Я иду на урок
Я иду на урок
Карточки-задания для развития письменной речи учащихся
1. Прочитайте отрывок из «Домостроя», ответьте письменно на вопрос
— Что в этом своде нравственных правил Древней Руси является приемлемым для последующих эпох? Запишите свои суждения.
“А пошлёт кому Бог детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, смотря по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чём способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить <...> И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишённые поучений отцов и матерей, в чём согрешат, или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка”.
Вам в помощь
Многие произведения древнерусской литературы анонимны, это означает, что их авторы неизвестны. Среди них и «Домострой». В этой книге собраны правила ведения хозяйства, поведения христианина в быту и общественной жизни. «Домострой» называют энциклопедией семейных отношений, домашних обычаев, народных традиций.
В словаре русского языка В.И. Даля слово “домострой” объясняется как домохозяйство, домовый обиход. Толкуют его и как домашний устав, и как домашнее устройство.
2. Прочитайте выдержки из дневников А.С. Пушкина
— Что читатель узнаёт из дневников Пушкина о нём самом?
— Что читатель узнаёт из дневников Пушкина о его времени? Запишите свои суждения.
Вам в помощь
Дневник — это повествование от первого лица. В жизни люди могут записывать текущие события своей жизни, то есть ведут ежедневные автобиографические записи. В них указывается год и точная дата записи. Всегда интересно читать дневники писателей, которые они вели в своей жизни.
Из лицейского дневника
1815
29 ноября
Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — её не видно было! — наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, — сладкая минута!..
Он пел любовь, но был печален глас,
Увы! он знал любви одну лишь муку!
Жуковский
Как она мила была! как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов — ах! — какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут...
10 декабря
Летом напишу я «Картину Царского Села».
1. Картина сада.
2. Дворец. День в Царском Селе.
3. Утреннее гулянье.
4. Полуденное гулянье.
5. Вечернее гулянье.
6. Жители Царского Села.
Вот главные предметы вседневных моих записок. Но это ещё будущее...
Из дневника 1834–1835 годов
1834
26 января. В прошедший вторник зван я был в Аничков. Приехал в мундире. Мне сказали, что гости во фраках. Я уехал, оставя Наталью Николаевну, и, переодевшись, отправился на вечер к С.В. Салтыкову. Государь был недоволен и несколько раз принимался говорить обо мне: “Он мог бы дать себе труд съездить надеть фрак и возвратиться. Попеняйте ему”.
7 апреля. «Телеграф» запрещён <...> Гоголь по моему совету начал Историю русской критики...
1835
Февраль. С января очень я занят Петром. На балах был раза 3; уезжал с них рано. Придворными сплетнями мало занят...