Архив
Задание со звёздочкой
Вопрос. В каком году происходит действие романа «Мастер и Маргарита»?
Ответ. Мир, созданный Булгаковым, настолько достоверен, что воспринимается читательским сознанием как абсолютно реальный. Этому способствует его явственная пространственная привязка, чуть ли не демонстративно заявленная в первой же фразе: “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах...” И во “вставном”, историческом, романе Ершалаим упоминается почти сразу же.
А вот временная привязка не столь очевидна, но магия достоверности рождает веру в её существование, которая и отправляет нас на поиски.
Первым делом мы цепляемся за пасхальные приметы. В московских главах, в отличие от ершалаимских, Пасха впрямую не упоминается, но о весеннем полнолунии речь идёт постоянно — с той поры как в главе 22 «При свечах» Коровьев рассказывает Маргарите про весенний бал полнолуния и предлагает стать его хозяйкой. Пасха же в церковном календаре “привязана” именно к весеннему полнолунию, а потому в светском солнечном календаре оказывается праздником “плавающим”, который в разные годы отмечается в разные дни. Следовательно, определив дату Пасхи в романе, можно было бы узнать и сам год.
Булгаков с обманчивой лёгкостью подкидывает нам решение этой задачки. Далеко ходить не надо: уже в четвёртом абзаце романа автор отмечает “первую странность этого майского вечера”. В чём там была странность, для целей нашего расследования неважно, а вот майский вечер даёт желанный ключ. Любая таблица пасхалий подтвердит, что при жизни Булгакова (после революции, естественно) Пасха в мае могла быть только в 1929 году.
Так что, ответ найден? Конечно, нет, иначе бы вопрос не оказался в рубрике «Со звёздочкой».
Если бы дело происходило именно в 1929 году, то Пасха отмечалась бы в воскресенье, 5 мая, а следовательно, Берлиоз и Бездомный встретились бы с Воландом в среду, 1 мая. Но всё прочее, что происходит в романе в этот день, никак не могло случиться в день великого советского праздника: ни погоня Бездомного, ни заседание правления МАССОЛИТа, ни подписание договора о гастролях Воланда в театре Варьете.
Противоречие усугубляется упоминанием троллейбуса, появившегося в Москве на регулярных маршрутах только в 1934 году, и паспортов, введённых в 1932 году. Бросается в глаза торгсин, с 1931 года открытый для населения (“Сзади уже напирала и сердилась публика”) и упразднённый в начале 1936 года. Ещё в главе 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота» “мелькает” архитекторский съезд, у которого “оторвал” балычок умнейший Арчибальд Арчибальдович и который на самом деле состоялся в 1937 году.
В общем, ничего не сходится. Романное время не соответствует историческому, и на поставленный вопрос ответа нет. Увы.
Но, как мы видим, вопрос о времени действия романа привёл нас к обнаружению и сравнению многочисленных примет времени. А при изучении «Мастера и Маргариты» в школе такие находки могут дать пищу для продуктивного обсуждения как самого литературного произведения, так и его исторического контекста.
Пройдёмся опять в том же порядке.
Тема Пасхи и полнолуния напрямую связана с христианской тематикой романа и может стать отправной точкой для её изучения. А сравнивая время действия в московских и ершалаимских главах, учащиеся легко обнаружат зеркальное соответствие их времени действия. Отсюда дорога к обсуждению композиции романа.
Реалии, раскопанные нами в процессе поиска, тоже показательны.
Москва растёт и развивается (троллейбус), что, впрочем, только усугубляет знаменитый “квартирный вопрос”, да и с продуктами питания не всё гладко (торгсин). Первый Всесоюзный съезд архитекторов напоминает нам о Первом съезде советских писателей, состоявшемся тремя годами раньше и объединившем всех “инженеров человеческих душ” под внимательным присмотром коммунистической партии и Сталина. У советских людей появились паспорта, ещё недавно считавшиеся орудием угнетения царского режима. По последнему поводу, возможно, уместно будет вспомнить «Стихи о советском паспорте» Маяковского и обратить внимание учащихся, что в них речь идёт о паспорте заграничном, необходимом лишь для выезда из страны.
Хорошим завершением разговора о времени действия романа могло бы стать обсуждение принципиальной разницы реального календарного времени и условного литературно-мифологического.
А в качестве постскриптума, годного, впрочем, и для эпиграфа, хочется привести диалог двух героев замечательной книжки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
— Мы сами знаем, что она (проблема. — Ред.) не имеет решения... Мы хотим знать, как её решать...
— Как же искать решение, когда его нет? Бессмыслица какая-то...
— Бессмыслица искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос...