Читальный зал
Стенд
В январско-февральском номере журнала «Вопросы литературы» (№ 1/2006) публикуется статья А.Г. Головачёвой «“Студент”: первый крымский рассказ Чехова», где этот шедевр рассматривается в широком литературном контексте — от «Войны и мира» до Паустовского. А открывается номер разделом «Литературное сегодня», где помещены статьи «Энтропия.NET (Публицистика в сети)» О.Л. Чернорицкой и «Здравствуй, племя младое… знакомое?» Ж.А. Голенко. Обе они, бесспорно, будут полезны словесникам; так, в последней автор рассматривает особенности современной литературы, создаваемой молодыми, без кавычек двадцатилетними.
Немало материала для уроков по литературе найдётся в яркой статье «“Басня так сказать”, или “Смерть автора” в литературе сталинской эпохи». Её автор, культуролог и литературовед И.В. Кондаков реконструирует подробности творческой биографии знаменитого советского баснописца Демьяна Бедного и на их основе делает обобщающие выводы о взаимоотношениях писателя, художника и государства, показывает, что выслуживающийся талант никогда не избегнет расплаты “за превращение культуры в средство политики или экономики, карьеры или наживы”.
И.О. Шайтанов размышляет о творчестве Александра Кушнера и Светланы Кековой, а Вячеслав Кабанов представляет замечательного писателя и скульптора, узника ГУЛАГа Федота Федотовича Сучкова (1915?–1991). Он, к сожалению, почти неизвестен, хотя славен не только своей доской в память Андрея Платонова на флигеле Литературного института. Надо только уточнить: В.Кабанов вновь вспоминает о том, что Платонов якобы работал в Литинституте дворником… А это лишь драматически-красивая легенда. Живя в литинститутском флигеле, Андрей Платонович, будучи человеком без предубеждений, порой действительно брался за метлу — в листопад здесь всегда хватало работы. Но делал это добровольно и безвозмездно. Как мы знаем, угнетало его не дворничество, а вполне конкретная литературная травля.
В завершение — эпиграмма Михаила Светлова из раздела «ВЛ» «В шутку и всерьёз». Она посвящена Валентину Катаеву, основателю и первому главному редактору журнала «Юность».
Бессильна старость пред лицом Катаева —
Ведь юностью всегда полны лета его.
Обзор семьдесят шестого номера «НЛО» (№ 6/2005) начнём не по порядку расположенных в нём материалов, а с раздела «Незнайка: pro et contra», ибо появление знаменитого персонажа, с которым знакомятся ещё в дошкольном возрасте, на страницах фундаментального литературоведческого журнала не может не вызвать интереса у словесников.
В своё время Павел Басинский уже писал о «Незнайке на Луне» как романе-антиутопии (см. книжное издание этой статьи: Басинский П. Сюжеты и лица. М.: Гуманитарный фонд, 1993). Теперь, как видно, пришло время разобраться с вечными книгами детства и их главным персонажем обстоятельнее.
Марина Загидулина находит в «Приключениях Незнайки и его друзей» “прямую генетическую зависимость” от гоголевского «Ревизора» (статья «Время колокольчиков, или Ревизор в “Незнайке”»). Кроме того, она отмечает, что «Незнайка на Луне» “напоминает нечаянное описание самоощущения тех людей, которые в 1991 году проснулись словно на Луне”, а в итоге делает вывод, что именно “внеидеологическое обращение к культурному материалу и становится причиной победы Носова над временем: его книги прочно вошли в детское чтение, а идеологические акценты оказались во многом сняты этим «верхним» видением человеческой природы”.
Татьяна Ковалёва рассматривает стихотворения героев Незнайки как “энциклопедический свод явлений, относящихся сразу к двум сферам культуры”: здесь демонстрируются основные разновидности детского стихового творчества, а также даётся “своего рода краткая история русской детской поэзии XIX–XX веков” (статья «Поэт Незнайка, малыши и малышки на сцене русской поэзии для детей»).
В статье Ильи Кукулина «Игра в сатиру, или Невероятные приключения безработных мексиканцев на Луне» показано, что идеологическая структура второго и третьего романов трилогии о Незнайке достаточно сложна: “наращивание идеологичности в его произведениях происходило одновременно с нарастанием гротескности и элементов языковой игры, что подрывает «официально заявленную» концепцию обоих романов”.
Взявшие этот номер «НЛО» в руки ради статей о Незнайке с не меньшим увлечением прочтут подборку «Литература, воздухоплавание, авиация». В ней обратите особое внимание на стихотворение классика русского постмодернизма Алексея Парщикова «Сельское кладбище (из цикла “Дирижабли”)», а также на статью Юрия Левинга «Латентный эрос и небесный Сталин: о двух антологиях советской “авиационной” поэзии» — автору также принадлежит монография «Вокзал — Гараж — Ангар. В.Набоков и поэтика русского урбанизма» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004).
В разделе «Изобретение традиции: о роли личности в истории науки» помещены статьи о наследии А.Ф. Лосева и Л.Я. Гинзбург; заметки Алексея Береловича о “позднесоветском интеллектуальном сообществе”.
Хотя ещё один раздел «НЛО» № 76 назван «Новогодние антропологические этюды», тематически весёлые и вместе с тем по-настоящему научные его статьи вполне подойдут и для дней начала апреля, когда выходит наш номер («В центре стола: зенит и закат салата “Оливье”» А.Кушковой, «Фильм “Ирония судьбы”: от ритуалов солидарности к поэтике изменённого сознания» Н.Лесскис, «Водка как ушедшая утопия. 13 тостов» А.Левинсона).
Этот номер «НЛО» вышел с литературным приложением — книгой из новой серии «Письма русского путешественника» «Фердинанд, или Новый Радищев» Я.М. Сенькина (это псевдоним). Автор, рассказывая о своей автопоездке по Псковской области, опирается на двухвековую традицию русских литературных путешествий, а помимо прочего, здесь можно найти подсказку и учителям литературы: вот она, вечная тема для сочинений — путешествие глазами подростков. Интересно бы узнать: может, у кого-то из коллег уже есть опыт подобной работы?