Архив
В ДЕСЯТКУ!
Продолжаем печатать ответы на вопросы, заданные редакцией видным филологам, литераторам, педагогам (начало см.: № 5–8).
1. Назовите пять книг (литературоведческих, художественных), изданных в последние годы, которые полезно прочитать учителям литературы.
2. Назовите пять книг (художественных, научно-популярных и т.д.), изданных в последние годы, которые Вы советуете прочитать школьникам.
Ирина Дмитриевна
ПРОХОРОВА,
главный редактор журнала «Новое литературное
обозрение»,
кандидат филологических наук.
УЧИТЕЛЯМ:
Н.А. Богомолов. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
И.Каспэ. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
А.Д. Вентцель. И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»: Комментарии к комментариям, комментарии, примечания к комментариям, примечания к комментариям к комментариям и комментарии к примечаниям / Предисловие Ю.Щеглова. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Л.Цыпкин. «Лето в Бадене» и другие сочинения. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
А.Раппапорт. Девяносто девять писем о живописи. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
УЧЕНИКАМ:
М.Гаспаров. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
В.Воробьёв. Враг народа: Воспоминания художника. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Л.Рубинштейн. Погоня за шляпой и другие тексты. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
В.Тарасов. Трио. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Ю.Яковлева. Мариинский театр. Балет XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Лазарь Ильич ЛАЗАРЕВ,
главный редактор журнала «Вопросы литературы»,
кандидат филологических наук.
УЧИТЕЛЯМ:
А.Чудаков. Ложится мгла на старые ступени. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
О.Чухонцев. Из сих пределов. М.: ОГИ, 2004.
А.Твардовский. “Я в свою ходил атаку”: Дневники. Письма, 1941–1945. М.: Вагриус, 2005.
Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917–1956. М.: Материк, 2005 (Серия «Россия. ХХ век. Документы»).
Б.Фрезинский. «Серапионовы братья» в зеркале переписки. М.: Аграф, 2004.
Р.Тименчик. Анна Ахматова в 1960-е гг. М.–Торонто, 2005.
УЧЕНИКАМ:
В. Быков. Долгая дорога домой: Мемуары. М. – Минск: АСТ-Харвест, 2005.
Цена победы: Российские школьники о войне. М.: Мемориал; Новое издательство, 2005 (Серия «Человек в истории. Россия — ХХ век»).
М.Гаспаров. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Ю.Манн. Постигая Гоголя. М.: Аспект Пресс, 2005.
О.Ронен. Из города Энн. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005.
Юрий Борисович ОРЛИЦКИЙ,
главный редактор журнала «Вестник гуманитарной
науки»,
доктор филологических наук.
Мне трудно говорить отдельно о книгах для учителей и для школьников: не уверен, что первые настолько отстали от вторых, что им нужно рекомендовать специально адаптированные книги.
М.Л. Гаспаров. Экспериментальные переводы. СПб.: Гиперион, 2002. — Принципиально новый (по крайней мере, для русской традиции) подход к переводу поэзии: теоретическое обоснование и блестящее практическое подтверждение. В том числе — и для перевода с русского на русский.
С.Г. Стратановский. Рядом с Чечнёй: Новые стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 2002. — Пример современной гражданской поэзии — в самом высоком смысле. Продирает до костей!
С.М. Соловьев. Amort. М.: Zebra, 2005. — Настоящий современный роман, написанный по-русски в наши дни. Без политики и иных спекуляций!
В.Н. Топоров. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб.: Искусство-СПб, 2003. — Наконец-то собранные вместе и изданные в одной книге лучшие статьи одного из крупнейших русских гуманитариев конца ХХ века. Учит мыслить!
А.Б. Пеньковский. Нина. Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении. М.: Индрик, 2003. — Увлекательно написанное доказательство фантастической и недоказуемой в принципе гипотезы. Эрудиция, блеск мысли!
М.Л. Гаспаров. Записки и выписки. М.: НЛО, 2003. — Книга, которую можно (и нужно!) читать всю жизнь. Интеллектуальная проза в самом высшем смысле обоих этих слов!
Е.Л. Кропивницкий. Избранное: 736 стихотворений + другие материалы. М.: Культурный слой, 2004. — Книга, не прочитав которую, невозможно понять, почему русская поэзия последних десятилетий находится на таком подъёме.
Е.М. Минкина. Всё, что ты дал мне: Повести, рассказы, пьесы. Хайфа–М.:Э.РА, 2004. — Книга о том, как можно избежать конца света (если, конечно, мы этого действительно хотим).
С.Е. Лец. Почти всё. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — Чёрный юмор эпохи казарменного социализма, оказывается, не стареет и только обретает новые полутона!
Н.Астафьева, В.Британишский. Двуглас: Двуязычное издание. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. — Сборник замечательных стихов, чрезвычайно полезный для того, кто хотел бы понять (или вспомнить!), что такое жизнь в социалистическом лагере: взгляд изнутри!