Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

М.С. Серёгина. ЖАНР ФЕЛЬЕТОНА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ М.А. БУЛГАКОВА (Период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»): Монография. Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2005. 146 с. М.С. Серёгина.
ЖАНР ФЕЛЬЕТОНА
В ЖУРНАЛИСТСКОМ
ТВОРЧЕСТВЕ
М.А. БУЛГАКОВА
(Период работы в газетах
«Гудок» и «Накануне»):

Монография. Тверь:
Издатель Алексей Ушаков,
2005. 146 с.

В ХХ веке многие хорошие прозаики — и наши, и зарубежные — начинали свой писательский путь в журнале или в газете. Не миновал этого жребия и автор «Собачьего сердца», приобретя за время своей работы в «Гудке» массу впечатлений и жизненных фактов. Однако до последнего времени эта сторона его творческой биографии оставалась в стороне от исследовательских интересов наших филологов: масштабные романы и пьесы заслоняли от них маленькие юркие фельетоны.

Поэтому книгу тверской исследовательницы М.Серёгиной в определённой степени можно назвать первой ласточкой: фельетоны, опубликованные Булгаковым в первой половине 1920-х годов в газетах «Гудок» и «Накануне» описаны теперь с необходимой полнотой.

В первую очередь исследовательницу интересует тематика булгаковских фельетонов, а также их “идейное содержание” и жанровые особенности. Серёгина начинает свою книгу со справедливого замечания о том, что годы начала писательской карьеры писателя — пора подлинного расцвета сатирической и юмористической журналистики; однако, как показало время, многие талантливые писатели той эпохи так и не сумели преодолеть в своем творчестве влияния этого жанра, остались в истории словесности именно как авторы-газетчики.

Булгаков — иное дело: опыт фельетонотворчества помог ему стать настоящим сатириком, ведь без этой составляющей невозможно представить ни одного его произведения. Новая монография отвечает на вопрос о том, как журналист становится писателем, что даёт для развития его таланта подённая работа для газеты.

Не со всеми положениями книги Серёгиной можно согласиться — например, наивно выглядят попытки автора противопоставить Булгакова, пишущего свои фельетоны “для народа”, авторам, творившим в те годы якобы для “избранных” интеллектуалов. Напротив, сильной стороной книги является стремление показать опору писателя на традиции русской сатирической публицистики XIX века и сопоставление фельетонов Михаила Афанасьевича с журналистскими произведениями других его знаменитых современников: Ильфа и Петрова, Олеши, Катаева, также, как и он, начинавших свой путь в большую литературу в ранних советских газетах.

Книга читается с интересом ещё и потому, что в ней обильно цитируются фельетоны Булгакова, в том числе мало известные современному читателю.

Ю. БОРИСОВ
Рейтинг@Mail.ru