Я иду на урок
Я иду на урок
Наталья Власова
Наталья Олеговна ВЛАСОВА (1959) — учитель литературы высшей категории средней школы № 63 г. Пензы.
Специфика работы со сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса
В старших классах при изучении произведения художественной литературы важное место занимают вопросы мировоззрения писателя, его идейно-эстетическая и нравственная позиция. Постижение творческой индивидуальности художника слова происходит на основе глубокого анализа его произведений, что требует большого количества учебного времени. Введение спецкурса «Литературно-художественный стиль» (автор-составитель Г.В. Пранцова) в вариативную часть учебного плана (10–11-е классы) позволило увеличить количество часов на изучение литературы.
Цель спецкурса — дополнить и расширить программу основного курса литературы, дать понятие учащимся о литературно-художественном стиле, углубить их представление о многообразии жанров и стилей русской литературы.
Занятия спецкурса позволяют обеспечить эффективное изучение творчества такого сложного для современных школьников писателя, как М.Е. Салтыков-Щедрин. Работа с текстом его сказок даёт возможность расширить понятие старшеклассников об условности в искусстве. Обращение к манере, формам и приёмам повествования великого мастера слова позволяет установить субъективные и объективные предпосылки его поэтики, своеобразие его художественного познания, воплощённого в концепции двух действительностей — “настоящей” и “призрачной”.
Основная роль при проведении занятий спецкурса отводится самостоятельной деятельности учащихся. Учитель продумывает не только ход занятия-исследования, но и формы самостоятельной работы учащихся, предшествующей самому занятию.
Так, при изучении сказки «Премудрый пискарь» до проведения занятий старшеклассникам даются следующие задания.
1. Всему классу: прочитать сказку; подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”; объяснить смысл названия сказки.
2. По вариантам:
I вариант — выделить в тексте сказки сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы, поговорки, просторечья;
II вариант — выделить в тексте сказки приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.
3. Индивидуальные задания:
1) объяснить, обратившись к Словарю В.И. Даля, этимологическому словарю М.Фасмера, «Запискам об уженье рыбы» С.Т. Аксакова, происхождение слова “пискарь”; обосновать свои предположения, почему писатель выбрал написание “и”, а не “е” в корне слова;
2) выделить в тексте сказки слова и выражения, похожие на пословицы и поговорки, но придуманные самим писателем; прочитать, по возможности, в книге Д.П. Николаева «Смех Щедрина» главу «Великолепный, чисто народный, меткий слог»; сделать вывод о писательской манере Салтыкова-Щедрина;
3) провести, используя справочное пособие «Литература в таблицах и схемах» (составитель М.И. Мещерякова), мини-исследование и доказать, что произведение «Премудрый пискарь» соответствует заявленному писателем жанру;
4) выбрать из иллюстраций к сказке художников А.Каневского, Н.Муратова, Б.Ефимова, Е.Рачёва, Кукрыниксов те, которые наиболее полно соответствуют представлению о пискаре как герое щедринской сказки; по желанию школьники могут сделать собственные иилюстрации к сказке;
5) проиллюстрировать предсмертный “соблазнительный” сон пискаря, в котором герой “вырос на пол-аршина и сам щук глотает”; подумать, как этот сон характеризует пискаря;
6) прочитать сказки «Бедный волк», «Здравомысленный заяц», «Вяленая вобла»; объяснить отсутствие положительных героев в этих сказках.
На занятии старшеклассникам сообщается учебная задача: анализ жанрового и композиционного своеобразия сказки, наблюдение над языком произведения, постижение своеобразия стиля писателя.
Затем учитель просит старшеклассников объяснить значение выражения говорить об идеале в отрицательной форме. Уточняет, дополняет ответы ученик, выполнявший задание 6. Его рассказ о прочитанных сказках, а также обращение школьников к сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», изученным в средних классах, помогают сделать вывод: в сказках Салтыкова-Щедрина нет положительных героев; даже народ изображён смирившимся со своей тяжкой долей.
Далее учебная задача усложняется: учащиеся должны сами сформулировать положительный идеал автора. Старшеклассники, объясняя смысл названия сказки, легко улавливают иронию писателя, назвавшего пискаря премудрым.
Учитель соглашается с выводами ребят и знакомит их с понятием “анафразис” (языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении), лежащим в основе иронии. Школьник, который выполнил задание 1, работая с Этимологическим словарём М.Фасмера, установил, что в славянских языках есть два написания: “пискарь” и “пескарь”. Написание “пискарь” связано со словами “писк”, “пищать”, потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук. Ученик предположил, что писатель использовал написание “пискарь” для усиления иронично-уничижительной характеристики персонажа. Отвечая на вопрос: “Сразу ли вы уловили авторскую иронию?”, учащиеся отмечали, что при описании рыбьего царства, повествовании об умных родителях “пискаря”, рассуждении героя об опасностях, стерегущих его на каждом шагу, — словом, пока “сказка сказывалась”, ироничная интонация не проявлялась. “Пескарь” происходит от слова песок — в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.
Далее проверялись результаты выполнения задания 3. Цель проводимого мини-исследования — поиски сходства сказки Салтыкова-Щедрина с народной. Исследование проводилось по следующему плану.
1. Установка на вымысел /истинность.
2. Вид сказки.
3. Особенности сказок о животных. Их отражение в щедринском произведении.
4. Система выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке и в сказке Салтыкова-Щедрина.
Учащиеся, выполнившие задание I варианта, подтвердили примерами из текста произведения наличие таких “примет” сказки в щедринском произведении, как зачин, присказка, использование малых фольклорных жанров и просторечия.
Десятиклассник, работавший над заданием 2, проиллюстрировал примерами из анализируемого произведения свой вывод: в сказке Салтыков-Щедрин широко использует выражения, похожие на пословицы и поговорки (“куда ни обернётся — везде ему мат”, “жизнь прожить — не то, что мутовку облизать”, “лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться”, “гоголем по всей реке проплыву”, “как таких идолов вода терпит”). Особо подчёркивалось, что сатирик не пародирует фольклорные выражения и современную ему живую, народную речь, а приспосабливает их для решения собственных художественных задач, что стало характерной приметой авторского стиля.
Школьники, работавшие над заданием II варианта, делают вывод, что в сказках Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический и бытовой. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему некий нравственный урок. Вопрос “Зачем в сказке так подробно описывается жизнь рыбьего царства и его основной закон?” приводит десятиклассников к выводу: человеческое общество, по мнению писателя, тоже живёт по законам животного мира, где есть жертвы и хищники.
Особое внимание уделяется отношению обитателей реки к поведению главного персонажа сказки. Отмечается, что речные жители (рыбы хищные и нехищные) по-разному оценивали поведение пискаря. Щуки хвалили: “Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!”; другие рыбы, помельче, не только не считали его премудрым, но и вовсе насмехались: “Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит... а всё только распостылую свою жизнь бережёт?”; многие называли его просто “дураком и срамцом”.
При этом обращается внимание на то, что в сказке используется приём саморазоблачения персонажа: пискарь сам подводит итоги своей унылой, бесцельной, жалкой жизни: “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил?..” На все вопросы “пришлось отвечать: «Никому, никого»”.
Сюжет сказки можно назвать “вялотекущим”, так как в произведении нет кульминационного эпизода, что тоже подчёркивает бесполезность, серость, однообразие жизни персонажа. Счастливой развязки, естественно, быть не могло, концовка же такова: “Сгинул премудрый пискарь, словно его и не было”.
Старшеклассники решают вопрос: кем является пискарь — жертвой или хозяином? К дискуссии подключаются учащиеся, выполнившие задания 4 и 5. Они объясняют свою позицию, своё видение щедринского персонажа. Школьники пытаются понять, что порождает жертвы, нужно ли им сочувствовать.
Довольно обстоятельно ведётся анализ наказа благонадёжного пискаря-отца, который определил жизненный путь послушного отцовской воле сына. “Надо так прожить, чтоб никто не заметил... а не то как раз пропадёшь” — так решил премудрый герой и от жизни фактически устранился, добровольно заточив себя в выдолбленной им самим норе.
Литературовед В.В. Прозоров предлагает сравнить наказ “пискаря-отца” “пискарю-сыну” с наказами героев-отцов своим сыновьям из других классических произведений для осознания социальной природы обличаемых в сказке явлений. Такая форма деятельности показалась нам интересной, так как она позволяет продолжить наблюдение над поэтикой сказок Салтыкова-Щедрина. Прослушав магнитофонную запись, где звучат признание Молчалина о завещании отца (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»), наказ Ивана Чичикова сыну Павлуше (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души») и слова напутствия Петру Гринёву (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»), старшеклассники рассуждают о том, почему родители стремятся передать свой опыт детям, какой это опыт и почему он разный. Десятиклассники в ходе свободной дискуссии (необходимого элемента занятий спецкурса) о состоянии общественной среды и формируемых ею нравственных качеств человека приходят к выводу о том, что сама жизнь порождает те или иные явления. Учитель, помогая школьникам утвердиться в правильности их вывода, предлагает осмыслить позицию Салтыкова-Щедрина, рассмотрев эпиграфы, предпосланные занятию.
1. “Очень далёкий от индивидуалистического миросозерцания, до мозга костей проникнутый общественностью, Салтыков именно в её почве искал корней для тех явлений, которые живописал” (Ю.Айхенвальд).
2. “Великий диагност общественных зол и недугов” (И.Сеченов).
На какое же явление русской действительности указывает сказка «Премудрый пискарь»? Сняты ли покровы порядочности с перепуганного, дрожащего героя? Каким образом автор “присутствует” в сказке? Зачем понадобилось это “вхождение” в текст? — вот вопросы, которые подводят учащихся к формулированию положительного идеала писателя.
Отмечается, что в сатирическом произведении обычно не бывает положительных героев, ведь задача автора заключается в разоблачении и осуждении порока. Используя приём гротеска, Салтыков в утрированной форме изобразил существование премудрого пискаря, доказав, что так жить нельзя. Однако читателю виден авторский идеал — в тексте звучит голос самого писателя: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а... бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия...”
Учитель, моделируя занятие, продумывает степень своего “вмешательства” в ход ученических рассуждений. Особенно это касается финальной части занятия. Так, например, у старшеклассников вызывает затруднение вопрос “Почему неясна причина смерти пескаря?”.
Здесь, на наш взгляд, учитель сам должен сформулировать вывод — в такой концовке отражается существенная особенность мировоззрения писателя, который утверждал: “Мы принимаем за жизнь то, что, собственно, заключает в себе лишь призрак жизни... Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков”. При этом необходимо отметить, что Салтыков-Щедрин сам дал определение такому понятию, как “фантом”: “...это такая форма жизни, которая силится заключить в себя нечто существенное, жизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь пустоту”. Напуганные интеллигенты-либералы, по мнению писателя, устранившиеся от активной борьбы, вели призрачную “жизнь-дрёму”. Под пером Салтыкова-Щедрина концепция двух действительностей — “настоящей” и “призрачной” — приобрела острое звучание.
Как нам представляется, постижение творческой индивидуальности М.Е. Салтыкова-Щедрина способствует формированию читательской компетенции старшеклассников, учит их внимательно и вдумчиво работать с текстом художественного произведения.
После проведения занятия школьники готовы к самостоятельной интерпретации выбранной ими сказки, что и становится их домашним заданием.