Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Наталия Котляревская


«Фонвизин-гимназист встречается с Ломоносовым у И.И. Шувалова». С гравюры Мультановского по рисунку В.Крюкова. 1893 г.

Литература в классе как она есть

Дневник учителя-словесника

Продолжение. Начало в № 15.

Уроки по «Недорослю»

7 сентября

Вот планы, придуманные мною летом.

Урок 1. Театр и драматургия. Первое знакомство с комедией Д.Фонвизина

1. Чтение строк из «Евгения Онегина» (“Волшебный край...”, строфы ХVIII, ХХ, как эпиграф к уроку).

2. «Театр и я». (Устные высказывания учащихся на тему.) Составление “театрального” словарика.

3. Краткий рассказ о рождении русского театра.

4. Слово о Д.И. Фонвизине.

5. Комедия Фонвизина «Недоросль» (1781) — пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании. Знакомство с действующими лицами. “Говорящие” фамилии. Словарная работа: не-до-рос-ль.

6. Инсценирование 1-го и 2-го явлений («Тришка и кафтан»).

7. Чтение первых семи явлений I действия.

8. Итоги. С какой главной проблемой мы встретились в пьесе? (С проблемой воспитания.)

Домашнее задание

1. Прочитать комедию.

2. Передать в виде связного высказывания её сюжет.

3. Творческое задание (через неделю) — инсценировать одно из явлений или сочинить свою сценку «Воспитание современного Митрофанушки».

Урок 2. Воспитание Митрофана

1. Поговорим о прочитанном. «Недоросль» в читательских высказываниях учащихся. Отрицательные и положительные персонажи в пьесе. Какие интереснее, живее, ближе?

2. Викторина «Узнай героя». Подвести к выводу: положительные персонажи все одинаковые, скучные, ввести термин резонёры.

3. Воспитание Митрофана.

4. Чтение эпизода «Урок Митрофана» — д. III, явл. 7–8.

— Над чем заставляет нас смеяться Фонвизин? Кто виноват, что Митрофан таков?

5. Выводы о характере героя и мастерстве Фонвизина-сатирика.

Домашнее задание. Устное сочинение «Воспитание Митрофана».

Урок 3. Творческая мастерская. Пьеса «Недоросль» в драматургических опытах восьмиклассников

1. Проверка домашнего задания.

2. Инсценирование отдельных фрагментов пьесы.

3. Чтение финальной сцены и её анализ. Прощание с «Недорослем» — до «Капитанской дочки».

7 сентября

“Ненавижу театр!”

А теперь о том, как оно было на самом деле. Но сначала, чем мы занимались до «Недоросля».

Беседу о театре пришлось перенести на уроки русского языка (всё-таки их на один час больше). Когда составляли “театральный словарик”, выяснилось, что дети не понимают каждого второго слова, как будто речь шла на иностранном языке. Я заглянула в учебник английского: оказывается, параллельно эта тема — «Театр» — изучалась и там. Долго разбирались, где что находится (партер, ложи, бельэтаж...).

Прихожу к мысли, что время упущено, этим надо было заниматься в начальной школе.

В начале урока читаю пушкинский гимн театру: “Волшебный край! Там в стары годы...” И далее: “Театр уж полон; ложи блещут...” Что-то дрогнуло, но далеко не у всех. “Это про балет? Да? А я там была...”

Наконец считаю, что класс готов к написанию мини-сочинения (10–15 минут). Тема: «Театр и я».

Страсти разгорелись на перемене, когда я сказала, что на следующем уроке будет мини-сочинение на такую тему. Один тут же протянул: “У-у, театр... Не люблю! Чего там любить?”, другой: “Ненавижу театр!”.

Стараясь держать себя в руках, пытаюсь объяснить, что они не правы, что театр — это праздник, им просто до сих пор не везло, и мы обязательно пойдём на какой-нибудь замечательный спектакль в самый лучший театр.

В глазах — недоверие и неверие.

И вот сочинение позади.

Беру из стопки первую попавшуюся работу.

Театр и я

Театр... Что означает это таинственное слово — “театр”? Я была в театре только два или три раза, и то с классом!

Театры я не люблю, лучше сходить в кино и посмотреть какой-нибудь современный фильм. Я не могу просидеть в театре очень долго, мне хочется встать, походить, громко посмеяться, а нельзя! Так что не быть мне человеком, который больше всех сходил в театр!

Мои родители в театр не ходят, потому что у них нет времени и они лучше сходят в кино.

(Вот и весь ответ на вопрос, почему дети не любят театр.)

Что это? Свидетельство полного падения нравов? Обвинение мне, учителю литературы? Развал эстетической работы в школе? Или всё вместе?

Прочитав эту работу, понимаю, что все мои слова во славу театра были не более чем словами. Слова, слова, слова… Не помог и Пушкин. В общем, друг Аркадий, не говори красиво... Нужно просто брать детей за шкирку (снова — насилие?) и вести в театр. Да не в какой-нибудь захудалый, а в самый лучший, как и обещала.

Для многих театр — это место отдыха, развлечения. Я не очень люблю ходить в театр. Не знаю почему, не люблю и всё. Обычно поход в театр планирует мама. Если ей не с кем пойти, она берёт меня. В последний раз я был в театре где-то год назад. Мы ходили на «Евгения Онегина». Эта опера мне понравилась, хотя я не разобрал и половины слов. (Сергей Ф.)

А вот сочинение всего из одной фразы.

Я не люблю театр и хожу в него очень редко. (Андрей Р.)

Хотя есть, конечно, и другие работы, не столь пессимистические.

Я очень люблю театр, но, к сожалению, я редко хожу туда... Для меня театр нечто особенное. В этом волшебном мире много героев, доблестных и отважных. Кажется, что ты играешь вместе с ними. (Фархад М.)

В зрительном зале сразу поднимаешь голову вверх. Канделябры, люстры, малиновые бархатные кресла (тоже вверху?), цветы... Но вот и третий звонок. Садясь на своё место, мгновенно замираешь, забываешь обо всём и переносишься туда, на сцену. Начинает подниматься занавес, оркестр берёт первый аккорд, и спектакль начинается. (Света Ш.)

Показалось или нет? Больше половины класса никогда не были в театре? Быстро перелистываю работы, считаю. Точно: из 29 человек 18 не были в театре ни разу (!). Не считая, разумеется, походов на “ёлку” в нежном возрасте. И это в Москве, городе, в котором несколько десятков одних только драматических театров.

Прихожу к единственному верному решению: тащить, немедленно тащить в театр. Или (высоким стилем) — приобщать к искусству театра через сам театр. А пока через Фонвизина.

7 сентября

Уроки. Как это было

Первый урок («Театр и драматургия. Первое знакомство с комедией Д.Фонвизина») прошёл хорошо. Мы были в кабинете истории, и хозяйка его, всегда весёлая И.В., сидела с нами весь урок (что, с одной стороны, создавало некоторое напряжение, а с другой — придавало всему действу некую театральность) и потом сказала, что ей “очень понравилось”.

Начало, впрочем, было совершенно обычное. Я прочитала знаменитые пушкинские строки: “Сатиры смелой властелин, // Блистал Фонвизин, друг свободы...” — и задала вопросы:

— Какую характеристику даёт Пушкин Фонвизину?

— Обратили ли вы внимание на годы жизни писателя: 1745–1792? Как вы думаете, с кем из уже знакомых вам писателей и поэтов мог встречаться Фонвизин?

Этот ход, взятый мною из книги Г.Г. Граник, Л.А. Концевой «Драматурги, драматургия, театр», действует неотразимо. Ребята начинают вспоминать, естественно, путаются: называют Пушкина, потом Радищева, Державина и, наконец, перебрав в памяти всех известных им великих XVIII века (список, впрочем, довольно скуден), — Ломоносова.

Начинаю короткий — непременно короткий — рассказ о писателе: “Фонвизину было десять лет, когда императрица Елизавета подписала приказ об учреждении Московского университета и при нём двух гимназий. Вы помните, кто основал наш первый университет и кто сам был первым нашим университетом? Конечно же, Михаил Васильевич Ломоносов...”1. И т.д. и т.п.

Учёба в гимназии при Московском университете, забавный эпизод с экзаменом по географии.

(На экзамене спросили, куда впадает Волга. Один гимназист ответил: “В Чёрное море”. — “В Белое”, — сказал другой. Тогда спросили Дениса Фонвизина. “Не знаю, — сказал он так простодушно, что экзаменаторы единодушно присудили ему медаль.)

Встречи с Ломоносовым и Ф.Волковым. Вот тут и вспоминаем страницы истории русского театра (никакого отдельного сообщения не требуется). Ребята сами называют и Волкова, и его театр.

Словарная работа

— Слышали ли вы слово недоросль? (Обязательно разбираем слово по составу.) До чего же не дорос не-до-рос-ль? Да, до службы в армии или в канцелярии.

— А сейчас есть такое слово? Что же оно означает? Неужели никогда не слышали: “И где только учат таких недорослей? И откуда они только берутся?” Да, современный недоросль — “балбес, тупица, стон родителей, ругательство” (Вайль, Генис). Слово изменило значение. И всё это благодаря пьесе Фонвизина. Давайте же поскорее откроем её.

Читаем: “«Недоросль». Комедия в пяти действиях”. Кто-то тяжко вздыхает: “Такая большая!” И тут же заглядывает в конец: целых 70 страниц!

Легко расшифровываем “говорящие” фамилии.

И тут я прошу их закрыть книги и приглашаю... в театр — посмотреть инсценировку двух первых явлений действия I под условным названием «Тришкин кафтан».

Это был наш сюрприз. Готовились заранее, за неделю до урока, на переменах. Ничего особенного, обычный школьно-любительский вариант «Недоросля». Но ребятам понравилось. Всё-таки смена форм работы, и к тому же возможность посмеяться не только над пьесой, но и над одноклассниками, выступившими в роли актёров.

— Посмотрели? Понравилось? А теперь задание: Расскажите всё, что вы думаете о Тришке.

Недоумение в глазах: “Да что о нём рассказывать? Он же второстепенный персонаж!” (Это те, кто уже прочёл пьесу.)

Выручает Алёша Б., игравший Тришку.

Тришка в пьесе — портной, точнее портной-самоучка, эпизодическое лицо. Он не принимает участия в конфликте комедии, но роль эта важна самим характером персонажа. Тришка спорит с самой Простаковой! А ведь с ней мало кто отваживается спорить. Его доводы разумны и остроумны. На вопрос Простаковой, у кого учился “первоет портной”, он отвечает: “Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего”. И вообще, Тришка, хоть и неважный кафтан сшил, по мнению Простаковой, но всё-таки сшил. Фонвизин показывает талантливость человека из народа.

— Вот видите, как много мы узнали о таком второстепенном персонаже из совсем маленькой сценки. А теперь давайте читать дальше.

До конца урока прочитали 5 явлений, хотя планировались все 7.

Домашнее задание — то же, что и в моём первоначальном плане.

12 сентября

Урок 2. Воспитание Митрофана

Спрашиваю у новенького на перемене:

— Тебе у нас не скучно?

— Нет, просто я ещё не привык.

Он совсем маленький, зовут Димой. Мои девчонки, когда его увидели 1 сентября, дружно завопили-набросились: “Слушайте, это что, чей-то брат из детского сада?”

— Ну, как тебе Фонвизин?

— Да так, ничего... — пожимает плечами неопределённо.

— Понравилось?

— Да. Вот только уснул быстро... (И зачем спрашивала? Чтобы нарваться на такое вот откровение?)

— Так понравилось, что даже уснул?

— Да нет, просто в доме было очень холодно, и я замёрз, забрался под одеяло.

И правда, всё воскресенье город дрожал от холода, вдруг похолодало, а батареи когда ещё включат.

Примерно та же картина разворачивалась и у нас дома. Только выраженная с большей силой. Зайка мучила «Недоросля» два дня, в буквальном смысле мучила. Прочтёт десять страниц и стонет: “Я больше не могу. Боже, сколько там ещё осталось?” — и тоже кутается в мохнатый плед, и кажется, сейчас в самом деле заснёт.

Наконец я не выдерживаю:

— Ну, давай я тебе почитаю.

Прочли страниц пять монолога Стародума, и она уснула, жалко закутавшись в плед. Замученный «Недоросль» долго ждал, когда же его откроют для следующей читки.

А я стала размышлять: “Не рано ли давать «Недоросля» в 8-м классе? Осилят ли? И что это за классика такая, что её надо брать силой?”

И вновь Пеннак с его неотъемлемыми правами читателя. И, в частности, таким правом, как “право на боваризм” (в том варианте, что я давала ребятам, этого пункта не было). Оно, несомненно, требует пояснений. Это “право на исключительное и безотлагательное удовлетворение жажды острых ощущений2 — в данном случае, через книгу.

Перевожу на свой родительский и учительский опыт: когда Зайка и её сверстницы несколько лет подряд читали муру вроде «Сентиментальной истории», «Опасной любви», «Омута любви» — в тридцати заглавиях книг Ф.Паскаль слово “любовь” встречается восемь раз! — это их право.

Я тогда решила узнать, что же такое эта бесконечная любовь Школы в Ласковой Долине. Прочитала по диагонали три повести и решила: ладно, пусть читают! Крамолы (интимных подробностей) как будто нет, истории, несмотря на всю свою банальность, “учат жизни” не хуже дамских романов “взрослой” Вильмонт, подросткам нравится, — значит, всё о’кей! Реализованное “право читать что попало” и то странное право, которое называется “правом на боваризм”.

…Мои восьмиклассники воспользовались своими правами читателя в отношении «Недоросля» на 50 процентов. Хорошо ещё, что не на все 100. Правда, признались в том, что “не читали” (“не нашли текстов”) только шестеро. У одной из трёх Алин я отобрала «Краткое содержание...». Она, понятное дело, обиделась. Я тоже: до восьмого класса никаких инцидентов с «Краткими содержаниями» у нас в классе не возникало.

От иллюзий первого — благополучного даже по отзывам посторонних — урока не осталось и следа. Почему всегда так: если предыдущий урок был ничего, то следующий обязательно провальный?

Проверяем домашнее задание (изложить сюжет пьесы в нескольких предложениях). Половина не сделали вообще. У тех, кто сделал, получилась какая-то ерунда. Лучше бы не делали.

Иду на выручку и начинаю рассказывать сама (точнее, не сама, а с помощью П.Вайля и А.Гениса, у них это выходит как-то совсем легко и просто3).

Итак...

Сюжет «Недоросля»

— Сюжет пьесы несложен. В семье провинциальных помещиков Простаковых живёт их дальняя родственница — оставшаяся сиротой Софья. Простакова хочет выдать её за своего брата Тараса Скотинина. Но тут узнаётся, что Софья — богатая наследница... И что же дальше? Кто может продолжить?

Класс начинает включаться в работу. То один, то другой с места:

— ...И планы Простаковой резко меняются.

— Она хочет женить уже не брата, а Митрофана. Между дядей и племянником начинается самая настоящая “война”. Они даже начинают драться. (У Вайля и Гениса: “…её отчаянно делят дядя и племянник”.)

— А что же Софья?

— У неё есть жених, молодой человек по имени Милон. Естественно, она и думать не хочет ни о Скотинине, ни о Митрофане.

И т.д. и т.п.

В конце ребята говорят уже чуть ли не словами знаменитых критиков.

— В общем, хеппи-энд. Для Софьи, во всяком случае. Простакова наказана. Митрофана отправляют служить. Так заканчивается его жизнь в недорослях. И звучит знаменитая заключительная реплика Стародума: “Вот злонравия достойные плоды!” (Эту фразу класс повторяет уже чуть не хором.)

Разобравшись с сюжетом (всегда придаю этому большое значение), начинаем говорить о прочитанном. Особенно оживились, когда стали читать эпизод «Урок Митрофана». Может быть (это мысль пока ещё только зарождается в моём сознании), всего «Недоросля» стоило свести к двум-трём хрестоматийным сценам вроде «Урока Митрофана» и «Экзамена Митрофана»? Ещё лучше было бы перенести пьесу из 8-го (9-го) класса в класс так 6-й. Тогда бы точно читали с восторгом и упоением. Именно так мы читали Ломоносова и Державина. Вообще 5–6-е классы — лучшее время для восприятия “трудных”, в том числе таких “стародавних”, как сказал кто-то из ребят, авторов.

14 сентября

Урок 3

Вначале, согласно плану, хотела провести красивый заключительный урок под красивым (и уже давно заезженным) названием «Творческая мастерская». Но здравый смысл, слава богу, восстал против всей этой красоты.

Часть урока решаю посвятить инсценировкам, а часть — обучающему устному сочинению «Воспитание Митрофана» (ни в коем случае не «Проблема воспитания в комедии»).

Сценки вышли неплохие (вновь активная работа).

А вот сочинению пришлось учить. В итоге у нас получился следующий рабочий план устного обучающего сочинения «Воспитание Митрофана».

I. Комедия Фонвизина — пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, превратившем Митрофана в жестокое и ленивое существо. (Несмотря на наши читательские и зрительские симпатии к этому герою, Митрофан, по существу, остаётся именно таким жестоким и ленивым существом — в скобках записывается тезис-пояснение.)

II. Посмотрим, как его воспитывали и что из этого вышло. Для этого нам нужно ответить на три вопроса.

1. Кого воспитывают? (Митрофана, значит, нужно ввести этого персонажа, рассказать о том, кто это такой.)

2. Кто и как воспитывает и обучает? (Учителя Митрофана, сказать о них; проанализировать сцены «Урок Митрофана» и «Экзамен Митрофана». Не забыть о госпоже Простаковой, её роли в том, что Митрофан вырос именно таким — вспомнить этимологию имени.)

3. Что из этого вышло? (См. вторую часть тезиса во вступлении.) Анализ финальной сцены. А можно ли воспитывать по-другому? Сказать несколько слов о системе воспитания Стародума.

III. Выводы о сатирической направленности комедии и её “вечности”. (Вариант: “вечности” темы воспитания в русской и мировой литературе.)

Дальше по логике вещей нужно было проговорить то, что мы наметили в плане, чтобы уж действительно получилось устное сочинение.

Но вот этого мой план никак не мог предусмотреть. Кто знал, что 14 сентября, именно на четвёртом уроке, в школе объявят учебную тревогу и урок закончится на пятнадцать минут раньше?

Финита ля комедия. Едва успеваю предупредить бегущих, чтобы на следующий урок принесли том стихотворений Пушкина.

15 сентября

P.S. Не могу сказать, что опыт чтения Фонвизина в 8-м классе удался. Пьеса всё равно читалась с трудом, воспринималась тринадцатилетними как откровенно скучная (за исключением двух-трёх сцен), нравоучительная и старомодная.

Впрочем, в 9-м классе — убеждена — было бы ещё хуже.

Вспоминается картинка по случаю.

Весь прошлый год ко мне ходила “писать сочинения” троечница-девятиклассница одних моих знакомых. Отказаться я не могла. В октябре мы с ней писали работу «“Недоросль” как классицистическая комедия», в ноябре «Черты классицизма, романтизма и реализма в “Горе от ума”», а ещё через месяц — «Романтические традиции в русской и мировой литературе». (Ни одной книжки, имеющей хоть какое-нибудь отношение к романтизму, девочка не читала, а само слово “романтизм” для неё являлось синонимом неудавшейся жизни и вообще ругательством.)

Можно было подумать, что девочка учится в гуманитарном классе какой-нибудь продвинутой гимназии, но я-то уж точно знаю, что это не так. Она учится в обычном классе обычной московской школы. Не по программе Кутузова, где традиции и новаторство в литературе являются сквозной линией курса 8-го класса, а по обычной программе.

Что двигало её учительницей при выборе тем, не могу себе представить.

А Фонвизин… Он был убит классицизмом ещё до того, как попал в руки этой горе-читательницы.

Мои, слава богу, сначала прочитали (прочтут?) пьесу и только спустя год узнают о классицизме.

Права Ольга Чайковская, писавшая: “Известные слова Радищева: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье, безумно и мудро» жизнь опровергла почти тотчас же”4.

Надеюсь, что у моих восьмиклассников настоящая встреча со “столетьем, безумным и мудрым” ещё впереди.

А сейчас их ждёт встреча с последним годом этого столетия. Как-то они встретят Пушкина?

Примечания

1 Интересный материал о Фонвизине и его пьесе учитель найдёт в книге: Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр. М.: Владос-Пресс, 2001. С. 36–57.

2 Пеннак Д. Как роман / Пер. с франц. М.: Самокат, 2005. С. 176.

3 Вайль П., Генис А. Родная речь. М.: Независимая газета, 1995. С. 17.

4 Чайковская О. “Как любопытный скиф…”. М.: Книга, 1990. С. 5.

Продолжение следует.

Рейтинг@Mail.ru