Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2006

Архив

Сочинение-2006

О проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому языку и литературе в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2005/06 учебном году

Печатаем пресс-релиз Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому языку и литературе в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2005/06 учебном году». Текст воспроизводится с сайта http://obrnadzor.gov.ru/files/dokuments/40095517.doc с сохранением всех орфографических особенностей электронного оригинала.

Порядок проведения письменного экзамена выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году разъясняется в следующих информационных письмах Рособрнадзора:

— письмо от 14.02.2006 г. № 01-73-/07-0 «О проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому языку и литературе в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2005/06 учебном году»;

— письмо от 07.03.2006 №01-127/08-01 «О порядке проведения Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе, математике, географии на этапе государственной (итоговой) аттестации на территории субъектов Российской Федерации».

В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.03 № 03-51-17ин/13-2003) и указанными письмами письменный экзамен выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику), а также в форме ЕГЭ.

Открытый перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2005/2006 учебном году будет включать 380 тем. Указанный перечень базируется на перечне прошлого года: обновлены 20% тем: заменены некоторые отобранные для анализа стихотворения и эпизоды, обновлена часть формулировок тем, в ряде случаев изменено число тем по творчеству того или иного писателя, включены темы по произведениям, которые отсутствовали в «Перечне…» 2004/2005 года (например, сформулирована тема по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»).

Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 №1236 и от 30.06.1999 №56), а также на государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089).

В большей степени «Перечень…» сориентирован на обязательные минимумы 1998, 1999 годов (не снята альтернатива в выборе произведений А.Н. Островского, Ф.И. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, несмотря на то, что «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети» и «Вишневый сад», «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно). Обновление «Перечня…» в соответствии с новыми стандартами проводилась с учетом реальной практики школьного преподавания литературы, действующих программ по предмету. Так, в соответствии с новым стандартом включены темы по творчеству М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» (эти писательские имена давно вошли в школьную практику).

В таблице показано число тем сочинений по творчеству писателей, чьи произведения названы в обязательных минимумах содержания литературного образования.

Из 380 тем, включенных в «Перечень…», только 300 тем войдут в 60 комплектов (по 5 тем в каждом экзаменационном комплекте). Темы сочинений в каждом комплекте подбираются таким образом, чтобы были представлены три литературных эпохи: произведения первой половины XIX века (или древнерусской или XVIII века.), произведения второй половины XIX века, произведения XX века. При составлении каждого экзаменационного комплекта реализуется установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. Каждый комплект включает темы различного уровня сложности и сформирован в соответствии со следующей структурой:

1. Анализ стихотворения поэта ХIХ – ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ – ХХ века (эпизоды указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор и произведение указаны).

3. Тема, связанная с творчеством писателя ХIХ века (автор и произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор и произведение указаны).

5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

Экзамен в форме изложения проводится в соответствии с порядком, определенным в предыдущие годы. В каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения: эпизод из прозаического произведения и фрагмент критической статьи, связанный с изученным художественным произведением. Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подробно методика проведения изложений представлена в письме Департамента общего образования Минобразования России от 20.03.2003 № 13-51-51/13.

«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году» опубликован в третьей декаде марта 2006 года, «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году» — во второй декаде мая 2006 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены в Интернете на сайте Рособрнадзора (http://www.obrnadzor.gov.ru). Экзаменационные материалы для проведения изложений с творческим заданием будут направлены в марте-апреле в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке. Тиражирование текстов изложений с творческим заданием осуществляют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом секретность.

Приложение Образцы комплектов тем сочинений

Комплект №1

1. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы "Фаталист" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)

Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)?

2. "Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…" (К.Д.Бальмонт)*.

3. а) Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница".

4. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.

5. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…" (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)

Комплект №2

1. Стихотворение А.А. Ахматовой "Песня последней встречи". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение А.А. Ахматовой "Сегодня мне письма не принесли…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?

3. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

4. Раздумья о Человеке в пьесе М.Горького "На дне".

5. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)


* Некоторые темы, включённые в "Перечень…", выпускник школы с родным (нерусским ) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне…" под одним номером.2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2–3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).


Официально утверждённый Руководителем Рособрнадзора В.А. Болотовым «Перечень тем…»
получен редакцией 24 марта 2006 г. в Федеральной службе по надзору в сфере образования
и науки в электронном виде и воспроизводится в полном соответствии с оригиналом.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ

1. Образ Родины в «Слове о полку Игореве». Тема Родины в «Слове о полку Игореве»1.


1 Некоторые темы, включенные в «Перечень...», выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант; такие темы даны в «Перечне...» под одним номером.

2. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

3. Стихотворение Г.Р. Державина «Памятник». (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. Стихотворение В.А. Жуковского «Море». (Восприятие, истолкование, оценка.)

5. «Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца...» (В.Г.Белинский). (По лирике В.А.Жуковского.)2


2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

Каковы основные мотивы романтических стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Вечер»?

6. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского (на примере одной из баллад).

7. Особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

8. «Чацкого роль - страдательная... Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров). (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

9. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

10. Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

11. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

12. Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

13. Жанровое своеобразие пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума».

14. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

15. «Молчалин - замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди...» (Н.В. Гоголь).

16. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2-го явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

17. Объяснение Чацкого с Софьей (Анализ 1-го явления третьего действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

18. Стихотворение А.С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

19. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (Восприятие, истолкование, оценка.)

20. Стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

21. Стихотворение А.С.Пушкина «Бесы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

22. Стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

23. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». (Восприятие, истолкование, оценка.)

24. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

25. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

26. В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?

27. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

28. «Нет: рано чувства в нем остыли...» (Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

29. Сестры Ларины в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

30. Почему «Евгений Онегин» назван А.С. Пушкиным «свободным романом»?

Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

31. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

32. «В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г.А. Гуковский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

33. «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Ф.М.Достоевский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

34. «Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною...» (В.Г. Белинский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

35. Именины Татьяны. (Анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

36. Дуэль Онегина с Ленским. (Анализ эпизода из 6-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

37. Правда Евгения и правда Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Трагедия маленького человека в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

38. Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

39. Тема чести и бесчестия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

40. Почему роман А.С. Пушкина назван «Капитанская дочка»?

41. Как раскрывается тема «русского бунта» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

42. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

43. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума». (Восприятие, истолкование, оценка.)

44. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта». (Восприятие, истолкование, оценка.)

45. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

46. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

47. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.

48. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема родины?

49. В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

50. Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

51. Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

52. Печорин и Мери. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

53. Идейно-композиционная роль главы «Тамань» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

54. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

55. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

Верит ли Печорин в предопределение? (По главе «Фаталист» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

56. «Максим Максимыч... и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он...» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

57. «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но все это выкупается его богатою натурою» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

58. Встреча Печорина с Максимом Максимычем. (Анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

59. Последний разговор Печорина с княжной Мери. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

60. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

61. Хлестаков и «хлестаковщина». (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

62. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?

63. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

64. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

65. Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

66. Почему стала возможной авантюра Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

67. В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

68. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

69. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей...» (В.Н. Майков).

70. «Мертвые души» Н.В. Гоголя - удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).

71. Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из шестой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

72. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

73. Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)

Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

74. а) Борис и Тихон в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского

«Бесприданница».

75. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».

76. а) Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Паратов и Карандышев в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

77. а) В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

б) В чем причина драмы Ларисы в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»?

78. а) Какие образы пьесы А.Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими?

б) Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?

79. а) Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2-го явления второго действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Кнурова с Вожеватовым. (Анализ 2-го явления первого действия пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».)

80. а) Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия пьесы А.Н.Островского «Гроза».)

б) Разговор Карандышева с Ларисой. (Анализ 4-го явления первого действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

81. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления пятого действия пьесы А.Н.Островского «Гроза».)

б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ 9-го явления второго действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

82. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

83. Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

84. Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

85. «Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы» (Н.А. Некрасов).

86. «Поэзия Тютчева есть... не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину...» (С.Л.Франк).

87. «Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства» (Н.А. Некрасов).

88. Тема любви в лирике Ф.И.Тютчева.

89. Стихотворение А.А. Фета «Вечер». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение А.А. Фета «Не то, что мните вы, природа...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

90. Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение А.А. Фета «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

91. Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

92. Природа и любовь в лирике А.А. Фета.

93. «Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу...» (К.Д. Бальмонт).

94. «Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание красот природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для очей, не просветленных поэзией, - вот особенности г. Фета...» (А.В.Дружинин).

95. Стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». (Восприятие, истолкование, оценка.)

96. Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка». (Восприятие, истолкование, оценка.)

97. Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». (Восприятие, истолкование, оценка.)

98. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

99. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

100. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

101. «Муза Некрасова... очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин). (По лирике Н.А. Некрасова.)

102. Образы правдоискателей в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Савелия в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

103. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

104. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

105. Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «ключи от счастья женского... заброшены, потеряны у Бога самого»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

106. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

107. Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

108. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Ольга Ильинская и ее роль в судьбе Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

109. «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас...» (А.В. Дружинин).

110. Встреча Обломова со Штольцем. (Анализ эпизода из 3-го главы второй части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

111. Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. (Анализ эпизода из 1-й главы четвертой части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

Сон Обломова. (Анализ 9-й главы первой части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

112. Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

113. Женские образы в прозе И.С.Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

114. а) Мнимые последователи Базарова. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

>Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

б) Пейзаж в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».

115. а) Смысл названия и проблематика романа И.С.Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

116. а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

б) Лаврецкий и Паншин. (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

117. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

118. а) В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

Почему не сложились отношения Базарова с Павлом Петровичем? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) В чем сложность взаимоотношений Лизы Калитиной и Лаврецкого? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

119. а) Каково авторское отношение к Базарову? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

б) Каково авторское отношение к Лаврецкому? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

120. а) В чем сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

б) Как понимают счастье герои романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»?

121. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н. Страхов). (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

б) «Драматизм его [Лаврецкого] положения заключается... в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.А. Добролюбов). (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

122. а) Объяснение Базарова с Одинцовой. (Анализ эпизода из 18-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

б) Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого. (Анализ эпизода из 34-й главы романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

123. а) Сцена у стога. (Анализ эпизода из 21-й главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. (Анализ эпизода из 39-й главы романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».)

124. а) Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из 25-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

б) Спор Лаврецкого и Паншина. (Анализ эпизода из 33-й главы романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».)

125. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

126. Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

127. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

128. Мастерство художественной детали в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

129. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

130. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

131. Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Образ полководца Кутузова глазами Л.Н. Толстого. (По роману «Война и мир».)

132. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

133. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».)

Военные эпизоды в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

134. «В Л.Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы» (Д.С.Лихачев). (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

135. «Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский). (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

136. «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» (Н.Н. Страхов). (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

137. Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16.)

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19.)

138. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 25.)

139. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5.)

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, глава 1.)

140. Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 2, часть 4, глава 8.)

141. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, глава 23.)

142. Наташа Ростова в церкви Разумовских. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18.)

Отъезд Ростовых из Москвы. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 16.)

143. «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя...» (М.М. Бахтин). (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)

144. «Любовь к людям у Достоевского - это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский). (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

145. «Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский).

146. а) В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

б) Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф.М.Достоевского «Идиот».)

147. а) В чем трагедия семьи Мармеладова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот».)

148. а) Почему возникает конфликт между Раскольниковым и Лужиным и как развиваются их отношения? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

б) В чем смысл финала романа Ф.М. Достоевского «Идиот»?

149. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

Тема «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

150. а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

б) В чем своеобразие характера Рогожина? (По роману Ф.М.Достоевского «Идиот».)

151. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

152. а) Образ «вечной Сонечки» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М.Достоевского «Идиот».

153. Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

«Униженные» и «оскорбленные» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

154. а) Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

б) Тема гордого человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

155. а) Сон об убийстве лошади. (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Сцена чтения пушкинского стихотворения. (Анализ эпизода из главы 7 части 2 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)

156. а) Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5 части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным. (Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)

157. а) Разговор Раскольникова с Соней. (Анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода из главы 15 части 1 романа Ф.М.Достоевского «Идиот».)

158. Идейно-художественное своеобразие одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Основная проблематика одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

159. Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере 1-2 произведений).

160. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере 1-2 произведений).

161. «В Салтыкове есть... этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения...» (И.С.Тургенев).

162. Тема обманутых надежд в рассказах А.П.Чехова.

163. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П.Чехова.

Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

164. Тема духовного падения человека в рассказах А.П. Чехова.

Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

165. «Чехов - странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой). (По рассказам А.П.Чехова.)

166. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И. Чуковский). (По рассказам А.П. Чехова.)

167. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни...» (М.Горький). (По рассказам А.П.Чехова.)

168. «Чехов довел до виртуозности... обыкновенное изображение обыкновенной жизни» (В.В. Розанов). (По рассказам А.П. Чехова.)

Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

169. а) Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

б) Тема времени в пьесе А.П.Чехова «Три сестры».

170. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».)

Комические образы и ситуации в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

171. а) Лопахин и Варя в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»,

б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».

172. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».)

б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А.П. Чехова «Три сестры»?

173. «Чехов был несравненный художник... художник жизни» (Л.Н. Толстой). (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад или «Три сестры».)

174. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф.М.Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

175. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

176. «Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

177. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

178. «Признание всякого в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

179. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

180. «Человек - это... живая загадка» (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

181. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

182. «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо почувствовать его горе» (Д.И. Писарев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

183. «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его раздался смех» (М.Е.Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

184. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А.А. Бестужев-Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

185. «Творец всегда изображается в своем творении и часто - против воли своей» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

186. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

187. «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

188. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

189. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

190. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

191. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а спокойствие - душевная подлость» (Л.Н.Толстой). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

192. «Природа учит нас понимать прекрасное» (К.Г.Паустовский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

193. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

194. «Небо и ад обитают в человеческой душе...» (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

195. «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

196. «Искусство - одно из средств различения доброго от злого...» (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

197. «Самое главное в дружбе - умение понять и прощать» (В.П. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

198. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

199. «...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом...» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

200. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

201. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

202. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

203. «Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево...» (И.С.Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

204. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать...» (М.Е.Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

205. «Общественное значение писателя... в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы...» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

206. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

207. «О, любовь, ты светла и крылата...» (В.В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

208. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

209. «Честь, порядочность, совесть - это качества, которыми дорожить нужно» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

210. «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования...» (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

211. «...Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше, и еще по тому... насколько от нее в душе светлеет» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

212. «Без страстей и противоречий нет жизни...» (В.Г.Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

213. Стихотворение И.А. Бунина «Последний шмель». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение И.А. Бунина «Одиночество». (Восприятие, истолкование, оценка.)

214. Тема любви в прозе И.А.Бунина.

215. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И.А. Бунина.

216. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький). (По творчеству И.А. Бунина.)

217. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет» (А.А. Блок).

218. Образ России в прозе И.А. Бунина.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

219. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

220. Проблематика одного из произведений А.И. Куприна.

221. Тема любви в прозе А.И. Куприна (на примере 1-2 произведений).

222. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького.)

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

223. Спасение Аркадэка из плена. (Анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)

Легенда о Ларре. (Анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)

224. Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

225. Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.

Герои ранней романтической прозы М. Горького.

226. «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф. Анненский). (По пьесе М.Горького «На дне».)

227. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».

228. Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне».)

229. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

230. Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне».

231. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

232. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».

233. В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне».)

234. В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

235. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ начала первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

236. Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне» (начиная с ремарки «Из окна Костылевых доносится крик Наташи»).

237. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из третьего акта пьесы М. Горького «На дне».)

238. Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне» (начиная с ремарки «Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и - молится»).

239. Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка». (Восприятие, истолкование, оценка.)

240. Стихотворение А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

241. Стихотворение А.А. Блока «Россия». (Восприятие, истолкование, оценка.)

242. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.

243. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).

244. «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью» (В.М. Жирмунский).

245. Тема любви в поэзии А.А. Блока.

246. Лики «страшного мира» в поэзии А.А. Блока.

247. Прием контраста в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

248. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

249. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

250. Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать».)

Какова символика образа вьюги в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

251. «Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

252. Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

253. Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

254. «Вечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

255. В чем смысл названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?

256. Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери». (Восприятие, истолкование, оценка.)

257. Стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери». (Восприятие, истолкование, оценка.)

258. Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

259. Философские мотивы лирики С.А. Есенина. Лирический герой поэзии С.А. Есенина.

260. Тема любви в лирике С.А. Есенина.

Образ возлюбленной в лирике С.А. Есенина.

261. Мир природы в лирике С.А.Есенина.

262. Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина.

263. Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина.

264. Образ Родины в лирике С.А. Есенина.

265. Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.

Русская деревня в лирике С.А. Есенина.

266. «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и после Блока только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А. Осоргин).

267. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

268. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». (Восприятие, истолкование, оценка.)

269. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение В. В. Маяковского «О дряни». (Восприятие, истолкование, оценка.)

270. Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся». (Восприятие, истолкование, оценка.)

271. Лирический герой ранней поэзии В.В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь голос».

272. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2-3 произведений).

273. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

274. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В. Маяковского.

275. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.

Тема назначения поэта в лирике В. В. Маяковского.

276. Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.

277. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?

Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной...»? (По стихотворению В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».)

278. «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О.Э. Мандельштам).

279. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н.Тынянов).

280. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

281. Анализ первой главы поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».

282. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Чудик».

283. Христианские мотивы в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)

Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

284. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

285. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Черты революционной эпохи в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

286. Тема любви в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)

Философская глубина повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

287. а) Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

Каково нравственное значение рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

288. а) Почему в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что «трусость - самый страшный порок»?

б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А.И. Куприна?

289. «Булгаков... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г. Паустовский).

290. а) Анализ 4-й главы из первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Анализ 1-й главы из первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6-й главы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)

291. а) Анализ 19-й главы из второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из 3-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

Результаты швондеровского воспитания Шарикова. («Из дневника доктора Борменталя». Анализ фрагмента повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)

292. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из 2-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из 7-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

Анализ 1-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

293. а) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из 25-й главы второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из 2-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».) Сны героев. (Анализ 20-й главы третьей части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

294. а) Анализ 13-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Гибель Най-Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из 11-й главы второй части романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».)

295. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века.

Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)

296. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.

297.Стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

298. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

299. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

300. Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?

301. Мир природы в лирике Б.Л.Пастернака.

302. «Быть знаменитым некрасиво...» (Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.)

303. Стихотворение М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

304. «Если душа родилась крылатой...» (По лирике М.И. Цветаевой.)

305. Темы и образы лирики М.И. Цветаевой.

306. Стихотворение А.А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью...». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение А.А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

307. Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

308. Поэт и родина в лирике А.А.Ахматовой.

309. «Я научилась просто, мудро жить...» (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой.)

Тема Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой.

310. Патриотическая тема в лирике А.А.Ахматовой. Мир женской души в лирике А.А. Ахматовой.

311. «Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.А. Бродский).

312. «Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский).

313. «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О.Э. Мандельштам).

314. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

315. Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».

316. Как развивается трагическая тема в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»?

317. Стихотворение О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

318. а) Смысл финала романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».

б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Родинка».

319. Любовь в жизни одного из героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)

Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

320. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

321. а) В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

322. а) Трагедия Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

б) Давыдов и Половцев в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

Анализ финала рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

323. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Какова роль образа Половцева в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»?

В чем необычность главного героя рассказа В.И. Белова «Привычное дело»?

324. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

325. а) Анализ главы 3 второй части книги первой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

б) Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33 книги первой.)

326. а) Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. (Анализ главы 19 второй части книги первой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».)

б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».)

327. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги четвертой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 книги второй романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

Дом Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К.Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)

328. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16 шестой части книги третьей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9 книги первой романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

329. Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

330. Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

331. Особенности народного характера в прозе А.П.Платонова.

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница».

332. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.

333. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.

334. В чем своеобразие военной темы в творчестве А.Т. Твардовского?

335. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

336. «"Василий Теркин" Твардовского - поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А. Бунин).

337. Проблематика одного из произведений А.И.Солженицына.

338. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

Крестьянская тема в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

339. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

Правда о войне в произведениях современных писателей. (По произведениям русской и родной литературы.)

340. Проблема нравственного выбора человека. (По одному из произведений современных писателей о войне.)

341. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По произведениям русской и родной литературы.)

342. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)

Тема русской деревни в современной прозе. (По произведениям русской и родной литературы.)

343. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

344. Каковы художественные особенности лирики одного из современных поэтов?

345. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)

346. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.

Тема природы в творчестве В. Г. Распутина.

347. «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель» (А.П.Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

Нравственные искания в современной прозе. (По произведениям русской и родной литературы последней четверти XX века.)

348. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора...» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

349. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

350. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

351. «Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках» (В.В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

352. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

353. «Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

354. «Мещанство - большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

355. «Честь, порядочность, совесть - это качества, которыми дорожить нужно...» (Д.С.Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

356. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

357. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно...» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

358. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

359. «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

360. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

361. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

362. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

363. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф.М.Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

364. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

365. «Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

366. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

367. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

368. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

369. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литера туры XX века.)

370. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

371. «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежелисделать что-нибудь противное совести?» (В.Г. Белинский).(По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

372. «Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния...» (А.А. Фадеев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

373. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

374. «Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

375. «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все» (В.В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

376. «Просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л.Н.Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)

377. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками...» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

378. «Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

379. «Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство» (Б.Ш.Окуджава). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

380. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...» (Б.Л. Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Рейтинг@Mail.ru