Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Елена Невзглядова. О СТИХЕ. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2005. 272 с. |
Книга Е.В. Невзглядовой «О стихе» не писалась специально для учителей литературы. Она, по признанию самого автора, большей своей частью рассчитана на филологов — однако именно в лице учителя-словесника литературовед Елена Всеволодовна Невзглядова, как мне кажется, найдёт своего заинтересованного и благодарного читателя. Любопытно, что достигается этот эффект именно неадресованностью интонации книги — здесь действует тот же закон, который сформулирован Е.В. Невзглядовой применительно к поэзии.
Чтение и анализ стихов в школьном изучении литературы занимает одно из важнейших мест. Методическая мысль в течение многих десятилетий накапливала подходы и к конкретным поэтическим текстам, и к анализу как таковому. Базой для значительной части методических построений (особенно последних лет) стали стиховедческие штудии крупных учёных — Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова, Е.Г. Эткинда. Однако, неизбежно вульгаризируясь, становясь “предметом массового потребления”, идеи этих филологов возвращаются к нам (и к нашим детям — в виде уроков литературы) в неузнаваемо искажённом обличье. “Филологическая пища в переработанном виде”, выдаваемая за образцы, исподволь приучает читателя к своему стандарту, вытравляя из его памяти образцы иные.
Книга Е.В. Невзглядовой решительно врывается к нам, как свежий ветер в комнату, где давно не проветривали. Она волнует читателя: и напряжённостью чётко выстроенной мысли, и честностью и точностью языка, которым эта мысль излагается. Такой язык редко встретишь в современных научных работах (не в этом ли ещё одна причина того, что их не читают учителя?). Эта книга способна настроить сознание читателя в нашу, филологическую “сторону” — уже по одному этому её стоило бы прочесть.
В книге три раздела. Первый посвящён интонационной теории стиха, которая по-новому отвечает на давние, очень простые и всё ещё не решённые вопросы: почему стихи пишутся короткими строчками? чем стихи отличаются от прозы? как стихи связаны с поэзией (да-да, именно так, мы не ошиблись в формулировке)? что такое поэтический слух? Во втором разделе мы найдём любопытные разборы конкретных стихотворений, а также описания отдельных “поэтических практик”. Здесь можно открыть для себя новые интересные поэтические имена. Обратите внимание и на третий раздел: в нём собраны размышления о прозе писателей-филологов А.Чудакова и О.Ронена, воспоминания о встречах с В.Вацуро, И.Бродским, Л.Гинзбург.
Остаётся пожалеть, что книги, подобные этой, выходят у нас совсем небольшими тиражами, “fu..r Wenige”. Есть ещё, впрочем, возможность примкнуть к этим немногим. Может быть, наш коллективный интерес к таким книгам окажет влияние на издателей и хоть чуть-чуть, но изменит курс их политики?