Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Н.Б. Алдонина. А.В. ДРУЖИНИН (1824–1864): Малоизученные проблемы жизни и творчества: Монография. Самара: Издательство СГПУ, 2005. 532 с. Н.Б. Алдонина.
А.В. ДРУЖИНИН
(1824–1864):
Малоизученные
проблемы жизни
и творчества:

Монография.
Самара:
Издательство
СГПУ, 2005. 532 с.

Помещённая в конце книги самарской исследовательницы Н.Б. Алдониной подробнейшая библиография сочинений Александра Дружинина открывается повестью «Полинька Сакс», напечатанной в журнале «Современник» в 1847 году… Увы, большинство наших современников не слышало даже об этом шедевре русской прозы, способствовавшем быстрому развитию психологизма в нашей литературе, утверждению в ней эмансипационной тематики. Подавно незвестно имя автора «Полиньки Сакс», выдающегося писателя середины XIX века.

А между тем за неполные двадцать лет активнейшей литературной деятельности (Дружинин прожил всего сорок лет) он успел напечатать около трёхсот стихотворений, рассказов, очерков, фельетонов, критических статей, переводов. Причём среди последних — «Король Лир», «Ричард Третий», «Кориолан», «Король Джон», долгие годы заслуженно считавшиеся лучшими переводами Шекспира на русский язык. Это подтвердило и недавнее переиздание пьес в популярной серии «Старый стиль» петербургского издательства «Кристалл».

Список литературных амплуа Дружинина занимает в аннотации к книге внушительное место: он был не только чрезвычайно известным в своё время писателем, поэтом, драматургом, критиком, но и журналистом, фельетонистом, переводчиком, редактором и основателем Литературного фонда.

Открывается книга, как и положено, изложением биографии Дружинина, встречавшегося в своей жизни с Григорьевым, Львом Толстым, Салтыковым-Щедриным, Щербиной, Растопчиной, многими другими известными русскими писателями. Особенно близок Дружинин был с Некрасовым и Тургеневым, даже написал в соавторстве с ними несколько юмористических стихотворений.

Книга построена не только на известных, хотя и полузабытых большинством учёных фактах истории литературы, но и на архивных разысканиях; благодаря им Н.Б. Алдонина впервые вводит в научный оборот многие ранее не публиковавшиеся стихотворения и статьи Дружинина, расшифровывает и подробнейшим образом описывает замыслы его незавершённых и ненаписанных произведений, приводит в своей солидной книге массу интересных сведений из литературной жизни 1840–1860-х годов.

Например, Дружинина-критика в нашей науке долгое время безоговорочно относили к числу теоретиков так называемого чистого искусства, символом которого была для него поэзия Пушкина. Однако автор новой монографии о писателе обнаруживает в его наследии убедительные доказательства сочувственного интереса не только к Пушкину, Фету и Полонскому, но и к Гоголю, Лермонтову, Щедрину, Толстому, Никитину, Огареву, Плещееву, Чернышевскому.

Много сделал Дружинин — и как критик, и как переводчик — также для знакомства русского читателя с английской и американской литературой: среди его героев не только Шекспир, но и Смоллетт, Скотт, Байрон, Диккенс, Теккерей, Купер.

Особую ценность монографии придаёт обширное приложение «Неизвестные тексты А.В. Дружинина», где обосновывается принадлежность писателю сорока двух работ разных жанровых форм, опубликованных анонимно.

Читается книга легко и с увлечением и может оказать учителям большую помощь при углублённом знакомстве с русской литературой и культурой 1840–1860-х годов. Многие описанные в ней факты сделают интереснее и глубже уроки, посвящённые творчеству Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Фета.

Юрий Орлицкий
Рейтинг@Mail.ru