Архив
Я иду на урок
Любовь Бороздунова
Любовь Васильевна Бороздунова (1971) — учитель русского языка и литературы МОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа» Усть-Майского района Республики Саха (Якутия).
Изучаем русскую стихотворную пародию второй половины XIX века
Цели урока: дать представление о пародии как комическом образе художественного произведения; показать роль пародии в литературной борьбе второй половины XIX века.
Оборудование: Словарь литературоведческих терминов; компьютерная распечатка: 1) стихотворения И.И. Дмитриева «Репейник и фиалка» и пародии А.С Пушкина и Н.М. Языкова на это стихотворение; 2) стихотворения К.К. Случевского «На кладбище» и пародии Н.Л. Лотмана на это стихотворение.
Предварительное индивидуальное домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве К.К. Случевского.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Вторая половина XIX века в русской литературе — время господства прозы. Однако поэзия тоже не перестаёт развиваться: в её глубинах идут процессы, которые на рубеже веков приведут к невиданному поэтическому “взрыву” Серебряного века. В это время творят такие поэты, как Фет, Тютчев, Некрасов, А.К. Толстой. Со многими из них вы уже знакомы. Сегодня же мы поговорим о поэзии второй половины XIX века в несколько ином аспекте. Впрочем, давайте для начала отгадаем его, решив кроссворд с названиями поэтических жанров.
По горизонтали:
1. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для исполнения под музыкальный аккомпанемент. (Песня.)
2. В современном понимании — вид комического, беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство. В XVIII веке так назывался жанр лирики — стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. (Сатира.)
3. Короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определённое лицо. (Эпиграмма.)
4. Обычное лирическое произведение. (Стихотворение.)
5. Стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события. (Ода.)
6. Торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события. (Гимн.)
7. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. (Элегия.)
По вертикали мы с вами получили название жанра, об особенностях которого и будем говорить сегодня, — пародия. Давайте откроем словарь литературоведческих терминов и выясним определение этого понятия.
Пародия (от греч. parodia — перепев) — вышучивание или осмеяние отдельного художественного произведения или явления литературы, творчества писателя; “передразнивание” оригинала с целью приземлить его, высмеяв. (Определение записываем в тетрадь.)
Обратите внимание на два стихотворения, которые лежат у вас на парте. Прочитаем их вслух.
И.И. Дмитриев
Репейник и Фиалка
Между репейником и Розовым кустом
Фиалочка себя от зависти скрывала;
Безвестною была, но горестей не знала.
Тот счастлив, кто своим доволен уголком.
А.С. Пушкин, Н.М. Языков
Закон природы
Фиалка в воздухе свой аромат лила,
А волк злодействовал в пасущемся народе;
Он кровожаден был, фиалочка мила:
Всяк следует своей природе.
— Угадали ли вы, какое из них пародия, а какое — оригинал? Почему вы так решили?
Во втором стихотворении мы чувствуем авторскую насмешку, издёвку. Пушкин и Языков действительно написали своё четверостишие специально для того, чтобы высмеять дмитриевское. «Репейник и Фиалка» — стихотворение из книги «Апологи в четверостишиях», которая целиком выдержана в назидательном тоне; «Закон природы» высмеивает стиль всей книги и её дидактичность в особенности.
Уже из этого примера можно видеть, что для более глубокого понимания пародии нужно быть знакомым с оригиналом. Он составляет скрытый за первым, буквальным и явным планом пародии внутренний план, план объекта, то есть того произведения (или стиля, жанра), который высмеивается. Но узнать или угадать его — это ещё полдела. Самое главное в пародии — соотношение первого и второго планов, пародии и объекта. Увидеть это соотношение — значит прочесть главный смысл пародии, понять то, что пародист хотел поведать читателям. Обратимся к нашему примеру. Своим четверостишием Дмитриев утверждал: хорошо жить в тиши, безвестности и покое, избежать крайностей, как Фиалочка, скромно притаившаяся между Розовым кустом и Репейником. Пушкин и Языков довели противопоставление до абсурда: вместо непокорного Репейника, противопоставленного Фиалочке, у них появляется уже даже не растение, а животное — волк. Между волком и фиалкой нет ничего общего, и подчёркивание различий между ними (“Он кровожаден был, она мила”) выглядит комически нелепо. Фиалочка, проводящая жизнь так же скромно и безвестно, как в первом стихотворении, уже не вызывает сочувствия. Она выглядит у пародистов уклоняющейся не то чтобы от борьбы со злом (как она может победить волка!), но от знания об этом зле, предоставляя ему спокойно “злодействовать в пасущемся народе”. А если ещё точнее, то объектом высмеивания становится не фиалочка, а тот человек, который признаёт правильность такого устройства мира.
Как видим, пародия может становиться действенным и остроумным средством литературной борьбы. Во второй половине XIX века это её качество было использовано сотрудниками «Искры» для высмеивания поэтов, уходящих от тенденций, от “вопросов”, от “направлений”. Наиболее заметными пародистами этого времени были Д.Минаев, В.Курочкин, Н.Добролюбов. Одним из излюбленных объектов для пародий часто выступала непривычная для современников поэзия Константина Случевского.
Практический блок
1. Проверка предварительного индивидуального домашнего задания. (Материал для подготовки см.: Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. М.: Современник, 1978; Соболев Л.И. К.Случевский — предтеча поэзии XX века // Русская поэзия XIX века на уроках литературы в 10-м классе. Литература. 2004. № 48.)
2. Слово учителя
Стихи Случевского были встречены пародиями, прежде всего со стороны поэтов «Искры» — еженедельного сатирического журнала. С одной стороны, «Искра» решительно не принимала поэзии, уходящей от насущных проблем современности; с другой стороны, пародии Д.Минаева и Н.Лотмана отрицали саму поэтику Случевского — непривычная для слуха читателей смелость, даже дерзость поэта вызывала раздражение, но при этом была замечена пародистами безошибочно.
Излюбленным приёмом пародистов «Искры» было остранение метафоры: поэтический троп проверялся прозаическим здравым смыслом. Такой приём позволяет высмеять в принципе любое стихотворение любого поэта, так как поэтическая метафора несомненно окажется бессмыслицей при подобном её рассмотрении. «Искра» искала в стихах Случевского здравый смысл и не находила его.
3. Сравнительный анализ стихотворения К.Случевского «На кладбище» и пародии Н.Л. Лотмана на это стихотворение.
— Познакомимся с текстами стихотворений (компьютерная распечатка).
К.К. Случевский
На кладбище
Я лежу себе на гробовой плите,
Я смотрю, как ходят тучи в высоте,
Как под ними быстро ласточки летят
И на солнце ярко крыльями блестят.
Я смотрю, как в ясном небе надо мной
Обнимается зелёный клён с сосной,
Как рисуется по дымке облаков
Подвижной узор причудливых листов.
Я смотрю, как тени длинные растут,
Как по небу тихо сумерки плывут,
Как летают, лбами стукаясь, жуки,
Расставляют в листьях сети пауки…
Н.Л. Лотман
На кладбище
Я взобрался на могильную плиту
И внимательно смотрел, как на лету
Два тяжёлые, кургузые жука
Колошматили друг друга под бока,
Как в объятиях берёзу дуб сжимал,
Как под деревом опёнок вырастал,
Как паук, среди своих дневных хлопот,
Фантастический выплясывал матлот.
Так на кладбище за жизнью я следил,
И Случевский мне на память приходил:
Вспомнил я, как он на кладбище лежал,
Как под ним мертвец о камень лбом стучал,
Как мертвец Случевского просил,
Чтобы тот его на время хоть сменил…
По закону же содружества идей
Вспомнил случай я другой, ещё страшней:
Вспомнил нищего, разрушенный гранит,
И восставшего из гроба страшный вид,
Ветра свист, луны дрожащий свет,
Мертвеца протест и нищего ответ…
И невольный трепет в сердце проникал,
Но по-прежнему на камне я лежал,
И по-прежнему сшибалися жуки,
Отличалися в матлоте пауки,
Всё с берёзами амурились дубы,
Всё росли ещё под деревом грибы.
— Какова тема стихотворения — объекта пародии?
(Тема смерти и загробного мира.)
— Что именно пародируется?
(Пародируется излишняя красивость манеры повествования, совмещённая с натуралистичностью, расположение в одной плоскости явлений материального и духовного ряда, реального и фантастического, отвлечённого и конкретного.)
— Какие особенности поэтики Случевского вы заметили? Чего в ней не принимает пародист?
(Стихи Случевского нельзя назвать лёгкими и свободными, они как бы утяжеляются материальностью образов, даже самых бесплотных и духовных. Пародист эту тяжесть ещё более усиливает, гиперболизирует: “Два тяжёлые, кургузые жука // Колошматили друг друга под бока…”, “В объятиях берёзу дуб сжимал…”, “мертвец о камень лбом стучал…” и др.)
— Какие оригинальные метафоры из стихотворения Случевского обессмысливаются при проверке здравым смыслом в пародии?
(“Обнимается зелёный клён с сосной” превратилось в “В объятиях берёзу дуб сжимал“, “действия” насекомых конкретизируются и перестают быть поэтически отвлечёнными.)
Домашнее задание. Письменно сравнить одну из пародий Дмитрия Минаева на стихотворения Афанасия Фета с оригиналом.