Архив
Школа в школе
Елена РЫДОВА
Курс разработала Елена Викторовна РЫДОВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 г. Иркутска.
Основы журналистики
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса
Пояснительная записка
Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить своё “я”.
Здесь на помощь приходят разные стили и жанры словесной культуры, в которых школьник может, пробуя себя, раскрыть многогранность своего таланта, найти присущую только ему форму самовыражения. Именно это и предполагает курс «Основы журналистики», предназначенный для учащихся 9-го класса. Он поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои, так сказать, профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации — школьной газеты.
Цель курса «Основы журналистики» — познакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газеты (макет, дизайн, афиша, содержание и т.п.).
Для реализации этой цели необходимо:
- углубить теоретические знания учащихся о тексте;
- совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
- повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся;
- воспитать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи;
- воспитать коммуникативную компетенцию;
- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Особенность содержания этого курса состоит в том, что он опирается на данные таких филологических дисциплин, как «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Литературное краеведение», «Культура речи» и другие.
Данный курс способствует развитию литературно-творческих способностей учащихся, так как программа предусматривает знакомство школьников с элементами теории и техникой сочинительства.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников “самостоятельного” и образного мышления, эмоциональной отзывчивости, повышение речевой и письменной грамотности, приобретение навыков работы журналиста. Они должны научиться:
- пользоваться справочной литературой и словарями;
- соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
- делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
- рецензировать тексты разных жанров;
- применять различные виды правки текста;
- письменно оформлять и передавать информацию;
- готовить примерный макет газеты.
Критерием успешности является создание творческой работы в одной из жанровых форм.
Итог деятельности учащихся — презентация газеты с их лучшими работами.
Курс «Основы журналистики» рассчитан на 16 часов.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Роль каждого в команде. Знакомство с понятиями. Сущность и задачи редактирования.
Тема 2. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля.
Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Основные композиционные приёмы. Характерные признаки публицистического стиля.
Тема 3. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка.
Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства языка. Ошибки и способы их исправления. Стилистические фигуры. Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Использование средств в тексте.
Тема 4. Журналистские жанры:
— оперативно-новостные (заметка);
— оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
— исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
— исследовательские (статья, письмо, обозрение);
— исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Тема 5. Язык и реклама. Научить использовать на практике лингвистические приёмы или языковую манипуляцию:
— “оценочное понимание”;
— “языковой капкан”;
— “пресуппозиция”;
— “массированное употребление”;
— “почерк мастера”.
Тема 6. Создаём макет газеты.
Название; выбор цветовой гаммы, шрифта и рамки; выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям; наличие иллюстративного материала, его использование и расположение; распределение всего материала по страницам газеты. Учащиеся работают в своей роли (редактор, дизайнер, корреспондент, фотограф и т.д.).
Тема 7. Встреча с представителями редакций местных газет.
Тема 8. Презентация газеты.
Учебно-тематический план курса
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Деятельность учащихся |
1 | Вводное занятие. Разберёмся в понятиях. | 1 | Деловая игра «Я — главный редактор». | Определение своей роли в создании газеты. |
2 | Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля. |
2 | Лекция. Практикум. | Конспект. Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком текстов. Редактирование текстов. |
3 | Стилистические средства языка. Художественно-изобразительные средства языка. | 2 | Лабораторная работа «Разговор о
жизни»; «Запись чужой речи». Практикум. |
Составление таблицы. Редактирование текста. Введение в текст средств выразительности языка. |
4 | Журналистские жанры: — оперативно-новостные (заметка); — оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты); — исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); — исследовательские (статья, письмо, обозрение); — исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет). |
7 | Лекция. Практикумы и творческие мастерские. Выход в аудиторию: «Интервью на заданную тему»; «Репортаж с места события». |
Конспекты. Творческие работы учащихся группами. Создание творческой работы в одной из жанровых форм. Взаиморецензии. |
5 | Язык и реклама. Языковая манипуляция. | 1 | Лекция. Исследование. | Создание рекламы. |
6 | Создаём макет газеты. | 1 | Практикум. | Вариант газеты. |
7 | Встреча с представителями редакций местных газет. | 1 | «Круглый стол». Творческая мастерская. Презентация. |
Опыт профессио нального общения.
Свобода самовыражения. Комментарии к работам учащихся. |
8 | Презентация газеты. | 1 | Практическая работа. | Подготовка номера газеты к выпуску. |
Всего: 16 часов. |
Подсказки, которые помогут сделать работу интересной и успешно выпустить действительно хорошую газету.
Шаг 1. Делаем “конфетку” из любого материала
Информационное сообщение можно подать различными способами. Редактору необходимо знать эти приёмы и понимать, что с их помощью можно внести разнообразие и оживить газету. Вот некоторые способы преподнесения информационных статей.
Анализ — статья, объясняющая, почему произошло или не произошло то или иное событие/явление.
Колорит — статьи, описывающие сцену или событие, проливающее свет на тему или людей — героев основной статьи.
Интервью — изложение диалога с главным героем в форме вопросов и ответов. Учтите, что текст интервью тоже нуждается в редактировании. Излагая интервью на бумаге, упрощайте вопросы и “причёсывайте” ответы!
Шаг 2. Как брать интервью
1. Если вы собираетесь взять интервью, уясните для себя, зачем это нужно. Вам необходимо иметь чёткое представление, какую именно информацию вы хотите получить от собеседника.
2. Перед встречей с человеком постарайтесь узнать как можно больше о предмете вашего разговора. Ваш юношеский задор в любом случае умилит собеседника, но если вы покажете себя ещё и сведущим человеком, собеседник просто растает, и нужная информация польётся ручьями. Однако не перестарайтесь, иначе ваша чрезмерная эрудированность заставит человека подумать: “Ну а я-то тогда им зачем?” или: “Я что, на экзамене?”
3. Если вам не удастся выяснить всё что нужно, спросите у собеседника, кто ещё может вам помочь. Узнайте телефоны этих людей и определите возможности успешной встречи с ними.
Шаг 3. Пишем статью
“Самая важная часть работы — это то, что происходит у вас в голове между окончанием сбора материала и мигом, когда будет написано первое слово” (Рэндапл Д. Универсальный журналист).
Перед тем как вы возьмётесь за перо для написания статьи, нужно чётко понять: что вы хотите сказать миру? Отсутствие этого понимания не скроешь никаким мастерским владением слова. Несколько советов.
- Продумайте, в какой форме вы собираетесь подать материал — обычное информационное сообщение или целый блок из небольших статей на одну тему.
- Не пожалейте времени на составление плана — этому не напрасно учат на уроках русского языка.
- Будьте аккуратны с терминами, жаргоном и сленгом. Каждый раз подумайте: можно ли сказать проще, приличнее, грамотнее?
- Избегайте цветистых и пышных фраз — приберегите мастерство для сочинений в школе. В газете вы будете блистать ясностью изложения и интересным материалом.
- Избегайте стандартной и очевидной тематики, если не можете подать её под новым, необычным углом, с интересной точки зрения.
- Аккуратнее используйте цитаты — как правило, косвенная речь короче и яснее.
- Сделайте точность своим девизом. Если вы пишете слово “много” — то сколько это именно?
- Будьте щепетильны по отношению к источнику информации, всегда ссылайтесь на него. Этим вы добавляете солидности вашей публикации и показываете читателю, что всё, что в ней изложено, — не просто плод вашего воображения или коллекция слухов.
Шаг 4. Создаём макет газеты
Наличие в газете превосходных статей для читателя, увы, не всегда является достаточным поводом эти статьи прочесть. Каждую статью отдельно и материалы вместе нужно подать читателю в привлекательной упаковке. Этой упаковкой и станет макет вашей газеты.
Вы удивитесь, как быстро члены вашей команды вживутся в свои роли. Закройте глаза и представьте себя в роли дизайнера. Роль поглощает... Пальцы правой руки рефлекторно подёргиваются — ищут мышку... мозг настраивается на бешеный креатив... перед глазами проносятся яркие варианты решений образа газеты... надо выбрать интересный шрифт... красивые картинки... я создам гениальный дизайн...
Очнёмся. Представьте, что создание макета газеты доверено исключительно дизайнеру. У него свои заботы, и без дружеской помощи других членов редколлегии он вряд ли будет задумываться о философии вашей газеты, значимости того или иного материала. Речь мы ведём к тому, что макет вам также придётся составить всем вместе.
- Прикиньте, чему будет посвящена каждая полоса (страница газеты). Первая полоса — это её лицо, и ей мы в дальнейшем ещё посвятим несколько строк.
- Решите, сколько колонок будет размещено на каждой полосе. Если формат вашей газеты А3, то колонок может быть 3–5. Две колонки, как правило, не производят впечатления “газеты”, а больше пяти сбивают с толку.
- Рассматривайте содержание газеты как “строительные блоки” — новости, школьная жизнь, аналитика, развлекательная часть и другое. Группируйте сходные по содержанию статьи вместе.
- Оговорите приблизительный объём материала для каждого блока.
- Распределите, кто будет отвечать за каждый блок. Теперь у каждого журналиста появится возможность полной свободы самовыражения — разумеется, в узких рамках выделенного ему объёма и общей концепции газеты.
Обязанности в команде по созданию газеты
Главный редактор
Определяет состав номера и отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера, следит за тем, что работа над номером шла без каких-либо сбоев. Скорее всего, в школьной газете главному редактору придётся совместить эту почётную должность с одной из перечисленных ниже.
Редактор отдела новостей
Главный журналист, ответственный за работу репортёров и за секцию новостей в газете. К редактору отдела новостей стекаются все новостные сообщения, и он решает, какие из них будут размещены в газете, а какие нет.
Репортёр
Человек, собирающий материалы для газеты. Главная задача репортёра — найти информацию по выбранной теме, а затем интересно и доступно донести материал до читателя.
Фотограф
Название специальности говорит само за себя.
Дизайнер
Разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты таким образом, чтобы она была удобна для читателя и в то же время легко отличима от других изданий. Вместе с журналистами дизайнер также отвечает за вёрстку газеты — размещение уже готовых материалов на подготовленных макетах страниц газеты.
Коммерческий отдел
Возможно, вы сделаете газету прибыльной. Тогда придётся расширить редколлегию новыми сотрудниками, которые будут отвечать за поиск средств, определение цен и путей распространения издания.
Литература для учащихся
Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.
Чернозёмова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.
Литература для учителя
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-й классы. М., 1999.
Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.
Ладыженская Т.А. Сочинения разных жанров. М.: Просвещение, 1996.
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. М., 1998.
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М.: Высшая школа, 1990.
Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.