Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2006

Я иду на урок

МЕТОДИКА

Статья опубликована при поддержке компании VipSMS. Хотите привлечь внимание потенциальных потребителей и расширить поле своей бизнес деятельности? Тогда советуем воспользоваться смс рекламой. Этот вид рекламы, предоставляемый компание vipsms.net, стоит на одной позиции с рекламой в интернете, но отличается своей крайней доступностью. Посетите официальный сайт компании http://vipsms.net и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми услугами.

О Всероссийской олимпиаде школьников по литературе наша газета пишет с 2002 года. Мы стали делать это по многочисленным просьбам подписчиков. Они просили подробно рассказывать о ходе олимпиады на страницах газеты, печатать задания её заключительного этапа, обсуждать проблемы олимпиадного движения как важной и эффективной формы учебно-методической работы.

В 2002 году олимпиада проходила в Пензе. Прекрасная организация, доброжелательная атмосфера, многочисленные методические мероприятия в дни олимпиады. Нам сразу удалось найти взаимопонимание с жюри и его председателем профессором Львом Всеволодовичем Тодоровым. К сожалению, в последующие годы на олимпиаде и вокруг неё возникало всё больше проблем, о чём мы в той или иной форме сообщали на страницах «Литературы». При этом всегда старались быть объективными, в частности, никогда не печатали отклики об олимпиаде её участников и педагогов, если в них содержались слишком субъективные оценки происшедшего. Не изменяем мы своему правилу и на этот раз. Из многих свидетельств об олимпиаде в Казани, которыми мы уже располагаем, публикуем лишь два, достаточно сдержанных...

А в нашей статье мы постарались проанализировать проблемы олимпиадного движения по литературе в контексте общих задач школьного литературного образования. Надеемся, что это только начало большого, необходимого всем нам разговора. Мы обещаем дать на страницах «Литературы» возможность высказать свою точку зрения всем заинтересованным лицам — начиная с председателя жюри, профессора Л.В. Тодорова.

Преграды на пути награды

В 2003 году мы, в согласии с традициями нашей газеты всемерно поддерживать филологически одарённых учеников, учредили для участников Всероссийской олимпиады школьников по литературе диплом нашей газеты и Издательского дома «Первое сентября» (вместе с памятным подарком — им стал диктофон с соответствующими аксессуарами). Его, по нашему замыслу, должен получать один из участников олимпиады — не обязательно её призёр — автор яркой работы, отличающейся оригинальностью творческого мышления и самобытностью стиля.

На олимпиаде в Нижнем Новгороде, где этот диплом впервые вручался, членами и председателем жюри Л.В. Тодоровым был предложен следующий порядок определения нашего призёра. Ссылаясь на то, что работы участников, даже зашифрованные, никому, в том числе работникам педагогической прессы, каковыми мы являемся, жюри показывать не имеет права (при этом никакие конкретные запрещающие документы нам не назывались), Л.В. Тодоров “в порядке исключения”, “под свою ответственность” выдал нам 17 работ участников. (Подобный порядок в целом сохранялся в 2004-м и 2005 годах — незначительно менялось только количество работ.)

Так нам удалось в 2003 году установить своего призёра, Машу Знобищеву из Тамбова. В 2004-м нашим призёром стала Алина Степанова из Калининграда, в 2005-м — Игорь Кравчук из Санкт-Петербурга. Подчеркну, что все эти замечательные ребята оказывались и призёрами олимпиады, то есть наш выбор фактически происходил при непосредственном участии жюри (на этапе первоначального отбора работ; из предложенного жюри сотрудники «Литературы» выбирали одну работу).

В материалах, которые мы давали в газете по итогам олимпиад, редакторы, а также читатели неизменно писали и о проблемах олимпиадного движения — всегда доброжелательно, как говорится, не ради разрушения, а ради улучшения. Так было и в 2005 году, когда работавший на олимпиаде С.В. Волков, обобщая увиденное и услышанное им, письма в редакцию по поводу олимпиады, выступил в № 12 с аналитической статьёй.

Однако, как выяснилось, она вызвала неодобрительный отзыв Л.В. Тодорова. Впрочем, оспорить выступление С.В. Волкова на страницах «Литературы» Лев Всеволодович не пожелал, хотя редакция предоставила ему для этого все возможности.

На олимпиаду в Казань поехали шеф-редактор ИД «Первое сентября» М.Н. Сартан и я. Как обычно, мы были доброжелательно встречены, приглашены в жюри конкурсов чтецов и буриме, но в итоге после общения с Л.В. Тодоровым оказались в информационном вакууме.

Вначале Л.В. Тодоров без объяснения причин отказал нам в выдаче работ для определения призёра, затем, после вмешательства главного специалиста Минобразования РФ О.С. Медведевой, пообещал работы выдать вечером (разговор состоялся днём 21 апреля, когда работы третьего тура ещё не были проверены). Однако вечером Л.В. Тодоров отказал нам в выдаче работ окончательно. Внятного объяснения причин отказа не было. В ответ на напоминание о мнении О.С. Медведевой он вначале заявил, что она “передумала”, а затем добавил, что О.С. Медведева вообще не имеет права вмешиваться в работу жюри. Наши попытки связаться с О.С. Медведевой, несмотря на журналистский опыт и умения, в Казани успехом не увенчались. Но, право, Ольга Сергеевна в этом ограждении её от нас не виновата: при встрече с ней в аэропорту нам стало известно, что никаких запрещающих распоряжений Л.В. Тодорову она не отдавала.

Олимпиада школьников — открытое всероссийское мероприятие, праздник юных интеллектуалов России и их наставников. Кто выиграл от того, что председатель жюри не позволил наградить участника олимпиады ещё одним призом?

Вот вопрос, на который мы до сих пор не знаем ответа.

Сергей ДМИТРЕНКО.

Рейтинг@Mail.ru