Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Светлана Коваленко. “ЗВЁЗДНАЯ ДАНЬ”: Женщины в судьбе Маяковского. М.: Эллис Лак 2000, 2006. 592 с. Светлана Коваленко.
“ЗВЁЗДНАЯ ДАНЬ”:
Женщины в судьбе
Маяковского.

М.: Эллис Лак 2000,
2006. 592 с.

Не следует удивляться, если эта книга вызовет не только интерес у многих читателей, но и скепсис некоторых. Маяковский — но в меру, скажут они. Сколько же можно писать и описывать заново жизнь и творчество одного из самых ангажированных (если не сказать точнее и грубее) писателей ХХ века, поставившего свой мощнейший словотворческий талант на службу крупнейшему тоталитарному режиму с планетарными амбициями? Может быть, сейчас следует больше писать, если так хочется, о женщинах в судьбе Гумилёва и Фёдора Сологуба, Игоря-Северянина и Ивана Бунина (особенно это необходимо после напористого показывания известного фильма по сценарию отныне также известной Дуни Смирновой)?! Кроме того, не так давно, в 1993 году в издательстве «Дружба народов» вышел подготовленный В.В. Катаняном сборник «Имя этой теме: любовь. Современницы о Маяковском». Сюда вошли воспоминания восьми близких знакомых автора поэмы «Облако в штанах», которых можно было бы отнести к его музам, если бы… если бы речь шла не о нём, а о том же Игоре-Северянине, Андрее Белом или другом нормальном поэте. Книга получилась по-настоящему свежая, ломающая многие стереотипы советского времени…

Однако теперь литературоведу, как и сердцу, не прикажешь. Впрочем, и не надо. Доктор филологических наук Светлана Алексеевна Коваленко, очевидно, вложила много труда и душевных сил в создание рецензируемой монографии. Впрочем, скорее её жанр следует обозначить как документально-художественное повествование. Написанная с опорой на многие исследования и воспоминания людей, знавших Маяковского, она — начиная от названий глав и самой книги — в романном ключе и, собственно, романом и является. Отталкиваясь от известного суждения: Маяковского не любили женщины, автор в подробностях показывает, что всё же любили. Но вот приносила ли им эта любовь то, что любовь способна приносить, решать читателю. Причём совершенно неважно, является ли он при этом поклонником Маяковского.

Достоинство книги С.А. Коваленко видится в том, что автор, решившись отойти от методов канонического литературоведения, сохранила при этом корректность в изложении и сопоставлении фактов. В итоге получился, не академический труд, а книга-версия. Однако она вызывает живой интерес и, разумеется, не отвращает от Маяковского, а с состраданием приближает к нему. А сострадание нужно даже большевикам и примкнувшему к ним Маяковскому.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru