Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
М.С. Серёгина. ЖАНР ФЕЛЬЕТОНА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ М.А. БУЛГАКОВА (Период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»): Монография. Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2005. 146 с. |
В ХХ веке многие хорошие прозаики — и наши, и зарубежные — начинали свой писательский путь в журнале или в газете. Не миновал этого жребия и автор «Собачьего сердца», приобретя за время своей работы в «Гудке» массу впечатлений и жизненных фактов. Однако до последнего времени эта сторона его творческой биографии оставалась в стороне от исследовательских интересов наших филологов: масштабные романы и пьесы заслоняли от них маленькие юркие фельетоны.
Поэтому книгу тверской исследовательницы М.Серёгиной в определённой степени можно назвать первой ласточкой: фельетоны, опубликованные Булгаковым в первой половине 1920-х годов в газетах «Гудок» и «Накануне» описаны теперь с необходимой полнотой.
В первую очередь исследовательницу интересует тематика булгаковских фельетонов, а также их “идейное содержание” и жанровые особенности. Серёгина начинает свою книгу со справедливого замечания о том, что годы начала писательской карьеры писателя — пора подлинного расцвета сатирической и юмористической журналистики; однако, как показало время, многие талантливые писатели той эпохи так и не сумели преодолеть в своем творчестве влияния этого жанра, остались в истории словесности именно как авторы-газетчики.
Булгаков — иное дело: опыт фельетонотворчества помог ему стать настоящим сатириком, ведь без этой составляющей невозможно представить ни одного его произведения. Новая монография отвечает на вопрос о том, как журналист становится писателем, что даёт для развития его таланта подённая работа для газеты.
Не со всеми положениями книги Серёгиной можно согласиться — например, наивно выглядят попытки автора противопоставить Булгакова, пишущего свои фельетоны “для народа”, авторам, творившим в те годы якобы для “избранных” интеллектуалов. Напротив, сильной стороной книги является стремление показать опору писателя на традиции русской сатирической публицистики XIX века и сопоставление фельетонов Михаила Афанасьевича с журналистскими произведениями других его знаменитых современников: Ильфа и Петрова, Олеши, Катаева, также, как и он, начинавших свой путь в большую литературу в ранних советских газетах.
Книга читается с интересом ещё и потому, что в ней обильно цитируются фельетоны Булгакова, в том числе мало известные современному читателю.