Колыванское и Иркутское (с четырьмя областями) наместничества. Хотя сейчас в России в два с лишним раза больше административно-территориальных единиц первого порядка, считают всё же, что именно реформа Екатерины создала базу для деления России на основные территориальные единицы.

Составной частью екатерининской реформы было создание типичного облика русских губернских городов. Эти города очень разные (например, Кострома, Тверь, Рязань), но непременное требование, которое предъявлялось к центрам губерний, — наличие генерального плана развития города. В центре располагались административные здания, торговые ряды, обычно каланча.

Павел I пытался после своей горячо любимой матушки изменить всё возможное, чтобы стереть память о ней отовсюду — из законов, с карты. Не миновала эта участь и административно-территориального деления. Число губерний было сокращено с 51 до 42, многие границы перекроили. Но как недолог был век Павла, так коротка была и жизнь павловской реформы. В первый же год своего правления Александр I восстановил сетку губерний, принятую при Екатерине, сохранив, впрочем, некоторые новые губернии, созданные при Павле.

К началу XIX века Россия подошла, имея западную границу, близкую к границе Российской империи в предоктябрьский период или границе СССР; на востоке она владела ещё землями в Америке. А на юге ещё не было кавказских владений, присоединённых в первой половине XIX века, и среднеазиатских, вошедших в состав России в его конце. И исследована территория была довольно прилично, белым пятном оставались лишь земли к северо-востоку от Лены.

Константин ЛАЗАРЕВИЧ («География»)
Рейтинг@Mail.ru