Я иду на урок
Я иду на урок
Мария ТЕЛИЦИНА
Мария Александровна ТЕЛИЦИНА (1964) — учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей» г. Междуреченска Кемеровской области. Прислано на конкурс «Методическая разработка».
Урок по рассказу Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс»
После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.
1. Герои рассказа:
— пёс Арктур;
— доктор;
— рассказчик.
2. Что обозначает имя собаки?
Немеркнущая голубая звезда.
“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”
3. Что общего у собаки с этой звездой?
Звезда | Арктур |
— немеркнущая; — особенная (самая яркая в северном полушарии); — выделяется среди других; — происхождение звёзд неизвестно. |
— память о нём остаётся (“мыслью
возвращался туда, на маленькую гривку с сухой
обломанной елью”); — особенный:
— происхождение пса неизвестно. |
4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?
Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?
— бездомный пёс-бродяга; | ||
— угрюмый; | ПОЧЕМУ? | — без имени; |
— неловкий; | — без дома; | |
— недоверчивый; | — без хозяина; | |
— без тепла, | — часто побит. |
“Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.
Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, “когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.
5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?
С какого момента меняется жизнь пса?
(В ходе рассуждения рисуем схему.)
— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.
6. Что объединяет Доктора и Арктура?
— Оба одиноки.
7. Какие отношения складываются между ними?
Не соглашается продать его ни за какие деньги
“Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”
8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?
— Встреча с лесом (глава 4): “Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!
Какие изменения произошли в нём?
— “выкатился”, “мчался”, “бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);
— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — “выл мрачно, длинно, тоскливо”);
— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что “так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а “только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;
— он “сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.
Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)
— “странные звуки”; — “тёплый малиновый звон”; — лай —
|
всё это настраивало на торжественный лад. |
Лай прекратился — лес “стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который “был ему молчаливым врагом... стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги... останавливал его”.
Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него “стало пусто и тихо”.
9. В чём трагедия Арктура?
— слепой!
— гончий пёс ® слова Рассказчика: “Ах, Арктур! Бедный ты пёс!.. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!”
“Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5).
И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем если бы он “сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в его судьбу человек. Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя “никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы”. Он завоевал любовь людей: после его пропажи “оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках”.
Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична.
10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?
— проблема бездомности;
— ответственность человека за судьбу животных;
— место собаки в жизни человека;
— ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними.
11. Домашнее задание (письменная работа): “Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…”