Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2006

Я иду на урок

ПРАКТИКАДом Фета в усадьбе Воробьёвка. Фото

Наталья Беляева


Продолжение статьи об изучении лирики Тютчева в 6-м классе (см. № 14).

Уроки по лирике Фета

Программа В.Я. Коровиной

Изучению лирики А.А. Фета можно посвятить два или три урока. На первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать его стихи, поучиться читать выразительно и проанализировать стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». На втором (или втором-третьем) уроке — провести практикум по анализу стихотворений «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы…».

Первый урок откроет эмоциональный рассказ о поэте, включающий в себя драматическую историю его детства и юности, повествование о первых поэтических опытах, дружбе с известными в русской культуре людьми, оценке его стихов современниками. Для “погружения” в поэтический мир Фета можно организовать небольшой концерт, включающий исполнение стихов поэта, как известных с начальной школы и 5-го класса, так и новых, предложенных учителем, например: «Чудная картина…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Уснуло озеро…», «Буря» и других.

В центре урока — обучение чтению и анализу стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором удачно проявились особенности поэтики Фета: восприятие природы как воплощения прекрасного, эстетизация конкретной детали, мимолётное и неуловимое как черты изображения мира природы. Для обучения анализу стихотворения следует использовать вопросы и задания учебника, а также дополнительные вопросы и задания, которые можно предложить для индивидуальной и групповой исследовательской работы.

Вопросы и задания к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

— Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? Почему его одновременно охватывают разные чувства?

— Найдите в описании природы детали, образы и картины, которые изображены поэтом с помощью олицетворений. Какой смысл они придают тексту?

— Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду существительные ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов и глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь.

— Какой характер придаёт стихотворению фрагментарность описаний, например повторение слова “ветер”, передача состояния одним словом?

— Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

— Проанализируйте образы стихотворения. Какими способами они создаются (не только лексикой, но и фоникой!)? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”?

— Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился?

— Почему звук рога меняет настроение лирического “я”? Почему в финальной строфе он назван “странником бедным”?

— Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения?

При обучении выразительному чтению следует обратить внимание учащихся на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку.

Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями. Фрагментарность описаний и “мужские” клаузулы коротких чётных стихов делят текст на “кадры”, что придаёт ему “кинематографичность”.

В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог.

На втором-третьем уроках следует закрепить умения анализа лирического произведения, проведя урок-практикум по анализу стихотворений Фета «Ещё майская ночь» и «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Сверхзадачей урока станет понимание школьниками того, что стихи Фета о природе — это прежде всего стихи о человеке, его душевных состояниях, его возможностях преодолевать страдания, учась этому у природы.

Работу на уроке можно организовать так, чтобы вначале коллективно под руководством учителя проанализировать стихотворение «Ещё майская ночь», а работу над стихотворением «Учись у них — у дуба, у берёзы…» организовать в группах, предложив им разные аспекты анализа текста. Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета.

Вопросы и задания к стихотворению «Ещё майская ночь»

— Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Ещё майская ночь»?

— Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста?

— Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? За что поэт благодарит “родной полночный край”? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?

— Каким мы видим лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему?

— Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.

— Почему майская ночь вызывает у лирического “я” не только любовь, но и тревогу?

— Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?

— Какое состояние лирического “я” передают слова и выражения: “тревога и любовь”, “томить”, “с песней”, “невольной”, “последней”? В чём необычность этого состояния?

— В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня “невольная” и, может быть, “последняя”?

У шестиклассников название стихотворения может вызвать ассоциацию с повестью Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для самостоятельной исследовательской работы с текстом можно предложить продвинутым ученикам найти черты общности и различия в стихотворении Фета и описании украинской ночи в начале второй главы повести Гоголя.

Работу по анализу стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…» можно организовать в группах, предложив учащимся вопросы и задания для исследовательской работы.

Группа 1. Проанализируйте композицию стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Можно ли утверждать, что она основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Можно ли считать эти образы символами? Какой скрытый смысл заключён в упоминании конкретных времён года?

Группа 2. Найдите в стихотворении глаголы в повелительном наклонении и подумайте, к чему призывает лирический герой своих читателей. Чему и с какой целью они должны учиться “у дуба, у берёзы”?

Группа 3. Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают?

Группа 4. Какие картины природы поэт создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и метафор? Как они помогают лучше понять стихотворение?

Группа 5. Как вы понимаете выражения “жестокая пора”, “напрасные слёзы”, “холод лютый”, “скорбящая душа”? Какой символический смысл они придают стихотворению?

Группа 6. Почему с образом весны поэт связывает такие слова, как “гений”, “для новых откровений”, “переболит”?

Заключительный урок по творчеству Тютчева и Фета можно посвятить совершенствованию речевых навыков и провести его как урок развития речи. На нём возможны такие формы работы, как:

  • конкурс на лучшее чтение стихотворений Тютчева и Фета;
  • краткие рассказы об интересных страницах биографии поэтов, например, о дружбе Фета с Л.Толстым (в подборе таких материалов обязательно должен помочь учитель);
  • выступления “экскурсоводов” по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов;
  • составление галереи портретов Тютчева и Фета и рассказ об этих портретах;
  • прослушивание романсов на стихи Тютчева и Фета и обмен впечатлениями;
  • защита рисунков — иллюстраций к стихотворениям;
  • чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих отзывов в классе;
  • сообщения учащихся о выполнении самостоятельных исследовательских заданий.

Создание сочинения — интерпретации одного стихотворения представляет собой значительную сложность для шестиклассников, но начинать такую работу нужно уже в 5–6-х классах, так как к старшей школе этот навык должен быть сформирован. Для того чтобы учащиеся выполняли такие задания без страха и с удовольствием, можно предлагать им на первых порах конкретные вопросы и задания, которые помогут в самостоятельной интерпретации стихотворения, не обучая анализу “по схеме”, который обезличивает школьные сочинения.

Вопросы и задания к стихотворению «Весенние воды»

— Как изменяется настроение в стихотворении? Какие части текста изображают динамичные картины, а где настроение более спокойное? Как эти настроения соотносятся с природным процессом перехода весны в лето?

— Какой образ поэт делает в своём стихотворении самым выразительным? Прав ли он, показывая характерным признаком весны половодье?

— Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения.

— Какие приметы зимы и весны видим мы в первой строфе? Какой образ и настроение помогает создать глагольная лексика? Как в этом помогает звукопись?

— Каковы ключевые слова второй строфы? Какие чувства они рождают у читателя?

— Понаблюдайте, как изменяются бурные, стремительные картины половодья к третьей строфе. Какая часть речи здесь преобладает? Можно ли доказать, что активный процесс прихода весны стал в мае более спокойным? Какой образ создаётся при помощи слова “толпится”?

— Какое настроение придают стихотворению слова “брег”, “гласят”, “гонцы”? Как мы называем такую лексику?

— Какие слова и выражения повторяются в стихотворении неоднократно? Как это помогает нам почувствовать авторское отношение к изображённой картине?

Индивидуальные задания

  • Найдите в стихотворении слова со значением цвета. Как меняется колорит от первой строфы к третьей и как это помогает автору сделать картину весны более выразительной?
  • Какими словами создаются в стихотворении звуковые образы? Опишите словами звуки весны.
  • Прослушайте романс С.В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева. Как композитору удалось передать в музыке основные настроения стихотворения?
  • Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и «Весенние воды» со стихотворениями «Весенний дождь» А.А. Фета и «Весна» А.Н. Плещеева. Какие чувства и мысли вызывает приход весны у русских поэтов? А у вас?

Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым…»

— На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?

— Можно ли говорить о том, что Фет рисует окружающий мир при помощи фрагментов, характерных деталей, не всегда тесно связанных между собой?

— Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нём мир внешний и внутреннее состояние человека?

— К какому “далёкому другу” обращены последние строки стихотворения?

— Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении? (Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного, внутреннего.)

Индивидуальные задания

  • Какие поэтические образы создаются при помощи аллитераций?
  • Опишите пространство стихотворения. Для этого попытайтесь представить образные картины текста, как “в кино”, условно разделив их на “кадры”. Как ваши наблюдения за пространством стихотворения помогают понять его содержание?

В заключение урока должны быть сделаны выводы об особенностях изображения природы в стихах Тютчева и Фета. Обоим поэтам присущ психологизм, описание душевных переживаний человека, его чувств, созвучных состоянию природы. Поэтическая речь и Тютчева, и Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Русская природа в их стихотворениях живёт своей “чудной жизнью”.

Вместе с тем у Тютчева изображение природы полно философских размышлений об устройстве мира, о движении времени, о Вселенной и о человеке в ней. Тютчев — мастер фонетических и живописных образов, в его стихах мы видим сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов.

В лирике Фета больше радости, света, что рождает ощущение гармонии мира. Именно она помогает человеку преодолевать драматические ситуации жизни, понимаемой как вечное обновление природы. Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

Рейтинг@Mail.ru