Архив
Практика
Елена БАЖЕНОВА
Елена Геннадьевна БАЖЕНОВА (1975) —учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 85 г. Тайшета, Иркутская область.
“Прелесть нагой простоты”
Уроки по «Станционному смотрителю»
Урок 1.
Притча о блудном сыне в литературе Нового
времени
Повторение изученного материала
— Давайте вспомним определение жанра притчи.
(Маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает, следует или не следует наставлениям. Два плана — видимый и невидимый. Редко кому открывается тайный, внутренний план.)
— Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.
— С какой целью так подробно останавливается на них повествователь?
— Какую притчу они вам напомнили?
— О чём эта притча?
(Отец — это Бог, младший сын-грешник — человек, который ушёл от Бога, сбился с пути, указанного Богом, встал на путь греха. Это может случиться с каждым из нас и случается ежедневно. Но не погиб тот человек, а вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к Богу. Простил его Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника, если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться. Но другой сын осудил отца и брата и тем самым грех совершил, отошёл от Бога. Так происходит и в жизни — то один, то другой человек, совершая грех, отходит от Бога. Но терпелив Бог и милосерден и готов принять каждого и простить.)
— Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям?
(Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)
Основная часть
Подача нового материала в форме дискуссии.
— Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?
— Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
— Для чего тогда картинки на стене комнаты?
(Для украшения.)
— Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?
(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)
— Докажем это. Попробуйте сравнить текст притчи и сюжет повести. (Работа в парах.)
Письменная самостоятельная работа
Письменная самостоятельная работа
Притча «Станционный смотритель» Сын уходит из дома Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно) Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой Радостная встреча сына с отцом Отец умер. На печальном кладбище заканчивается история Сын вернулся домой нищий и голодный Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая барыня Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения
— Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
(Сын, потому что он успел вернуться к отцу, а Дуня не успела.)
Закрепление материала. Выводы
И хотя ждут Дуню в карете сыновья — юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына.
Возможно, повесть «Станционный смотритель» — это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.
Домашнее задание
Перечитать «От издателя».
Уроки 2–3.
Писатель, автор-повествователь, рассказчик в
эпическом произведении
Повторение пройденного материала
Запишите тему урока. Вы видите на доске три понятия. Давайте вспомним их значение.
— Кто такой писатель?
(Реальный человек, который живёт в реальном мире.)
— Кто такой автор-повествователь? Это тоже реальный человек?
(Нет, это персонаж художественного мира, который представляет писателя в произведении.)
— А кто такой рассказчик? Это автор?
(Нет, ему писатель поручил рассказать о событиях, происходящих с героями.)
Теперь давайте все наши рассуждения переведём на повесть «Станционный смотритель».
Основная часть
Подача нового материала в форме дискуссии с элементами исследовательской деятельности. Работа с художественным текстом.
— Кто является писателем повести «Станционный смотритель»?
(А.С. Пушкин.)
— Кто автор повести?
(И.П. Белкин.)
— Кто является рассказчиком в «Станционном смотрителе»?
(История рассказана титулярным советником А.Г.Н.)
— Что такое станционный смотритель?
(“Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда”.)
— Почему автор так хорошо знает многих смотрителей? Что даёт это приём?
(Достоверность.)
— В каком произведении мы уже встречались с созданием образа рассказчика?
(Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» — Рудый Панько.)
— Повесть открывается рассуждением, состоящим из вопрошаний и восклицаний. Кто может говорить это?
(Автор-повествователь, образованный человек.)
— Затем рассказчик превращается в конкретное лицо, живого участника и свидетеля рассказанных им событий. Найдите это место в повести.
(“В 1816 году, в мае месяце…”
Появляется местоимение “я” — живое, реальное. Это рассказчик и одновременно персонаж, такой же, как сам Вырин, Дуня, Минский. Он не принимает участия в событиях, но рассказывает о них.)
— Затем рассказ повествователя-персонажа переплетается с прямым рассказом Вырина. Найдите это в повести.
(“Так вы знали мою Дуню…”)
— Докажите, что язык персонажа-повествователя отличается от языка автора. В чём состоит это отличие?
(“Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та серёжками…”
Речь Вырина — речь простого человека.)
Своеобразие языка прозы А.С. Пушкина
Работа с художественным текстом.
Используя в прозе разговорные средства, Пушкин в то же время осмотрительно употребляет просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и т.п. Из разговорного языка отбираются преимущественно такие элементы, которые отличаются общим литературным употреблением.
Вспомните ещё одну особенность языка прозы Пушкина. Мы обратили на неё внимание при изучении повести «Барышня-крестьянка». Он избегает всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.
Проанализируем отрывок и попробуем выявить другие особенности языка прозы Пушкина.
“Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошёл к растворённой двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался”.
— Прочитайте первые три предложения. Можно ли опустить хоть одно слово?
(Упоминание о том, что две первые комнаты были темны, а в третьей — огонь, объясняет, почему смотритель, оставаясь в тёмной комнате, мог некоторое время наблюдать за Дуней и Минским, находившимися в освещённой комнате, оставаясь незамеченным.)
— Можно ли убрать определение “растворённой” (о двери)?
(Нет, тогда смотритель не мог увидеть того, что происходило внутри комнаты.)
Но дальше появляются второстепенные члены, которые с точки зрения логики сообщения могли бы быть опущены.
Сравним.
1. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.
2. В комнате сидел Минский.
Но эти второстепенные члены предложения указывают на детали, очень важные с точки зрения логики развёртывания художественного повествования. Тут проявляется характерный для Пушкина приём: передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную чаще всего несколькими словами.
— Почему нельзя убрать определение?
(Указывает на обстановку, в которой живёт Дуня.)
А ведь автор вообще нигде не говорит о том, как жила Дуня у Минского. Он только показывает это через детали.
— Какая ещё деталь указывает на то, что Дуня жила в роскоши?
(“Дуня, одетая со всею роскошью моды… Сверкающие пальцы”.)
Обратите внимание: Пушкин не пишет “пальцы, унизанные перстнями с драгоценными сверкающими камнями”. Эпитет, который указывает на богатство.
— Объясните, почему “Минский сидел в задумчивости”.
(Перед этим было объяснение с отцом, задумчивость — результат этого объяснения.)
— “Дуня сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле”. Почему Дуня сравнивается с наездницей?
(Сравнение из области представлений, свойственных миру Минского, подчёркивает, как изменилась жизнь Дуни.)
— “Она с нежностью смотрела на Минского”. О чём говорит эта деталь?
(Дуня любит Минского.)
Заканчивается отрывок описанием реакции смотрителя на увиденную им сцену. Реакция эта изображена с предельной сдержанностью, что вполне соответствует образу Самсона Вырина. В отношении к нему всякая чувствительность, многословие были бы неуместны.
Самостоятельная работа
Попробуйте сами сформулировать особенности языка прозы А.С. Пушкина. (Учащиеся работают самостоятельно; проверяют записи. Если необходимо, дописывают.)
Запись в тетради приобретает следующий вид.
1. Избегает в языке прозы всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.
2. Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную, как правило, несколькими словами.
“Прелесть нагой простоты” является основой выразительности языка Пушкина.
Домашнее задание
Проанализировать отрывок из повести, доказав, что это пушкинская манера письма.