Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

НОВОЕ «ЗНАМЯ». 1986—2006: Антология. М.: Знамя; Время, 2006. 672 с. НОВОЕ «ЗНАМЯ».
1986—2006:
Антология.

М.: Знамя; Время,
2006. 672 с.

Виюня редакция журнала «Знамя» от метила 75-летие своего издания большим вечером в музее-усадьбе Льва Толстого в Хамовниках (Москва, ул. Льва Толстого, 21). Вечер получился дружеским и очень тёплым, несмотря на весьма прохладную погоду, но главное, что “знаменцы” превратили свой юбилей из парадно-праздничного мероприятия в каскад культурных событий, которые идут уже несколько месяцев и будут продолжаться в течение всего 2006 года. Проводятся встречи с читателями в библиотеках и университетах России, ближнего и дальнего зарубежья, а главное — помимо ежемесячно выходящего журнала издаются книги…

История «Знамени» довольно причудлива. В январе 1931 года начал выпускаться журнал «ЛОКАФ», “орган Центрального совета и Московского Литературного объединения Красной армии и флота”. Он был призван объединить вокруг себя писателей, “связанных с оборонной темой”. Вскоре журнал был переименован в «Знамя» и под напором живой жизни из бюллетеня советского агитпропа превратился в издание, пережившее все трудности подцензурной жизни. Так или иначе, в “советском” «Знамени» были напечатаны «Василий Тёркин» Твардовского и «Пушкин» Юрия Тынянова, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова и «Стихи из романа» Бориса Пастернака (тогда ещё мало кто знал, чтoR это за роман)…

Новая жизнь «Знамени» началась в годы перестройки, когда туда пришёл главным редактором Григорий Бакланов и вскоре напечатал «Собачье сердце» Булгакова… Ныне, под водительством двух маститых современных критиков-литературоведов — Сергея Чупринина и Натальи Ивановой — журнал «Знамя» стал одним из лидеров российского литературного и культурного движения, полностью оправдывая своё ответственное название.

Нынешняя антология продолжает творческую летопись издания, представленную в сборнике «Наше “Знамя”», выпущенном пять лет назад. Редакция решила предложить читающей России своеобразный отчёт о “двадцати годах на свободе”, заключив его в рубрики «Однажды в “Знамени”», «Поэтическая антология», «Конференц-зал», «Дискуссия», «Говорят лауреаты»… Особое внимания уделено спецпроектам журнала — «Премия Ивана Петровича Белкина» и «Галерея “Знамени”». Последний арт-проект представляет собой вернисажи в редакции журнала на Большой Садовой, 2/46. Хотя они в силу понятных причин становятся фактом истории и зримо сохраняются лишь в несовершенной форме видеосъёмки, короткие рассказы о них в книге имеют свою ценность — словесно-выразительную.

Но главное в этом объёмном сборнике, конечно, живое публицистическое слово, острые обсуждения нашей жизни — не только литературной, но всегда — сквозь литературу. Так что сторонники изучения опять-таки литературы не по учебникам, а по движению событий, появлению и существованию фактов получили прекрасную антологию свидетельств о том, что происходило с российской словесностью и самой Россией в перестроечно-постперестроечное двадцатилетие.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru