Я иду на урок
Я иду на урок
Елена Михина
Елена Владимировна МИХИНА (1973) — преподаватель кафедры журналистики Южно-Уральского госуниверситета, учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии № 26 г. Челябинска.
Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков
Программа предметно-ориентированного элективного курса для учащихся 11-го класса
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильной школы, которым интересна современная русская литература.
Цели элективного курса
- помочь ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;
- совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
- воспитывать любовь к чтению;
- прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой;
- формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- способствовать развитию эстетического вкуса, умению “не тонуть” в бурном море современной литературы.
Задачи курса
- показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;
- совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы;
- формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура (интертекст/интертекстуальность, деконструкция, пастиш, симулякр, гипертекст и др.);
- развивать устную и письменную речь учащихся, помочь им овладеть литературно-критическими жанрами (аннотация, рецензия, эссе, обзор);
- подготовить школьников к выпускному сочинению по современной литературе.
Сложность ситуации состоит в том, что наряду с авторами, чьё творчество стало “классикой” современной литературы, существует два-три десятка имён, оцениваемых литературоведами и критиками весьма неоднозначно. Каждый из них предлагает свои списки произведений. При отборе текстов для данного элективного курса учитывалась литературная и общественная значимость произведения, сложившаяся литературно-критическая его оценка, значение в творчестве писателя, стилистическая оригинальность и “нормативность” лексики, доступность для учащихся.
Некоторые темы данного курса дополняют изучаемый материал по основным программам, что позволит учащимся глубже освоить современный литературный процесс. Программа призвана выполнять просветительскую функцию: представляет развёрнутые биографические сведения о писателях, а также “историю” внехудожественной реальности, связанную с литературным текстом.
Литература рубежа ХХ–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
Временные рамки современной русской литературы: 90-е годы ХХ — начало XXI века, то есть по настоящее время. Однако возникает необходимость изучения предпосылок, обусловивших её нынешнее состояние, поэтому программа охватывает период второй половины 80-х годов ХХ века (произведения, написанные позже 1984 года, то есть начиная с эпохи “перестройки” и утверждения “гласности”) — начала XXI века.
Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения современной литературы, не являющиеся “классическими”, а следовательно, возможны полярные взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определённой степени должен самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить влияние на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста.
Прогнозируемые образовательные результаты программы: понимание учащимися специфики развития современной литературы, умение оценивать современное литературное произведение, используя при этом адекватный литературоведческий инструментарий, высказывать собственное мнение, владеть литературно-критическими жанрами.
Структура программы
Элективный курс опирается на программу Т.Г. Кучиной, И.Щербаковой, А.Л. Хадынской и др., учебное пособие С.П. Белокуровой, С.В. Друговейко, а также включает в себя новые темы и произведения. Курс построен на сочетании и взаимодополнении проблемно-тематического, историко-литературного и теоретико-литературного принципов. Весь учебный материал сгруппирован в следующих разделах.
1. Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов.
2. Рождение русского постмодернизма.
3. Литература 1990-х — начала XXI века:
а) современная поэзия;
б) реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе.
4. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.
5. Современная драматургия.
6. Современная массовая литература.
Межпредметные связи с курсом русского языка осуществляются через выполнение практических работ по анализу текста, включающих в себя анализ языка и стиля автора.
Цели и задачи курса определили и его структуру:
34 часа (из них примерно две трети практических и семинарских занятий, где идёт непосредственный анализ литературных произведений, учащиеся выступают с результатами своих исследований).
Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются:
- “медленное чтение”;
- самостоятельная работа (исследование предложенных проблем, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно прочитанное произведение);
- работа в малых группах на уроках литературы;
- инсценирование фрагментов произведений;
- читательские форумы, круглые столы и конференции;
- анкетирование и социологический опрос.
Программа включает в себя характеристику общественно-исторической и литературной жизни указанного периода, обзоры развития прозы, поэзии, драматургии, монографические разделы о творчестве известных современных писателей, список художественной литературы для чтения, список использованной литературы, перечень учебных материалов. Тексты, включённые в программу курса, сегодня легко найти в интернете, что облегчает работу учителя и учащегося.
Содержание программы
Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов
Обозначение проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая” литература. Литература и литературные журналы второй половины 1980-х — начала 1990-х годов, литературные премии как фактор литературной жизни.
Литературный процесс 1990-х годов
Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации. Литература и массовая культура. Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рок-поэзия). Современные информационные технологии и художественная литература. Сосуществование разных направлений, школ, групп.
Феномен гипертекста и гиперкультуры. Система понятий и категорий, в которых осмысляется современная литература: постмодернизм, постреализм, реализм, неонатурализм, неосентиментализм.
Особенности русского постмодернизма
Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация. Философия и эстетика постмодернизма. Преломление постмодернистских принципов в творческой практике современных писателей.
Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки». Краткий обзор биографии и творчества Вен. Ерофеева. История создания и публикации поэмы. Москва и Кремль как символы тотального подавления личности, Петушки — символ земного рая. Экзистенциальная тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alter ego автора. Речевой портрет героя: пародийно-ироническая цитатность лирического монолога, деканонизация стереотипов официальной культуры и “классического наследия”. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме (публицистика конца 1960-х годов, партийные и государственные документы, школьные учебники по истории и литературе, библейские тексты, классическая — произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого — и современная литература). Амбивалентность трактовки евангельских мотивов (от пародийности к лирической пронзительности). Проблема жанра: поэма в прозе, травестийное житие, пародийная исповедь, “страсти Христовы”, путевые заметки. Ассоциативно-лирический способ связи фрагментов сюжета, значимость лейтмотивов для организации повествования. Многоообразие интерпретаций поэмы.
Андрей Битов. «Пушкинский дом». Творческий путь А.Г. Битова. Эволюция прозы: от реалистической (ранние рассказы) до модернистской («Пушкинский дом»). История создания и публикации романа «Пушкинский дом». Полярность оценок романа. Роман-музей (роман-попурри). Вариативность повествования: введение “версий и вариантов”, комментариев и литературоведческих статей. Неопределённость границ романа и отказ от итоговой, завершающей авторской позиции. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариация на тему классических сюжетов («Медный Всадник», «Отцы и дети», «Герой нашего времени»). Герои-интеллигенты и герои-интеллектуалы в романе. Проблема внутренней свободы для героев романа. “Подлинность” и “симулятивность” реальности в «Пушкинском доме».
Литература 1990-х — начала XXI века
Современная поэзия
Первая атака постмодернизма на рубежи официальной культуры. Дискуссия о “сложной” поэзии и о праве поэта быть “непонятным” читателю. «Тамиздат» и «Самиздат». Литературные премии в поэзии.
Поэтический андеграунд: вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления — Н.Коржавин, И.Бродский, Б.Чичибабин и другие.
Иосиф Бродский. Творческий путь. Творчество — “впадение в зависимость от языка”. Пространство и время в художественном мире Бродского. Агрессивная аморфность пространства, искажение классической картины мира; время как порождение смерти («Будущее – жизнь без нас»). Бытие человека как путь утрат, “реальность отсутствия” и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики. Концепция поэта как “инструмента языка”: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмико-интонационного строя стихотворений И.А. Бродского. Усложнённость синтаксиса.
Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д.Пригова, Л.Рубинштейна и Т.Кибирова.
Д.А. Пригов. Авторская маска “Дмитрий Александрович Пригов” как способ демонстрации (с целью разоблачения и “снятия”) нормативных представлений о мире и литературе. “Маленький человек” и “великий русский поэт” как две ипостаси субъекта лирического высказывания. Травестийная версия гражданской лирики эпохи социалистического реализма (цикл стихов «Апофеоз милицанера»). “Приговская строка” как композиционная и стилевая составляющая текста.
Лев Рубинштейн. Это — я: стихи на карточках — “материализация процесса чтения как игры, зрелища и труда”. Каталог как метонимическое зеркало реальности. Ритмико-синтаксическая организация “поэтического каталога”, мотивно-тематические параллели. Деконструкция/реконструкция лирического “Я” как неповторимой комбинации “чужих” черт.
Поэзия необарокко (“метареализма” — М.Н. Эпштейн). Пафос восстановления или собирания реальности в поэзии Ивана Жданова, Елены Шварц, Алексея Ерёменко, Алексея Парщикова.
“Авторская песня” (Булат Окуджава, Вероника Долина, Юлий Ким, Александр Розенбаум и др.).
Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов).
Современная проза
Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе
Русский язык и русский человек
Татьяна Толстая. Своеобразие творчества. Эссе «Русский мир» как воплощение патриотизма от противного. Горькая ирония автора по поводу “тяжёлого русского человека”. Реализация понятия “русский менталитет”. Аллюзии с Лермонтовым. «Надежда и опора: Сердца горестные заметы–1». Своеобразие интерпретации тургеневской темы («Русский язык») Т.Толстой. Роль эпиграфа. Проблема сохранения родного языка в эмиграции. «На липовой ноге: Сердца горестные заметы–2». Проблема сохранения русского языка в России. Выражение глубины содержания через ироническую форму. Оскудение русского языка и русского человека как страшный, почти необратимый процесс.
Вячеслав Пьецух как представитель иронического авангарда “другой прозы”. Характерные черты прозы (демифологизация действительности, неприятие литературных стереотипов, отказ от проповедничества, морализаторства, погружение в грубый и зримый быт, замаскированность авторской позиции и т.д.). Традиции Гоголя, Чехова, Булгакова и Зощенко в прозе Пьецуха. Пародия как ведущий литературный приём автора. Анекдот как традиционный жанр («Драгоценные черты», «Русские анекдоты»). Поэтика рассказа «Успехи языкознания».
Тема детской свободы
Т.Толстая. Художественный мир рассказов Т.Толстой: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. “Взрослый” мир и мир детства в рассказах Т.Толстой. «Женский день». Осмысление автором проблемы свободы через один эпизод собственного детства. «Открытка с казёнными словами» как символ несвободы и порабощения детского сознания.
Михаил Веллер. «Правила всемогущества». Невозможность подлинной свободы в рамках школьно-оценочной системы. “Зашоренность” человеческого (детского) сознания. Проблема права человека самостоятельно строить свою судьбу в рассказе «Тест».
Жизнь и мечта
Юрий Буйда. Фамилия автора как ключ к постижению творчества (по версии Ю.Буйды). Поэтика заглавия книги «Прусская невеста». “Колония текстов” (О.Славникова) как своеобразный жанр книги. Творение мифа в прозе Ю.Буйды (аллюзии и реминисценции, циклическое время, игра между иллюзией и реальностью, уподобление языка мифологическому предъязыку и т.д.). «Фарфоровые ноги» как современная интерпретация известного сюжета о Золушке (Шарль Перро). Постоянное переплетение в сюжете примет реальности и фантасмагорических деталей. Оппозиция “сказка — реальность” (туфельки — ноги) и её роль в рассказе.
Т.Толстая. Рассказ «Факир»: художественное пространство произведения. Контраст как основной композиционный приём рассказа: антитеза мира внутри Садового кольца и мира за окружной дорогой, контраст культурных миров Гали и Филина, контраст предметного фона, стилистическая контрастность описаний. Попытка героев “сменить” пространство как главная сюжетная и смысловая ось рассказа. Функции вставных эпизодов. “Разоблачение” Филина и крушение мечты. Интертекстуальность в рассказе. «Река Оккервиль» — рассказ о несовпадении эмпирического мира и мира фантазии. Трансформация оппозиции Симеонов — Вера Васильевна. Роль рядов однородных определений в создании художественного мира рассказа. Аллюзивная связь рассказа «Милая Шура» с повестью А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Идеальная любовь как категория, недоступная миру реальности.
Русская классика на страницах современной литературы
Полемическая интерпретация классики — доминанта художественного восприятия современной эпохи. Актуализация определённых граней смысла текста-предшественника, модификация и смысловое обогащение вновь создаваемого текста.
Пушкинские мотивы и образ поэта
Т.Толстая. «Ночь». Образ Пушкина и его стихи как непреходящие ценности современного “ночного”, хаотично-безумного мира.
«Сюжет». Ироническое переосмысление истории и исторических личностей А.С. Пушкина и В.И. Ленина. Попытка смоделировать жизненный и творческий путь поэта при ином исходе дуэли. Роль творчества Пушкина в развитии русского менталитета и мышления.
«Лимпопо». Осмысление образа Пушкина как единственного творца в русской литературе. Рождение второго Пушкина как способ изменения мира.
Ю.Буйда. «Синдбад-мореход». Поэзия Пушкина как сокровенная часть души современного человека.
Чеховские темы и образы
В.Пьецух как представитель иронического направления в “другой прозе”. Сознательная проекция его сюжетов на различные литературные модели: «Крыжовник», «Наш человек в футляре». Деконструкция “чеховского мифа” в рассказе «Уважаемый Антон Павлович!».
Щедринские мотивы и образы
В.Пьецух. Город Глупов в последние десять лет. Обращение к щедринскому сюжету как способ отражения косности и неизменяемости современной действительности. Синтез “мира глуповцев XIX века” и “глуповцев в последние десять лет”. Горькая ирония и пессимизм автора по поводу современной действительности.
Аллюзии и реминисценции русской классики
Владимир Маканин. Краткий обзор творчества. Пафос частного существования в противовес традиционной приоритетности “роевой жизни”. “Самотечность жизни” как метафора отчуждённости человеческого существования в хаосе повседневности.
Рассказ «Кавказский пленный»: русская классика на страницах рассказа (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), полемика с традиционными вариантами решения “кавказской” темы; семантический ореол “красоты”, значимость “отрицательных” коннотаций понятия в контексте рассказа. Красота/смерть как ключевая смысловая
Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма
Трансформация реалистической поэтики в конце ХХ века. Соотношение “человека” и “социальных обстоятельств” на рубеже XX–XXI веков: обусловленность социальных обстоятельств личностными интересами, волевыми импульсами, “снятие” иерархической зависимости индивидуальности от способа существования общества. Вытеснение буквально понятого принципа “обусловленности характера обстоятельствами” в сферу массовой культуры. Хронотопы армии, войны и зоны.
Синтез реализма и постмодернизма. Понятие постреализма и его эстетика. Первые шаги в направлении постреализма в поздней прозе Ю.Трифонова. Пафос частной жизни в литературе “сорокалетних” (В.Маканин, А.Ким и др.). Переосмысление масштабных религиозно-мифологических систем (Ф.Горенштейн, А.Слаповский, Л.Петрушевская и др.).
“Новый автобиографизм” С.Довлатова. Биография как литературный факт. Версии и вариации на автобиографические темы (обыгрывание одного и того же сюжета в разных контекстах). Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова.
Активное использование эстетического арсенала постмодернизма (интертекстуальность, многостильность, игровые отношения между автором и героем, “открытость” текста для интерпретаций и вариантов).
Человек за колючей проволокой
Георгий Владимов. «Верный Руслан». Взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа. Модель лагерного мира глазами собаки. “Трагедия преданного сознания” (Н.Иванова). “Выдрессированность” человека сталинской эпохи. Образы Ингуса и инструктора, сошедшего с ума, и их значение. «Верный Руслан» как повесть-предостережение.
Сергей Довлатов. «Зона». Фиксация нравственного опыта. Своеобразие жанра повести. Абсурдность мира. Отсутствие авторского суда над происходящим. Идея сходства лагеря и воли, мира заключённого и надзирателя. Их взаимозаменяемость. Искусство рассказчика: оксюморонное сочетание эпической дистанцированности и причастности к происходящему, абсурдности окружающего мира и нормальности героя; повторяемость исключительного. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Комическое и серьёзное в поэтике С.Довлатова.
Тема войны в современной литературе
Виктор Астафьев. Личность и творческий путь. История создания дилогии «Прокляты и убиты» («Яма», «Плацдарм»). Предельная экспрессивность стиля. Принцип композиционного и речевого контраста, максимализм и натурализм как основа повествования. Система персонажей. Беспросветная трагичность картин войны и мира в романе.
Г.Владимов. «Генерал и его армия»: традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»), мотивы войны и русского национального характера, особенности решения патриотической темы в произведении. Психологизм романного повествования (развёрнутые внутренние монологи, значимые жесты, авторские характеристики). Интертекстуальные аспекты романного повествования. Функции ретроспекций в композиции романа.
Новая военная (“афганская”) проза. Современный мир сквозь призму страшного опыта афганской войны. Проблема деформации человеческой психики.
Светлана Алексиевич — журналист и писатель. «Цинковые мальчики» как документально-художественный “жанр голосов”. Авторская стратегия: “путь — от человека к человеку, от документа к образу”. Своеобразие трёхчастной композиции и роль библейских эпиграфов к главам. “Абсолютный пацифизм” автора, взгляд на афганскую войну как проблему деформации идей, ломки веры.
Олег Ермаков — писатель-афганец, поднимающий проблему деформации человеческой психики на войне. Эволюция творчества от «Афганских рассказов» к роману «Знак зверя». Смысл названия и эпиграфа. «Знак зверя» как лирический роман о “воспитании чувств” с метафизическим сюжетом. Расщепление авторского сознания как специфический приём психологического анализа. Актуализация библейской образности и символики в романе. Утрата героем имени (Глеб Свиридов — Черепаха — Череп) как проявление синдрома обезличенности. Отчуждение героя от человеческой сути как символ абсурдности и хаоса бытия. Сближение новой военной прозы с литературой “потерянного поколения” (Олдингтон, Ремарк, Хемингуэй).
Современная массовая литература
Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези). Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между героями, событийная динамика взамен рефлексии.
Современный детектив
Б.Акунин (Г.Ш. Чхартишвили). Б.Акунин — писатель-маска. Художественное творчество как игра. Цель обращения к детективному жанру. Циклизация детективных произведений Б.Акунина, многообразие жанров. «Азазель» как конспирологический детектив из цикла «Приключения Эраста Фандорина». Многослойность романа: детективный, культурно-исторический, литературный и мифологический пласты. Литературные аллюзии. Стилизация и литературность прозы Акунина. Игра с историей: Россия «Азазеля» и реальная Россия XIX века.
М.Веллер. Краткий обзор жизни и творчества. «Приключения майора Звягина» как своеобразная сказка для взрослых. Майор Звягин — “мессия со «скорой помощи»” (Б.Тух). Решение в романе вечных вопросов человечества. Амбивалентность авторской и читательской оценки поступков майора.
Звёзды детектива: Полина Дашкова и Александра Маринина. Истоки творчества.
Идеальное общество в детективах Дашковой: порядочные люди против преступников. Образы положительных и отрицательных героев. Антитеза жутких авантюрных сюжетов и тихих семейных радостей.
Традиции советского детектива в милицейских романах А.Марининой. Цикл о Насте Каменской. Каменская как идеализированный портрет автора. Своеобразие сюжетов. Проблема достоверности в прозе Марининой.
Современная фантастика
Михаил Успенский. Обзор биографии и творчества. «Там, где нас нет» как филологическая фантастика. Проблема жанра (роман-путешествие, роман-утопия). Образ героя-богатыря Жихаря. Многослойность хронотопа романа. Языковая игра и манипуляции с известными сюжетами как основа поэтики романа. Способы создания комического. Диалектика борьбы добра и зла в романе.
Т.Толстая. Роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.
Виктор Пелевин. Личность и творческий путь. «Жёлтая стрела» как фантастическая философская повесть. Реализация центральной темы Пелевина “что есть реальность?” в этой повести. Синтез современной жизни и библейского текста в повести. Аллюзивность имён героев: Андрей, Хан, Авель, Пётр. Смысл интертекстуальной аллюзии с притчей Ф.Кафки «Железнодорожные пассажиры». Своеобразие стиля Пелевина (плотная образность, фантастика и гротеск, смешение сатиры и мистики, абсурда и возвышенной патетики). Философский смысл повести.
Современная драматургия
Современная драматургия. Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Арбатова, Н.Птушкина). Драматургия Н.Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды («Мурлин Мурло», «Манекен»). Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев). Постмодернистская драматургия (Л.Петрушевская, А.Образцов, М.Угаров, Н.Садур и др.).
Б.Акунин. «Чайка» как постмодернистская пьеса-детектив. Соотношение героев Чехова и Акунина. Роль открытого финала.
Юрий Кувалдин. «Ворона» как “выворотка” (Ю.Кувалдин) «Чайки» Чехова. Смысл названия. Синкретизм жанра произведения (одновременно повесть и пьеса). Роль реминисценций и аллюзий чеховских пьес в «Вороне» Кувалдина. Невозможность выживания чеховских героев в современном мире.
М.Веллер. «Ничего не происходит» как пьеса-шутка. Демонстративная иллюзорность создаваемого автором мира. Роль неодушевлённых предметов (часы с кукушкой, телевизор) в создании общей сумятицы. Способы создания комического эффекта в пьесе (быстрая смена событий, мгновенность превращений, языковые игры и шутки и т.п.). Обнажённая театральность действий героев как буквальная реализация шекспировского принципа.
Заключение
Особенности развития современной литературы. Взгляд молодого читателя.
Публикация статьи произведена при поддержке альманаха «Искусство Войны». Это не только зарегистрированное информационно-аналитическое СМИ, предлагающее военное обозрение, обзоры событий в горячих точках, освещение проблем национальной безопасности и прочие новости, касающиеся геополитики, оружия, терроризма. Журналистика в издании уникальным образом переплетена с литературным творчеством ветеранов, альманах знакомит читателя и с зарубежной публицистикой, художественной литературой, военным изобразительным искусством, документальной фотографией.
Использованная литература и учебные материалы (отмечены звёздочкой)
Бассель Нафтолий. Метаморфозы обыденного, или “Странная проза” Михаила Веллера // Вечерний Таллин. 20.02.89.
* Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.
Бердышева Л.Р. О содержании элективного курса по современной русской литературе // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 15 апреля. www.eidos.ru/journal/2004/0415.htm. В надзаголовке: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru
* Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70–90-х годов ХХ века): Материалы к курсу «История русской литературы ХХ века (часть III)». СПб.: Филолог. ф-т Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2001.
* Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.
Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002.
Ермолин Е.А. Антон Чехов и русская проза начала ХХI века // www.auditorium.ru
Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.
Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во МГУ, 2002.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм // www.quelman. ru/slava/index. html
Кучина Т.Г. Программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» // Программы элективных курсов. Литература. 10–11-е классы. Профильное обучение. 2-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2005.
Ланин Б.А. Современная русская литература. Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2004.
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
* Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
* Маркова Т.Н. Проза конца ХХ века: Динамика стилей и жанров. Материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск, 2003.
* Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Пелевин): Монография. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003.
Немзер А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. № 1. С. 199–219.
Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17–29.
Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. М.: ООО «Издательский дом “Оникс XXI век”», 2002.
Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 25–38.
Черногрудова Е.П. (Борисоглебск). Связь лингвистического и культурологического аспектов: понятие интертекстуальности //www.pn.pqlu.ru
Штейн Б.С. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004.
Щербакова И., Хадынская А., Майракова Н., Ткаченко О. Современная русская литература. Литературный процесс 1960–1990-х годов: Программа спецкурса. Планирование. Материалы к урокам // Литература. 2003. № 33.
* Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков. Хрестоматия / Сост. Е.В. Михина (прилагается на CD).