Архив
В ДЕСЯТКУ
Продолжаем печатать ответы на вопросы, заданные редакцией видным филологам, литераторам, педагогам (начало см.: № 5–7).
1. Назовите пять книг (литературоведческих, художественных), изданных в последние годы, которые полезно прочитать учителям литературы.
2. Назовите пять книг (художественных, научно-популярных и т.д.), изданных в последние годы, которые вы советуете прочитать школьникам.
Мариэтта Омаровна
ЧУДАКОВА,
доктор филологических наук,
профессор Литературного института имени А.М.
Горького,
член Европейской Академии.
Рекомендую учителям литературы — которым, если речь идёт о преподавании литературы ХХ века, необходимо, на мой взгляд, и ясное понимание исторического фона советского времени, — следующие тщательно отобранные мною книги.
Беллетристика
1.Олег Зайончковский — две первые книги многообещающего, на мой взгляд, прозаика, вышедшие в прошлом году в издательстве ОГИ, — «Сергеев и городок»; «Петрович».
2. Сергей Гандлевский. Порядок слов: стихи, повесть, пьеса, эссе. Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
Поэзия
Александр Тимофеевский. Сто восьмистиший и наивный Гамлет. М.: ОГИ, 2004.
Мемуары
Наум Коржавин. “В соблазнах кровавой эпохи”: Воспоминания в двух книгах. М.: Захаров, 2005. — Толщины томов не надо бояться: Коржавин ухитрился об эпохе второй половины 20-х (он родился в 1925 году) до 1958 года (такую последнюю точку своих мемуаров он выбрал) рассказать удивительно просто и ясно: как сначала — и долгое время! — он верил во всё решительно, что внушала советская пропаганда, и как постепенно, сталкиваясь с реальной, а не газетной жизнью, начинал что-то понимать. А с конца 50-х и в 60-е годы его стихи просто стали для нескольких поколений воплощением здравого смысла, которого тогда так не хватало (и сейчас вновь не хватает). В мемуарах немало крайне интересного и о литературе тех лет.
Т.А. Аксакова (Сиверс). Семейная хроника. Кн. 1 и 2. М.: Территория, 2005. — Совсем другая история! Первый том — дворянское детство и юность. Второй — расплата за это. На каждой странице — замечательная личность; прекрасный язык; множество фотографий. Можно использовать, как и книгу Коржавина, на уроках.
Ученикам
Майя Кучерская. Современный патерик: Чтение для впавших в уныние. М.: Время, 2005.
Лев Дугин. Реквием по неизвестному солдату: Рассказы. М.: Возвращение, 2005. — Так о войне ещё никто не писал; маленькие рассказы, удивительно правдивые.
Поэзия узников ГУЛАГа: Антология. М.: Материк, 2005. — Это стихи, писавшиеся тайком непосредственно в сталинских лагерях (заинтересовавшиеся школьники могут даже, думаю, получить этот большой и крайне интересный том для своей школьной библиотеки бесплатно, позвонив — со ссылкой на меня — составителю книги Семёну Самуиловичу Виленскому: (495) 196-02-26).
Научно-популярное
Отто Лацис. Тщательно спланированное убийство. М.: Московская школа политических исследований, 2001. — Блестящий журналист и экономист очень понятно и даже увлекательно рассказывает, как и по чьей вине погиб Советский Союз.
Не могу решить вопрос — имею ли я моральное право рекомендовать подросткам от девяти до шестнадцати лет первый том (месяца через полтора выйдет второй) специально для этого возраста написанного своего детектива «Дела и ужасы Жени Осинкиной». С одной стороны, свои книги (как и книгу моего мужа А.П. Чудакова, которую, уверена, надо даже младшим школьникам читать вслух — в первую очередь из-за её языка) вроде бы рекомендовать не положено. С другой же стороны — я для того и отвлеклась на время от своих горячо любимых историко-литературных занятий, чтобы дать подросткам книгу о современной России, уверенная, что это сейчас необходимо!.. (Полагаем, что у автора, как и у издателя, есть право напоминать читателю о своих трудах. А книга Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» интеллектуальным сообществом России уже признана выдающимся явлением нашей литературы. — Ред.).
И последнее — в номере, посвящённом творчеству Михаила Булгакова, прошу напомнить словесникам о существовании подготовленного мною по просьбе издательства «Просвещение» (как только Булгакова ввели в школьную программу!) его «Избранного» (М., 1991 — вышло тиражом 100 000 и еще имеется, думаю, во многих школьных библиотеках). Специально для учителей я написала к этому тому совсем новую (нигде больше у меня не повторявшуюся) статью «Михаил Булгаков: эпоха и судьба художника» (С. 337–383); она поможет при подготовке к урокам.