Архив
ПРАКТИКА
Наталья Кутейникова
Наталья Евгеньевна Кутейникова (1961) — кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.
Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5–6-х классах
Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребёнка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5–6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой сегодняшней школы на всестороннее развитие учащихся и прежде всего на развитие самостоятельного, критического и исследовательского мышления. Однако и сама научно-познавательная литература за последние два десятилетия кардинально изменилась, прочно вошла в жизнь взрослых и детей, проникла в процесс школьного обучения. Таким образом, настало время теоретического обоснования методики изучения данной литературы в школе.
В методике обучения литературе в школе давно закрепилось мнение о том, что квалифицированный читатель — это читатель, хорошо ориентирующийся в мире книг, читатель с устоявшимися интересами и предпочтениями, умеющий отличать хорошую литературу от литературы посредственной, то есть художественную от массовой.
При этом об ориентации в мире научно-познавательной литературы почти не говорилось, более того, данная литература очень редко вносилась в списки рекомендательного чтения для того или иного возраста, кроме отдельных научно-художественных произведений для детей 7–10 лет (начальная школа), при том, что развитие современного читателя-школьника немыслимо без его обращения к научно-познавательной литературе.
Во-первых, потому, что научно-познавательная литература — это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. Без чтения такой литературы невозможно как становление ребёнка-читателя, его дальнейшее литературное развитие, так и расширение кругозора любого школьника по различным областям научного и общественного знания1.
Во-вторых, уже в конце ХХ века литературоведами отмечалось, что научно-художественная литература как разновидность литературы научно-познавательной — “особый род литературы, обращённой преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику её творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий. Сочетает «общеинтересность» с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью”2. Языком художественной литературы, её приёмами и методами, просто и доходчиво литература научно-художественная раскрывает перед своим читателем красоту и логику науки, непостижимые полёты человеческой фантазии и глубину мысли, страдания человеческой души и тайны искусства, пробуждает познавательный интерес и жажду жизни.
Безусловно, пробуждение, формирование и развитие познавательной активности ребёнка происходит не только и не столько при чтении различного рода книг — на это нацелена вся воспитательно-образовательная деятельность семьи и школы, но помочь развить мышление юного читателя, активизировать всю его деятельность в окружающем мире во многом способна научно-познавательная литература, так как целью её как раз и является формирование и развитие познавательной активности читателя.
Привлекать к работе на уроке в средних классах научно-познавательную литературу различных её видов можно и на отдельно взятых уроках — в основном уроках внеклассного чтения, и при изучении какой-либо темы в системе уроков (гуманитарного или естественнонаучного циклов), и лишь в качестве иллюстративного материала. Однако целенаправленная и систематическая работа с научно-познавательной книгой возможна в 5–7-х классах только в системе интегрированных уроков, так как при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении отдельным предметам, ибо при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях. Именно такой точки зрения придерживаются современные психологи, изучающие процесс обучения в начальной и средней школе3.
Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей тем, что последние предусматривают лишь эпизодическое включение на уроках определённого курса материала других предметов. “В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчинённые одной цели”4, именно поэтому чрезвычайно важно изначально определить главную цель интегрированного урока. Как правило, она обозначена либо темой (названием) данного урока, либо эпиграфом к нему, либо и тем и другим. Существует два подхода к интеграции знаний на уроках литературы:
- погружение в эпоху, умение её воспринимать глазами историка;
- умение воспринимать эпоху глазами современников событий, “через диалог времён”, с привлечением при этом сведений из разных областей науки и жизни.
В 5–6-х классах средней общеобразовательной школы для формирования устойчивого интереса к книге, к литературе разного вида, к истории человечества можно провести ряд уроков внеклассного чтения на основе научно-познавательной литературы ХХ века, точнее — литературы научно-художественной, так как её целью является формирование литературного воссоздающего воображения, фантазии, а также познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений.
Так, в программе по литературе для 5-го класса под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого такие уроки вписываются в контекст темы «Мифы и легенды»5, после изучения мифов Древней Греции и славянской мифологии — это поможет учителю расширить представления пятиклассников о древних цивилизациях, их культуре и мифологии.
В «Программе литературного образования. 5–11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной данные уроки можно провести как в 5-м классе (после темы «Славянские мифы»)6, так и в 6-м классе (в контексте темы «Мифы народов мира»)7.
А, например, в «Программе по литературе (5–11 классы)» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой в 6-м классе заявлена тема «Далёкое прошлое человечества»8, в рамках которой авторами предлагается обзор произведений исторической тематики, рассматриваются произведения Рони-старшего «Борьба за огонь» и Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», прочитанных либо на уроках истории, либо самостоятельно.
Безусловно, это удачный методический ход, позволяющий, с одной стороны, углубить знания учеников по истории, их представления о доисторическом прошлом, древних цивилизациях и средних веках (по выбору учителя и учащихся), с другой стороны, учитывая интересы младших подростков, прививать им тягу к чтению как таковому, развивать различные читательские умения.
В рамках данной темы можно рассмотреть не только историческую прозу зарубежных и отечественных авторов, но и научно-художественное произведение С.Лурье «Письмо греческого мальчика»9, повторить и закрепить при этом исторические и культурологические сведения, полученные учащимися ранее и во время чтения данной книги, — закрепить знания шестиклассников по истории Древнего Египта, знания о древних алфавитах и специфике древнеегипетской азбуки, раскрыть перед учениками различие алфавитов: древнеегипетский — древнегреческий — новогреческий — русский (кириллица), показать их роль в жизни и культуре человека. При этом в классе должны быть вывешены карта Древнего Египта, карта Египта конца ХХ — начала XXI века, карта акватории Средиземного моря — для ориентации учеников в географическом пространстве.
Здесь же необходимо углубить представления школьников об этнокультурном своеобразии образования и общечеловеческом значении наследия древних цивилизаций, воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.
Урок «Что скрывается за текстом письма, написанного почти две тысячи лет назад?» (1 час) можно начать со вступительного слова учителя с элементами беседы.
“Люди выражают свои мысли и чувства словами; учёные считают, что любая мысль формируется в мозгу человека в словесной форме. Уже в древности человек, думая о какой-то вещи или природном явлении, давал им названия — выражал словесно свою мысль, постепенно слова складывались в определённые образы, образы — в стройную мифологическую систему. Стали возникать красивые и стройные мифологические картины мира разных народов, из них вырос эпос. Таким образом, мысли об окружающем мире отразились в мифах и легендах, преданиях и сказаниях наших далёких предков”.
Миф — это попытка народа или человека понять, обобщить, объяснить и выразить словесно различные явления природы, а также окружающего человека общества. Очень часто эта попытка представляет собой фантастическое отражение действительности, с течением веков сложившееся в единый эпос народа.
Язык, устная и письменная речь народа — это часть культуры народа, той или иной цивилизации. Вместе они создают образ народа, его “лицо” в галерее иных лиц разных стран, рас и народов. Современные учёные, в том числе и известный вам Дмитрий Сергеевич Лихачёв, утверждают, что как только язык начинает упрощаться, засоряться бранными словами, как только письменная речь становится примитивной, похожей на речь необразованного человека, общество начинает саморазрушаться.
При разрушении общества теряет свое “лицо” и государство, теряет и своих граждан: они уезжают в другие страны, учат иные языки, их потомки забывают свой народ, свою культуру.
Часто языки исчезают вместе с народом, погибшим во время эпидемии чумы или другой не менее страшной болезни, а также от рук иноземных завоевателей.
Иногда, правда, завоевание может быть “мирным”: к власти в стране приходят чужестранцы, которые внешне мирятся с обычаями, верованиями и культурой местного населения, но постепенно строят свои архитектурные сооружения, возводят свои храмы, открывают свои школы, делают свой язык государственным — и через несколько поколений это уже другая страна, иные люди, совсем другой язык.
Так ли это?
— Вы только что прочитали очень интересную научно-художественную книгу С.Лурье «Письмо греческого мальчика». Вспомните, о чём в ней рассказывается. Только ли о маленьком лукавом Феоне, греческом мальчишке, жившем в долине реки Нил? Что в этой книге говорится о древнем египетском языке? Каков он? Сохранился ли до наших дней? Почему?
— Вспомните, что вы ещё читали о Древнем Египте? Чем привлекает людей до сих пор эта древняя цивилизация?
- Древнеегипетская цивилизация просуществовала почти с 3-го тысячелетия до н.э. по 640 год н.э., дважды пережила персидское завоевание, покорилась Александру Македонскому и “исчезла”, но оставила после себя множество загадок. Например, древние письмена были расшифрованы только в начале XIX века (это сделал французский учёный Жак Франсуа Шампольон /1790–1832/), однако до сих пор многие иероглифы не поняты, многие тексты на стенах гробниц в Долине Мёртвых не переведены на современные языки. О чём они? Кому предназначались? Что хотели передать своим потомкам жители Древнего Египта? Над этими загадками бьются учёные разных стран уже более двух столетий.
— Когда-то Древний Египет называли “родиной мудрости”, но, оставив нам до сих пор значимые сведения по астрономии, химии, географии, истории и другим наукам, он практически бесследно исчез. Почему?
— Как вы думаете, почему исчез язык этой цивилизации? Приведите свои версии.
- Возможно, язык исчез потому, что постепенно вымирал народ Древнего Египта. Египтяне, особенно знать, никогда не женились и не выходили замуж за чужестранцев, а для продолжения жизни всегда необходима “новая” кровь. Более того, фараоны и знать заключали близкородственные браки: фараон всегда был женат на родной сестре, во-первых, чтобы власть и богатства “не уходили” из семьи, во-вторых, потому, что фараоны считались “живыми богами” на земле, а боги не могут жениться на простых смертных. Такие браки часто были бесплодными, или же рождались очень больные, нежизнеспособные дети. Культ “живых богов” был обречён.
- Некоторые исследователи Древнего мира считают, что у каждой цивилизации есть свой “временной отрезок”, на протяжении которого она возникает, развивается, а затем или внезапно погибает, или постепенно вымирает. По этой теории, “время” Древнего Египта закончилось, и его язык, соответственно, никому не стал нужен.
- Другие учёные склонны придерживаться той версии, что династия Птолемеев, захватившая верховную власть в стране, постепенно превратила могущественное государство в одну из провинций Древней Греции, а его простой народ — в бессловесных нищих тружеников, находящихся в полурабском положении. Знать Египта освоила язык и традиции эллинов, стала вступать в браки с представителями других народов и отказываться от своих богов — “живых” и “мёртвых”. Во II веке н.э. простые египтяне ещё говорили на своём языке, знать — на двух языках: древнеегипетском и древнегреческом, — но окружающие Древний Египет народы уже не понимали древнеегипетский язык и не учили его, так как государственным языком стал язык выходцев с Балканского полуострова.
— Какую версию даёт “следователь” из ХХ века — учёный и писатель Соломон Яковлевич Лурье (1891–1964)?
- С.Я. Лурье придерживался последней версии, которая образно отображена в его повести «Письмо греческого мальчика» (1930): страной правит династия Птолемеев — выходцев с Балканского полуострова; владеют землями и знатные египтяне, и эллины; торговлю ведут в основном греки, финикийцы и другие народы, издревле занимавшиеся этим делом; простые египтяне работают на полях, в ремесленных мастерских и в домах знати. Расслоение общества подчёркивается как знанием греческого языка, традиций и обычаев древних эллинов, так и одеждой — греческой и египетской, более простой, удобной, но которую носят в основном простолюдины.
— Слышали ли вы о других версиях исчезновения древнеегипетской цивилизации и её языка? Если да, расскажите нам об этом.
— На каком языке говорят современные египтяне? Как вы думаете, он похож на древнеегипетский язык? Докажите свою точку зрения.
- Исчезла древняя цивилизация, покрылось песком пустынь её материальное наследие, канули в Лету достижения культуры — и стал ненужным древнеегипетский язык. Современный египетский язык — язык совсем иного народа, унаследовавшего от прошлого лишь название страны и великой реки Нил, наименования холмов, пустынь и городов, легенды и сказки. Даже религия современных египтян другая — большинство населения исповедует ислам.
После беседы с классом по истории Древнего Египта, о котором они читали и в начальной школе, и на уроках истории и МХК, уместно перейти к работе с текстом произведения.
Вопросы и задания
— Расскажите, что заинтересовало вас в первые минуты чтения повести С.Я. Лурье «Письмо греческого мальчика»?
— Как вы думаете, зачем профессор Лурье так подробно повествует о том, как к нему попал древний папирус? Для чего дана эта предыстория?
— Понравилась ли вам главка «Папирус»? Почему? Зачем она помещена в текст научно-художественной повести?
— Почему Соломон Яковлевич Лурье сразу же задался вопросом: на каком языке написан текст? Профессор Найт был известным исследователем Древнего Египта, а Лурье при этом задумался о разных языках. О чём это говорит?
- С.Я. Лурье хорошо знал историю Египта, соответственно, знал и о персидских нашествиях, и о Македонском периоде развития этого государства, и о династии Птолемеев, и о последних столетиях существования древнеегипетской цивилизации. Много народов прошло через эту страну в разные века, и говорили они на разных языках.
— Можно ли назвать письмо Найта, растянувшееся на три главы («Письмо Найта», «В гробнице», «Что нашли в мусоре?»), введением ко всей повести? Аргументируйте свой ответ.
- Эти главы, скорее, — завязка действия в данной повести, введением являются главы «Профессор Найт», «Что это такое?», «Папирус».
— Привлёк ли вас сам процесс расшифровки древнего папируса? Почему? Попытайтесь это объяснить.
— Что нового и интересного вы узнали во время работы с профессором Лурье над расшифровкой письма греческого мальчика Феона?
— Каким был древнегреческий алфавит? Чем он напоминает русскую азбуку? Кто знает, почему?
— Что такое “иероглифы”? Чем они отличались от древнегреческих букв?
— Что рассказали буквы папируса?
— Какие города были столицами Древнего Египта до новой эры? Почему в III столетии новой эры появилась ещё одна столица? Как её назвали? В честь кого?
— Кто знает, кем был Александр Македонский? Расскажите об этом.
— Как изменилась жизнь Египта после завоеваний Александра Великого?
— Каким вы представляете себе маленького Феона? Опишите мальчика.
— Почему греческий мальчик Феон живёт в Египте, а не на своей исторической родине — в Греции?
— Отличалась ли, по вашему мнению, его жизнь от жизни греческих мальчиков из богатых семейств на Пелопоннесе? Докажите это.
— Какую одежду он носит: греческую или египетскую? Почему?
— Как вы думаете, почему греки, на протяжении многих поколений жившие в покорённом Египте, строго соблюдали свои традиции, изучали родной язык и даже одеждой отличались от коренного населения? Что они хотели этим подчеркнуть?
— Попытайтесь объяснить своими словами, почему исчез язык древних египтян, хотя во II веке н.э. на нём ещё говорило население Египта? Почему потомки могучей цивилизации стали осваивать традиции и язык эллинов?
После такой тщательной работы с текстом учащимся можно предложить для выполнения в классе занимательное задание, которое, с одной стороны, поможет ученикам повторить и закрепить полученные знания, с другой стороны, будет их мотивировать на дальнейшее прочтение научно-познавательной литературы и на выполнение такого рода работы — кроссворд «Письмо греческого мальчика».
Задание: разгадать кроссворд и определить ключевое слово
1. Одно из священных животных в Древнем Египте, которое запрещалось убивать. 2. Столица Древнего Египта во II в. н.э. 3. Имя учителя в греческой школе, в которой учился Феон. 4. Государство-цивилизация, тайны которой до сих пор разгадывают учёные. 5. Царь в одном из древнейших государств Средиземноморья. 6. Название букв древнеегипетской азбуки. 7. Уменьшительно-ласкательное имя главного героя. 8. Имя персонажа произведения, о котором автор говорит, что мы никогда не узнаем, кто он и чем занимался.
Ответы на кроссворд
1. Крокодил. 2. Александрия. 3. Ламприск. 4. Египет. 5. Фараон. 6. Иероглифы. 7. Феонат. 8. Архелай.
Ключевое слово — Оксиринх.
В качестве домашнего задания в 6-м классе ученикам можно предложить прочитать научно-художественное произведение С.Я. Лурье и М.Н. Ботвинника «Путешествие Демокрита» (или М.Э. Матье «День египетского мальчика») и подготовить его подробный пересказ.
Индивидуальными заданиями по выбору учащихся могут стать:
1) иллюстрирование как всего произведения, так и понравившегося эпизода;
2) письменный ответ на вопрос: “О чём рассказали людям древнеегипетские иероглифы?”
В качестве рекомендации — для самостоятельного чтения учащихся — на одном из стендов можно вывесить список литературы, художественной и научно-познавательной.
Для любознательных
- Булычёв Кир. Тайны античного мира. М., 2001.
- Булычёв Кир. Тайны древнего мира. М., 2001.
- Бутромеев В.П. Древний мир: Книга для чтения по истории. М., 1996.
- Головина В.А. Египет: Боги и герои. Тверь, 1997.
- Лурье С. Заговорившие таблички. М., 2002.
- Лурье С. Письмо греческого мальчика // Путешествие Демокрита. М., 2002.
- Матье М.Э. День египетского мальчика. М., 2002.
- Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры: Кн. для учащихся. М., 1986.
- Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994.
- Рак И. В царстве пламенного Ра. Л., 1991 (2002).
- Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества: Книга для учащихся. М., 1988.
- Царство людей: Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён // Энциклопедия для малышей и всех, всех, всех. М.: Фонд Ролана Быкова. 1990, 1994.
- Всемирная история // Энциклопедия для детей. Т. 1. М.: Аванта +, 1993.
- Религии мира // Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. М.: Аванта +, 1996.
- Я познаю мир: Уроки литературы: Энциклопедия / С.В. Волков. М., 2003.
Использование на уроках литературы научно-художественных произведений позволило прийти к выводам.
- Научно-художественная литература привлекает учащихся, с одной стороны, своей доступностью для восприятия — динамичный сюжет, активный герой, приключения и загадки в основе сюжетной линии, яркие персонажи, игровая функция, возможность “дофантазировать” сюжет; с другой стороны — с прагматической точки зрения: современные дети привыкли “добывать информацию”, воспитаны в большинстве своем с установкой на практическое применение данной информации, а в научно-познавательной литературе чётко обозначено, для чего та или иная информация необходима, где её можно использовать; внешняя легкость усвоения “учебного” материала также импонирует многим подросткам;
- совершенствование речевой деятельности детей 10–12 лет на интегрированных уроках происходит более успешно, быстрее и продуктивнее;
- как показала практика, хорошие основания для проведения интегрированных уроков в 5–6-х классах дает следующее сочетание предметов: литература — русский язык, история, МХК, рисование, музыка, краеведение, ОБЖ.
Научно-познавательная литература, доля которой в образовательном процессе современной школы и круге детского чтения значительно возросла на рубеже XX–XXI веков, с одной стороны, помогает организовать и структурировать интегрированные уроки в 5–6-х классах, с другой стороны, способствует эмоционально-нравственному постижению действительности учащимися и активному совершенствованию их речи, развитию умения создавать собственные письменные тексты в форме сочинений-рассуждений, мини-докладов, заметок и сочинений — наблюдений над явлениями природы и окружающей действительности.
Исследования последних лет и практика работы в школе показали, что на фоне тотального нежелания “читать вообще” многие дети 8–13 лет с интересом читают сегодня литературу научно-познавательную, отдавая предпочтение её двум разновидностям — энциклопедической литературе и научно-художественной. Именно поэтому необходимо введение в контекст школьного обучения научно-познавательных книг.
Примечания
1 См. об этом, например: Дружинина Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). Ч. I: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. С. 3–4.
2 Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. С. 239.
3 См.: Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. С. 232–233.
4 Там же. С. 233.
5 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1–11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. 2-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2001. С. 22.
6 Программа литературного образования. 5–11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2002. С. 8.
7 Там же. С. 15.
8 Программно-методические материалы. Литература. 5–11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. 3-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2000. С. 71; Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5–11 кл. / Т.Ф. Курдюмова и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2003. С. 29.
9 Лурье С. Письмо греческого мальчика // Путешествие Демокрита. М.: ЗАО «МК–Периодика», 2002.