Архив
Школа в школе
Образ века
Литература, посвящённая искусству XVIII века, настолько обширна, что для её сколь-нибудь полноценного обзора не хватит никакой газетной площади. Мы взяли на себя смелость выбрать всего четыре книжки, чтобы предложить вам и вашим ученикам для дополнительного чтения и лучшего понимания контекста, в котором развивалась русская литература.
Классикой жанра является соответствующий том «Малой истории искусств», выходившей ещё в советское время и, к сожалению, оставшейся неоконченной. Русскому искусству посвящён последний раздел, и он носит скорее обзорный характер. Тем не менее все основные линии прослежены, и для учащегося, только начинающего знакомиться с вопросом, книга может оказаться замечательным введением в тему. А главы, посвящённые искусству зарубежных стран, позволят сравнить достижения русского искусства с мировыми и лучше понять логику его развития.
Другая история искусств, получившая название «Краткой», написана одним автором — замечательным знатоком темы Н.А. Дмитриевой. Это скорее популярное издание, чем научное, а потому и язык легче и образнее, и автор свободнее в выражении своих взглядов. Книгу это не портит, а, наоборот, делает более личностной, приближённой к читателю.
И здесь русскому искусству посвящён только один раздел (во II томе). Он начинается словами, задающими тон всему дальнейшему изложению: “История искусства не знает более крутого поворота от Средневековья к Новому времени, чем в России начала XVIII века”. Для нас очень важно внимание, которое автор уделяет историческому контексту. Русское искусство при всей его самобытности, сохранившейся даже в эпоху серьёзного влияния Запада, оказывается прочно связано с событиями не только русской, но и мировой истории. Это кажется очевидным до банальности, однако далеко не все авторы владеют материалом настолько, чтобы не рассматривать искусство в отрыве от истории.
Для углублённого изучения темы книга Н.А. Дмитриевой вряд ли подойдёт, но отменный стиль изложения вкупе с совершенным владением предметом делают её незаменимой для использования в школе.
Более узкой теме посвящена работа Е.Ф. Петиновой «Русские живописцы XVIII века: Биографии». Здесь, в отличие от ранее рассмотренных работ, вы не найдёте сведений об архитектуре и скульптуре, зато история живописи изложена подробно.
Открывается издание статьёй о рождении, оформлении и стремительном развитии русской станковой живописи, автор подробно рассказывает о таких её жанрах, как пейзаж, портрет и натюрморт. Далее следуют расположенные в хронологическом порядке творческие биографии наиболее значимых русских художников этого периода: от Петровской эпохи до времени правления Павла I.
Е.Ф. Петинова, будучи великолепным популяризатором, последовательно открывает перед нами страницы истории живописи XVIII века, показывает, как повлияло на русскую светскую живопись европейское искусство. Касаясь смены стилей, развития и трансформации живописных жанров, автор особое внимание уделяет главному, по её мнению, изменению отношения живописца к изображаемому. Помпезная кичливость, яркость и богатство окружения и фона, эмоциональная оценка личности сменяются объективной “отстранённо безжалостной правдивостью”.
Судьба Ивана Никитина, любимца Петра I, наглядно демонстрирует, как шёл процесс формирования национальной художественной школы и какой эмоциональный подъём испытывала Россия в то время. Для художников открываются новые, ранее недоступные горизонты: “век свершений трудных” начался, и “птенцы гнезда Петрова” полны творческих замыслов, энергичны и много пишут. Но вот Пётр I умирает, Никитина увольняют из штата придворных живописцев, лишают любимой работы, ссылают.
Однако жизнь продолжается, искусство не умирает и, трансформируясь, приобретает иные, ещё более притягательные формы. Появляются новые мастера живописи. Среди них Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, А.П. Лосенко и многие другие... Каждому из них посвящена отдельная глава.
Уникальное издание «Как любопытный скиф...» О.Чайковской посвящено связи русского портрета и мемуаристики второй половины XVIII века, что делает его для учителя литературы “социально близким”. Это совершенно замечательная работа, которую смело можно рекомендовать каждому интересующемуся искусством и литературой этого времени. Автор рассматривает живописные портреты эпохи в сопоставлении с мемуарной прозой и с самого начала ставит главный вопрос: почему бурный на события век породил такое спокойно-невозмутимое достоинство в портретах и описаниях.
Ответ на вопрос выдавать не будем в надежде, что вы сможете найти и прочитать эту книгу. Но всё же показательную цитату не можем не привести. “Они никого не судят, художники XVIII века, и тем более не чинят расправы. Они вглядываются в свою модель — это медленное чтение человеческой души. Отбросив всё суетное... они обращаются к духовности... в состоянии раздражения, насмешки и даже праведного гнева никак не разглядишь глубины человеческой души. А перед художником той поры стояла именно эта задача”.
И от себя добавим — не только перед художником. И не только этой поры. Чем не камертон для преподавания русской литературы?