Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Мария ТЕЛИЦИНА


Мария Александровна ТЕЛИЦИНА (1964) — учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей» г. Междуреченска Кемеровской области. Прислано на конкурс «Методическая разработка».

Урок по рассказу Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс»

После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.

1. Герои рассказа:

— пёс Арктур;

— доктор;

— рассказчик.

2. Что обозначает имя собаки?

Немеркнущая голубая звезда.

“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

3. Что общего у собаки с этой звездой?

Звезда Арктур
— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;





— происхождение звёзд неизвестно.
— память о нём остаётся (“мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный:

силён и велик;
чутьё;
слышал тончайшие звуки;
никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?

Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?

— бездомный пёс-бродяга;
— угрюмый; ПОЧЕМУ? — без имени;
— неловкий; — без дома;
— недоверчивый; — без хозяина;
— без тепла, — часто побит.

“Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.

Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, “когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.

5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?

С какого момента меняется жизнь пса?

(В ходе рассуждения рисуем схему.)

— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.

6. Что объединяет Доктора и Арктура?

— Оба одиноки.

7. Какие отношения складываются между ними?

Не соглашается продать его ни за какие деньги

Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”

8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?

— Встреча с лесом (глава 4): “Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!

Какие изменения произошли в нём?

— “выкатился”, “мчался”, “бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);

— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — “выл мрачно, длинно, тоскливо”);

— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что “так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а “только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;

— он “сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.

Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)

— “странные звуки”;
— “тёплый малиновый звон”;
— лай —

“чистый”,
“прекрасный музыкальный”,
”серебряный”,
“будто кто-то бил в серебряный колокол”.

всё это настраивало
на торжественный лад.

Лай прекратился — лес “стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который “был ему молчаливым врагом... стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги... останавливал его”.

Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него “стало пусто и тихо”.

9. В чём трагедия Арктура?

— слепой!

— гончий пёс ® слова Рассказчика: “Ах, Арктур! Бедный ты пёс!.. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!”

“Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5).

И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем если бы он “сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в его судьбу человек. Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя “никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы”. Он завоевал любовь людей: после его пропажи “оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках”.

Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична.

10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?

— проблема бездомности;

— ответственность человека за судьбу животных;

— место собаки в жизни человека;

— ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними.

11. Домашнее задание (письменная работа): “Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…”

Рейтинг@Mail.ru