Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

МАЛЫЙ ЖАНР В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ: Опыт рецензирования: Пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Авторы-составители: Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух. М.: Мнемозина, 2006. 327 с. МАЛЫЙ ЖАНР
В НОВЕЙШЕЙ
РУССКОЙ ПРОЗЕ:
Опыт рецензирования:

Пособие для
10–11 классов
общеобразовательных
учреждений /
Авторы-составители:
Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух.
М.: Мнемозина, 2006. 327 с.

Вот поистине: хороших книг по современной литературе много не бывает. В то время как литературная критика вкупе с литературоведением всё ещё продолжает осваивать безграничное пространство российской бесцензурной изящной словесности, наши методисты предпринимают усилия по переведению существующего в хрестоматийные форматы.

А рецензируемая книга и вовсе имеет хрестоматийную основу — с тем только положительным отличием, что произведения в ней даны не в отрывках, а полностью: жанр-то “малый”, рассказ!

Авторы решают двуединую задачу: представляют читателю современных русских писателей-рассказчиков: от Григория Бакланова и Валентина Распутина до Андрея Геласимова и Романа Сенчина, — а также предлагают свою методику обучения искусству рецензирования.

В книгу, помимо рассказов, входят материалы, помогающие понять своеобразие рецензии как жанра, справочно-биографические сведения о писателях, литературоведах, критиках, образцы рецензий, среди авторов которых не только профессионалы, но и школьники. Большую помощь в практической работе с книгой окажут вопросы и задания, прилагаемые к публикуемым рассказам. И хотя и те и другие всегда связаны с конкретным произведением, строятся они так, что в целом способствуют формированию и развитию литературно-аналитических способностей читателя.

Об основательности подхода авторов-составителей к своему труду свидетельствует и «Словарь понятий и терминов», также помещённый в пособии. Словник здесь хорошо продуман и подобран, причём с учётом возраста и общей подготовки основных читателей книги — старшеклассников.

Полезным как для школьников, так и для учителей окажется и раздел «Литературные премии, писательские организации». Правда, здесь порой не хватает свежих сведений, подробной информации о присуждениях таких известных премий, как Государственная премия России, «Русский Букер», Литературная премия Александра Солженицына, Литературная премия имени Аполлона Григорьева… Странно, что ни слова не сказано о премии «Дебют», уже несколько лет широко известной в подростковом мире и предназначенной именно для начинающих литераторов, среди которых, можно быть уверенным, окажется немало заинтересованных читателей именно этого пособия.

А учителя-словесники будут использовать его как основу для проведения элективных и подобных курсов, факультативов, при подготовке старшеклассников к выпускным и вступительным экзаменам. Здесь же следует подчеркнуть, что эта книга, изданная как учебное пособие, должна вызвать живой интерес у “просто читателей”, поклонников малых жанров.

У них в руках оказывается антология современной русской прозы. Двадцать один автор — это, конечно, не панорама, но вполне представительный сбор мастеров слова.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru