Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2006

Архив

Школа в школе

За XVIII веком — в Интернет

Учителям и ученикам, готовящимся к урокам по литературе, а также истории и культуре XVIII века, будет небезынтересно узнать о некоторых полезных интернет-ресурсах, обращение к которым может заставить по-новому взглянуть на это время.

В рамках Живого Журнала существует очень своеобразное интернет-сообщество любителей XVIII века. Его адрес: http://community.livejournal.com/18century_ru/ Для тех, кто не знает: Живой Журнал — это система личных дневниковых записей, которыми пользователи обмениваются почти в ежедневном режиме. Можно писать всякую ерунду (часть пользователей этим и занимается), а можно организовывать и серьёзные сообщества по интересам. Все темы обсуждения в названном нами сообществе так или иначе связаны с “предпозапрошлым столетием”. Вот как изящно сформулирована тематика сообщества на главной его странице: «Предпозапрошлое столетие, или ежедневные листки для приятнаго и полезнаго препровождения праздных часов всякаго возраста и состояния людей, включающие в себя лучшие Российские и с главнейших языков переведённые Сочинения; разные разсуждения; новейшия Известия; гравюры, выполненныя лучшими мастерами; а также письма читателей и проч., издаваемые от Общества старающихся о просвещении».

Читая эти “ежедневные листки”, можно узнать, например, о жанре литературного прощания, об истории салонов Санкт-Петербурга с 1703-го по 1756 год, о том, как называлась придворная служба накрытия столов и поставки еды, о том, какой роман XVIII века сейчас наиболее популярен среди читателей, какие наркотики активно употреблялись в XVIII веке, увидеть фотографии знаменитых кондиций, которые были разорваны Анной Иоанновной (и заодно почитать бурное обсуждение вопроса, почему они разорваны по вертикали и очень аккуратно), и т.д.

Обсуждаются здесь и филологические вопросы. Из наиболее близких к школе рекомендуем статью о том, что значит слово “лая” у Тредиаковского и почему оно трансформировалось в “лаяй” в знаменитом эпиграфе из «Путешествия из Петербурга в Москву» (http://community.livejournal.com/18century_ru/130558.html), а также любопытный материал, связанный с переводом текста Радищева на современный русский язык, выполненный челябинским журналистом В.Феркелем, — с примерами перевода (http://www.chelglobus.ru/literature/Radishev/).

Читатели обсуждают в сообществе книги о XVIII веке, последние публикации, конференции и т.п. Здесь же можно задать вопрос на любую тему, связанную с XVIII веком, — как правило, ответ находится даже в самом экзотическом случае. По крайней мере возникает бурная дискуссия, очень живая и непредсказуемая в своих поворотах. Так произошло, например, в случае со странными цитатами относительно Елизаветы Петровны. Один из пользователей задал вопрос: “Ценитель искусств барон Н.Н. Врангель, автор блестящего эссе о «дщери Петровой», описал её так: «Всепресветлейшая Елисафет», Всемилостивейшая Государыня, «Венера», женщина «с глазами, полными воробьиного соку». В другом описании Елизаветы встречаем такую же странную характеристику: «хорошо сложена, прекрасного роста; прелестное круглое лицо, глаза, полные воробьиного сока (sic), свежий цвет лица и красивая грудь». Что же такое «воробьиный сок»? Дискуссию, мгновенно вспыхнувшую вокруг этого понятия, читаешь, как детективный роман (желающих отсылаем к обсуждению http://community.livejournal.com/18century_ru/126011.html).

В этом сообществе можно найти массу полезных ссылок по XVIII веку (часть из них собрана и систематизирована по адресу http://community.livejournal.com/18century_ru/67401.html). Отметим среди них две, очень полезные и учителю, и ученику: сайт «Электронная библиотека русской литературы XVIII — начала XIX века» (http://www.rvb.ru/18vek), на котором есть практически все тексты произведений, не всегда, кстати, доступные современному читателю, а также страницу Натана Эйдельмана, чьи книги очень полезны изучающему XVIII век (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM — по этому адресу выложены тексты основных его книг).

Кстати, задали в этом сообществе вопрос и мы, попросив его участников назвать книги, которые, с их точки зрения, было бы полезно прочесть о “безумном и мудром столетии” учителям и ученикам, а также указать те литературные произведения XVIII века, которые и сегодня ещё “живы”. В течение одного дня мы получили два десятка ответов. Вот что пишут нам пользователи Интернета — современные люди (в том числе и очень молодые), интересующиеся “предпозапрошлым столетием” (любопытно здесь посмотреть и как это делается — стилистически и даже орфографически, послушать их живой голос).

Я не возьмусь рекомендовать что-то по собственному опыту, я всё-таки была ребёнком довольно специфическим, но…

1. Я читала в детстве — именно в классе 7–8-м — «Ледяной дом» Лажечникова с восторгом и удовольствием. Для старшего возраста он уже скучен, а для 13–14 лет — самое то, наряду с Дюма.

2. Тогда же и тоже с удовольствием я читала всевозможные сборники — «Русская сатира XVIII в.».

3. Возможно, были бы интересны мемуары Екатерины II и мемуары Дашковой. Они переведены, кажется, с французского, поэтому легко читаются.

4. С поэзией сложнее, надо объяснять каждое произведение, непонятные слова, выражения, почему здесь именно так, а не иначе… Возможно, было бы интересно взять историю басни (тем более что Крылов входит в программу): пару басен Тредиаковского, Сумарокова, Майкова, Хемницера, Дмитриева и Крылова. В БВЛовском сборнике «Поэзия XVIII в.» они есть. Можно то же самое сделать с переводами анакреонтики и довести дело до Пушкина и современных переводов.

5. Обязательно нужно что-то из Тредиаковского, Державина, Ломоносова, но здесь важно именно что разбирать каждое стихотворение, потому что дети считают их непонятными: это другой язык, другой тип текста.

Из книг: увы, могу порекомендовать только сугубо специальные вещи:

  • Университетские учебники по XVIII в.: Гуковский, Орлов, Благой (некоторые главы).
  • «Культурные конфликты в истории русского литературного языка XVIII–XIX вв.» В.М. Живова. Книга довольно редкая и сложная, но для понимания XVIII века очень нужная. Можно ещё взять статью Житецкого «К истории литературной русской речи XVIII столетия», она есть в Интернете на сайте feb-web.ru в «Известиях АН». Да и попроще она написана.
  • Был когда-то хороший «Словарь юного литературоведа», можно рекомендовать главы о XVIII веке: помню, читала в своё время в школе, написано всё легко и доступно.
  • Ещё в своё время издавалась книга Рассадина «Сатиры смелый властелин», о Фонвизине.
  • Детям — всевозможная мемуаристика на выбор, возможно, в отрывках. Очень хорошо даёт представление об эпохе и способна заинтересовать детей.

* После Лажечникова никто на уроки ходить не станет — скука же смертная! Про Державина — Ходасевич, конечно. Так как театр — главная часть литературы, то, конечно, Фонвизина, Княжнина и трагедии Сумарокова (скука тоже, ещё та (для детей), но нужная! Не в пример Лажечникову).

* Для школьников — Эйдельман, конечно. «Грань веков», «Твой восемнадцатый век».

* Вот что обязательно стоит, так это Веру Проскурину «Мифы империи: литература и власть в эпоху Екатерины II» (М.: НЛО, 2006). Основной упор на поэтической традиции описания власти, власти женщин — в первую очередь, как литература оправдывала её. Это интересно для себя, ну и школьникам можно две-три байки рассказать…

Это очень сложный вопросъ на самомъ дл. Нкоторыя соображенiя.

1. Читать XVIII вкъ въ программ тогда, когда это положено, безполезно. Слишкомъ сложно по языку и слишкомъ противорчитъ возрастной стилистик. Съ оговорками можно Державина (Мещерскаго и Снгиря, отрывки изъ Водопада). Изъ поэзiи, думаю, это всё.

2. Съ мемуарной точки зрнiя я бы порекомендовалъ «Золотой вкъ Екатерины Великой» (М., 1996), особенно мемуары С.А. Тучкова: дтямъ чрезвычайно важно прочитать, какъ совсмъ молодой офицеръ принимаетъ отвтственныя ршенiя на защиту крпости и самостоятельную операцiю по отступленiю отъ Вильны на соединенiе съ армiей.

* 1. Советские университетские учебники читать не надо никому, ни учителю, ни детям. Гуковский может быть полезен для справок и сведений, ну и, конечно, главой про Кантемира, написанной Пумпянским.

2. Учителям — «Беседы...» Лотмана (их и детям можно); парадоксальным образом полезен III–IV том старой академической «Истории русской литературы», выходившей в 1940-х. Эти разделы собирал Гуковский, и они очень компетентно сделаны. Я бы сказал, «К вопросу о русском классицизме» Пумпянского — одна из самых тонких работ о русском XVIII веке, хотя неясно, что с ней делать учителю: общая концепция там отчасти завиральная и детям её не объяснить, а тончайшие частные наблюдения изложены очень темно (вообще все работы этого автора о XVIII веке заслуживают прочтения). Ну и, конечно, Гуковского «Русскую поэзию XVIII века», лотмановские работы о XVIII веке и «Оду как ораторский жанр» Тынянова. Книга Живова, упомянутая выше, не редка: она переиздана под названием «Язык и культура в России XVIII в.», кажется, в «Языках славянской культуры» в 1996 году.

* Суворов. Письма и комментарии. Изд. Литпамятники. «Потёмкин и Суворов».

«Юности честное зерцало».

Сочинения Радищева.

Крашенинников, «Описание земли Камчатки» или Сарычев, «Путешествие капитана флота Сарычева».

* Очень рекомендую книгу «Авантюристы Просвещения» Строева. Очень познавательно в плане европейской культуры и того времени. Из неё, кстати, вышла бы хорошая вводная лекция к истории или литературе XVIII века, после которой многое будет легче восприниматься.

* Сейчас заканчиваю девятый филологический класс, поэтому рекомендую то, что мне было интересно читать из литературы XVIII века. Начать нужно с Тредьяковского, Ломоносова и Сумарокова, при этом необходимо показать их творческую связь и полемику друг с другом (для этого можно использовать «Критику на оду» Сумарокова, его собственные оды, а также «Эпистолу 2»). Кстати, для лучшего понимания фонвизинских комедий можно использовать комедии Сумарокова, например «Тресотиниуса».

Затем необходимо рассказать о творчестве Державина, при этом для изучения «Фелицы» потребуется «Сказка о царевиче Хлоре» Екатерины II. Кроме этого, помимо уже названных, можно использовать «Видение Мурзы», «Властителям и судиям», «Евгению. Жизнь Званская» (затем оно пригодится, когда будет анализ пушкинской «Деревни»).

«Россиаду» Хераскова я бы не советовал читать, так как по собственному желанию её прочёл и больше у меня желания её читать нет. Но связать Фонвизина с Державиным могут ранние комедии Крылова (очень советую «Трумф», так как действительно смешная, хотя «Модная лавка» и «Урок дочкам» тоже замечательные). Из произведений Фонвизина рекомендую «Всеобщую придворную грамматику» и журнал «Стародум, или Друг честных людей». Плавный переход между Фонвизиным и Радищевым может образовать крыловская «Почта духов», а закончить XVIII век можно Карамзиным.

Рейтинг@Mail.ru