Я иду на урок
Я иду на урок
Ирина Руденко
Ирина Анатольевна Руденко (1976) — преподаватель Магнитогорского городского многопрофильного лицея при МГТУ им. Носова.
Сон об убийстве лошади
Материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание»
Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов — не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.
Первый сон, который снится Раскольникову, — сон об убийстве лошади. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его клетушке, похожей на гроб, а на природе, на Петровском острове, где герой в изнеможении засыпает. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета, необустроенность и безысходность.
В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.
Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.
Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (“чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский, возможно, уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая следующие страницы романа, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Сонечка Мармеладова, притягивает молодого человека, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.
Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка, клячонка, кобылёнка), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.
Миколка совершает жестокий поступок, убивая существо, неспособное ему противостоять, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“…а кобылёнка эта только сердце мне надрывает… даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо. Но доводы разума сильны, поэтому люди из толпы, даже те, кто осуждает Миколку и жалеет лошадь, понимают формальную правоту Миколки и выражают свой протест лишь словами.
По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё, в силу возраста, не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку. Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз в душевном порыве помогать слабым и беспомощным (он попытается спасти пьяную девочку, он же отдаст последние деньги семье Мармеладовых). Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.
Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”
Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.
И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей”…
Подводя итоги, приходим к следующим выводам.
Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.
Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.
В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.
В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.