Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2006

Я иду на урок

Олимпиада по литературе

После сказки

Сказка начинается с присказки. А присказка такая: прошла я городскую и региональную олимпиады, потом — отборочные занятия, и вот: еду в Казань в составе питерской делегации школьников. Трудно поверить! Сказка! Сказка под названием: “Всероссийская олимпиада школьников по литературе”…

Но вот олимпиада началась, прошла и осталась позади. Сказка стала реальностью. Пора подвести итоги.

Хорошего много: кроме удостоверения участников олимпиады, диплом Игоря Кравчука — хотя и единственный на команду, зато первой степени! Но главное — были получены огромный опыт работы в режиме нон-стоп, умение засыпать в любом месте в любое время, умение ждать автобуса в любых погодных условиях, умение быть толерантными в любых ситуациях и, наконец, умение забывать о личных правах в пользу общественных… Навыки, безусловно, полезные, хотя их можно было получить и не во время олимпийской недели, когда хотелось думать собственно о литературе, а ещё о прекрасном, о культуре и искусстве, о музеях и архитектуре, в конце концов.

Но о музеях и архитектуре города Казани мне сказать особенно нечего. Как и просто о городе. Мы его не видели. Разве что из окна автобуса, где рассчитывать оставалось только на экскурсовода. Но, увы, у экскурсовода не было микрофона, да и говорить она предпочитала об изменениях в расписании и организационных неполадках, причём доверительным шёпотом… Прорваться в центр города и просто побродить по нему нам, конечно, тоже не удалось. Мы же ещё дети!

Вместо музеев и театров нам решили показать многочисленные школы Казани. А “культурно-развлекательная программа”, как она значилась в расписании, на поверку оказалась просто свободным временем. Поэтому мы пытались максимально культурно развлекаться и общаться с участниками из других городов, сидя в больших уютных креслах, стоявших в самом затемнённом углу нашего этажа в гостинице. И именно из этих кресел в предпоследний день был невольно услышан разговор по телефону некоего беспечного московского мальчика: “Мама, у меня первое место!..” Конечно, может быть, этот мальчик просто так шутил со своей мамой. От переживаний и не до такого договоришься… Но поскольку результаты олимпиады до церемонии закрытия были совершенно засекречены и никому сообщены быть не могли в принципе, по командам пошли слухи, что председатель жюри непосредственно готовил к олимпиаде команду Московской области. Слухи или правда? Никто не знает. Руководителям команд ничего не объясняют, жюри недоступно и для них. Остаётся уверовать в слышанные утверждения, что, мол, Всероссийская олимпиада не продаётся и не покупается, что более справедливого конкурса не найти и что только на ней и можно получить объективную оценку своих знаний. Верить в плохое не хочется. Не верить не получается….

И всё же я не могу утверждать, что зря поехала на Всероссийскую олимпиаду по литературе. Я получила колоссальный опыт, получила возможность поближе узнать жизнь, поразмышлять у парадного подъезда, разглядеть тёмные углы, в которые раньше мне просто неинтересно было заглядывать, посмотреть на людей с новой стороны.

Всё это — вводный урок, всё это — экскурсия по жизни, только незачем пытаться расслышать экскурсовода, нужно лишь прижаться к окну и терпеливо вглядываться в темноту, пока не увидишь наконец очертания реального мира через запотевшие стёкла несущегося сквозь дождь автобуса.

Мария БРАВИКОВА,
ученица 10-го класса средней школы № 1
с углублённым изучением английского языка;
Санкт-Петербург.
Рейтинг@Mail.ru