Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2006

Я иду на урок

МЕТОДИКА

XI Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Районный/городской этап

Статья опубликована при поддержке ювелирного магазина Ювелир-сити. Хотите порадовать дорого вам человека? Нет лучшего способа сделать это, чем подарить красивое ювелирное изделие. В сети магазинов Ювелир-сити вы можете кресты с бриллиантами, женские серьги, кольца и многое другое. Всю продукцию можно заранее подобрать на официальном сайте магазина http://spikagold.ru, тем самым значительно облегчив процесс покупки.

Публикуем материалы районного (городского) и областного этапов Всероссийской олимпиады по литературе. Их любезно предоставили нам коллеги из Твери — Н.А. Беляева и А.Е. Иллюминарская. Задания могут послужить прекрасной тренировочной базой для тех школьников, кто участвует в олимпиадном движении (см. также проблемную статью об этом в «Литературе» № 4).

В целях экономии места не печатаем сами тексты прозаических и поэтических произведений, предлагающихся для анализа.

1. Проанализируйте рассказ И.Гофф «Большой вальс», пользуясь следующими вопросами и заданиями, или придумайте свою логику анализа текста.

— О чём этот рассказ и почему он так называется?

— Каков образ эпохи в рассказе?

— Почему в письме содержится просьба не смотреть фильм ещё раз?

— Какой смысл имеет в рассказе образ деда?

— О чём вы задумались после чтения рассказа?

(15 баллов.)

2. Дайте интерпретацию стихотворения П.А. Вяземского «Дорожная дума», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.

— Охарактеризуйте облик лирического “я” в этом стихотворении.

— Меняется ли он по ходу текста?

— Какими способами создаётся настроение стихотворения?

— Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

— Какие литературные ассоциации вызывает этот текст?

(15 баллов.)

3.

— С кем из перечисленных русских писателей и поэтов встречался в жизни А.С. Пушкин? Что вы знаете об этих встречах?

(М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.И. Тютчев, Ф.Н. Глинка.)

(По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5 балла за каждый комментарий.)

— Перечислите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в стихотворении Д.В. Давыдова «Ответ», выписав для этого необходимые примеры.

Я не поэт, я — партизан, казак,
Я иногда бывал на Пинде, но наскоком,
И беззаботно, кое-как,
Раскидывал перед Кастальским током
Мой независимый бивак.
Нет, не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой…
Пусть грянет Русь военною грозой —
Я этой песни запевало!

(5 баллов.)

— Дайте историко-культурный комментарий к строчкам из стихотворения Д.Кедрина «Грибоедов».

Бросив английский клоб, обрядился в халат Чаадаев,
В сумасшедший колпак, и в моленной сидит в бороде...
Дождик выровнял холмики на островке Голодае:
Спят в земле декабристы, а их отпевает Фаддей.

(5 баллов.)

— Напишите сочинение-миниатюру на тему «Время течёт…». (6 баллов.)

10-й класс

1. Проанализируйте рассказ Ю.Л. Слёзкина «Новелла», используя следующие вопросы и задания, или придумайте свою логику анализа текста.

— К какому литературному направлению можно отнести рассказ Ю.Л. Слёзкина?

— Какую роль играет в рассказе диалог?

— Какую роль в рассказе играют речевые характеристики героев?

— Какими чувствами вы бы объяснили самоубийство писателя?

— Каково авторское отношение к описанной истории? Аргументируйте свою точку зрения.

(15 баллов.)

2. Дайте интерпретацию стихотворения А.А. Григорьева «Комета», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.

— Каков облик лирического “я” в этом стихотворении?

— Почему стихотворение так называется?

— Какими способами выражаются в нём мысли и чувства?

— Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

— В чём философский подтекст стихотворения?

(15 баллов.)

3.

— Кто из перечисленных русских писателей и поэтов был участником войны 1812 года? Что вы знаете об их военной биографии?

(А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, П.Я. Чаадаев, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, Л.Н. Толстой, Ф.Н. Глинка, А.Н. Радищев.)

(По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5 балла за каждый комментарий.)

— Перечислите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в стихотворении А.К. Толстого «Не ветер, вея с высоты…», выписав для этого необходимые примеры.

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты —
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье.

(5 баллов.)

— Дайте историко-культурный комментарий к строкам из стихотворения Е.А. Баратынского «Пироскаф».

Нужды нет, близко ль, далеко ль до брега!
В сердце к нему приготовлена нега.
Вижу Фетиду; мне жребий благой
Емлет она из лазоревой урны:
Завтра увижу я башни Ливурны,
Завтра увижу Элизий земной!

(5 баллов.)

— Напишите сочинение-миниатюру на тему «Убить время…». (6 баллов.)

11-й класс

1. Проанализируйте рассказ Тэффи «Курорт», используя следующие вопросы и задания, или придумайте свою логику анализа текста.

— Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ?

— Докажите, что автор изображает ситуацию на курорте с иронией.

— Можно ли утверждать, что в рассказе есть грустный подтекст?

— Какими способами автору удаётся передать свои ощущения читателю?

— Дайте характеристику языку произведения. В чём его художественное своеобразие?

(15 баллов.)

2. Дайте интерпретацию стихотворения Л.Н. Мартынова «Вода», используя следующие вопросы или предложив свой путь анализа.

— Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение?

— Какие философские проблемы поднимает в нём автор?

— Каков эмоциональный пафос текста? Как он создаётся?

— Какие образы и интонации показались вам самыми неожиданными и почему?

— Какие особенности формы текста помогают понять его содержание?

(15 баллов.)

3.

— Кто из перечисленных русских писателей и поэтов эмигрировал из России в годы Гражданской войны? Кто из них впоследствии вернулся на Родину?

(А.А. Ахматова, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.В. Маяковский, М.А. Цветаева, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.Н. Толстой, З.Н. Гиппиус, Н.С. Гумилёв.)

(По 0,5 балла за каждый правильный ответ на первый вопрос, по 0,5 балла за каждый правильный ответ на второй вопрос.)

— Перечислите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в стихотворении И.А. Бунина «Обрыв Яйлы. Как руки фурий…», выписав для этого необходимые примеры.

Обрыв Яйлы. Как руки фурий,
Торчит над бездною из скал
Колючий, искривлённый бурей
Сухой и звонкий астрагал.
И на заре седой орлёнок
Шипит в гнезде, как василиск,
Завидев за морем спросонок
В тумане сизом красный диск.

(5 баллов.)

— Дайте историко-культурный комментарий к строкам из стихотворения О.Э. Мандельштама «Айя-София».

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зелёных мраморных столбов…

(5 баллов.)

— Напишите сочинение-миниатюру на тему «Времена не выбирают».

(6 баллов.)


Областной этап

9-й класс

I тур. Комплексный анализ художественного текста

  • Проанализируйте рассказ В.Лидина «Танцевальная музыка», используя предложенные вопросы или самостоятельно определив аспекты анализа.

— Какая проблема поднимается в рассказе?

— Каким предстаёт в нём образ рассказчика?

— Какие средства создания настроения использует автор?

— Какую роль играет в рассказе мотив воспоминаний?

— Почему рассказ так называется?

(30 баллов.)

II тур. Интерпретация стихотворного произведения

  • Дайте сопоставительный анализ стихотворения Д.В. Давыдова «Романс» и стихотворения Е.А. Баратынского «Разуверение», используя предложенные вопросы или избрав самостоятельный путь анализа.

— Что общего в этих стихотворениях? Почему они стали известными романсами?

— Чем отличаются состояния лирического “я” в каждом стихотворении?

— Каков образный ряд каждого стихотворения? Какими способами авторы передают изменение в настроении лирического “я”?

— Какой смысл придаёт стихотворениям их жанровое своеобразие?

— Как особенности языка и авторского стиля помогают понять настроение и смысл стихотворений?

(30 баллов.)

III тур. Вопросы по истории и теории литературы. Творческое задание

1. Чьи пиры изображены в следующих цитатах? Аргументируйте своё мнение.

А)

Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

(2 балла.)

Б) Исправник смиренно положил в карман свою бумагу и молча принялся за гуся с капустой. Между тем слуги успели уже несколько раз обойти гостей, наливая каждому его рюмку. Несколько бутылок горского и цимлянского громко были уже откупорены и приняты благосклонно под именем шампанского, лица начинали рдеть, разговоры становились звонче, несвязнее и веселее. (2 балла.)

В) А вот посмотрим, как пойдёт дело после фриштика и бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера, неказиста на вид, а слона повалит с ног. (2 балла.)

Г) Ступай, ступай, да ставь нам на стол всё, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, мёды сорокалетние! Да горилки побольше, не с выдумками горилки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела, как бешеная. (2 балла.)

Д) Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне, — он говорит: “Это я не знаю, чтобы такое можно есть”, — вкушать не стал; они ему переменили и другого кушанья поставили. Также и водки их пить не стал, потому что она зелёная — вроде как купоросом заправлена, а выбрал, что всего натуральнее, и ждёт курьера в прохладе за баклажечкой. (2 балла.)

2. Кто и о ком сказал? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)

А) Профинтил дорогою денежки голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. (2 балла.)

Б) У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел. (2 балла.)

В) Если кто попадёт на зубок — берегись: отца родного не пощадит для словца и деньгу тоже любит. (2 балла.)

Г) Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. (2 балла.)

Д) Только рыскаете по городу, да смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые. (2 балла.)

3. Составьте словарь тропов стихотворения И.А. Бунина «Зелёный цвет морской воды…», записав определения, приведя примеры и определив их смысловую роль в тексте.

Зелёный цвет морской воды
Сквозит в стеклянном небосклоне,
Алмаз предутренней звезды
Блестит в его прозрачном лоне.
И, как ребёнок после сна,
Дрожит звезда в окне денницы,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она.

(2 балла за каждый троп.)

4. Прокомментируйте мифологические названия в цитате из стихотворения К.Н. Батюшкова «К друзьям».

Наш друг был часто легковерен;
Был ветрен в Пафосе; на Пинде был чудак;
Но дружбе он всегда остался верен;
Стихами никому из нас не докучал
(А на Парнасе это чудо!)
И жил так точно, как писал…
Ни хорошо, ни худо.

(6 баллов.)

5. Назовите известных актёров, исполнивших роли в фильмах на пушкинские сюжеты. (1 балл за каждый правильный ответ.)

6. Творческая работа. «Я верю, верю, счастье есть…» (С.Есенин). Что, по-вашему, нужно человеку для счастья? (10 баллов.)

10-й класс

I тур. Комплексный анализ художественного текста

  • Проанализируйте произведение А.Кондратьева «Афродита заступница», используя предложенные вопросы и задания или самостоятельно определив аспекты анализа.

— В чём символическое звучание этой истории?

— Какими способами автор создаёт настроение?

— Как в повествовании переосмысливаются известные библейские и мифологические сюжеты? Как бы вы определили особенности жанра произведения?

— Какие культурологические комментарии необходимы для понимания этой истории?

— Какие особенности композиции, языка и стиля способствуют выявлению смысла произведения?

(30 баллов.)

II тур. Интерпретация стихотворного произведения

  • Сопоставьте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и одноимённое стихотворение Я.В. Смелякова, используя предложенные вопросы или определив свой путь анализа.

— Есть ли в этих стихотворениях основания для сопоставления?

— В чём общность и различие в изображении мыслей и чувств лирического “я” каждого из стихотворений?

— Как каждый из поэтов выражает своё отношение к русскому языку?

— Какими языковыми средствами каждый из поэтов рисует образ чувства?

(30 баллов.)

III тур. Вопросы по истории и теории литературы. Творческое задание

1. Чьи пиры изображены в следующих цитатах? Аргументируйте своё мнение.

А)

На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздаётся звон.
Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.

(2 балла.)

Б)

Друзья! Досужный час настал;
Всё тихо, всё в покое;
Скорее скатерть и бокал
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом.

(2 балла.)

В) Гости выпили по рюмке водки тёмного, оливкового цвета, какой бывает только на сибирских прозрачных камнях, из которых режут на Руси печати, приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая, кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр. (2 балла.)

Г)

— Как же у них празднуют свадьбу? — спросил я…

— Да обыкновенно. Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу… (2 балла.)

Д) Вместо жирной кулебяки появились начинённые воздухом пирожки; перед супом подали устриц; цыплята в папильотках, с трюфелями, сладкое мясо, тончайшая зелень, английский суп. Посредине стола красовался громадный ананас, а кругом лежали персики, вишни, абрикосы. В вазах — живые цветы. (2 балла.)

2. Кто и о ком сказал? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

А) Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив. (2 балла.)

Б) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила! (2 балла.)

В) Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался. (2 балла.)

Г) Ей, ведь, что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. (2 балла.)

Д) Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да ещё, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только! (2 балла.)

3. Составьте словарь синтаксических фигур стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…», записав определения, приведя примеры и определив их роль в тексте.

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.

(2 балла за каждую фигуру.)

4. Прокомментируйте библейские имена и названия в стихотворении К.Р. «Строфы».

От неё услышал он впервые
Про Того, кто в мир тоски и слёз
Нам любви учения святые
И грехов прощение принёс;
Кто под знойным небом Галилеи
Претерпел и скорбь и нищету,
И Кого Пилат и фарисеи
Пригвоздили ко кресту.

(6 баллов.)

5. Какие произведения русской классики ХIХ века были экранизированы? Назовите исполнителей главных ролей в этих фильмах. (1 балл за каждый правильный ответ.)

6. Творческая работа. «Во что веришь, то и есть» (М.Горький). Подтвердите или опровергните это утверждение. (10 баллов.)

11-й класс

I тур. Комплексный анализ художественного текста

Проанализируйте рассказ А.И. Солженицына «Как жаль», используя следующие вопросы или самостоятельно определив аспекты анализа.

— Какую проблему поднимает автор?

— Какую характеристику вы могли бы дать главной героине рассказа? Почему она так обрадовалась, увидев газету?

— Почему рассказ так называется?

— Как в рассказе передаётся образ эпохи?

— Как язык рассказа помогает понять его смысл?

(30 баллов.)

II тур. Интерпретация стихотворного произведения

Сопоставьте стихотворение И.П. Мятлева «Розы» и стихотворение И.Северянина «Классические розы», используя предложенные вопросы или определив свой путь анализа.

— Есть ли в этих стихотворениях основания для сопоставления?

— В чём общность и различие в изображении мыслей и чувств лирического “я”?

— Какой смысл приобретает в них тема жизни и смерти?

— О каких утратах сожалеет каждый из поэтов?

— Какими способами поэты рисуют образ чувства?

(30 баллов.)

III тур. Вопросы по истории и теории литературы. Творческое задание

1. Чьи пиры изображены в следующих цитатах? Аргументируйте своё мнение.

А)

Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространённой.

(2 балла.)

Б)

Зажгли костёр, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили, Берёсты понадрав.

(2 балла.)

В) Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, и кулебяки и до рябчиков, он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завёрнутой салфеткой бутылке таинственно высовывал из-за плеча соседа, приговаривая: или “дреймадера”, или “венгерское”, или “рейнвейн”. (2 балла.)

Г) Ужинало человек двадцать, не больше, но было очень шумно. Его сиятельство провозгласил тост: “В этой роскошной столовой будет уместно выпить за процветание дешёвых столовых, служивших предметом сегодняшнего базара”. Бригадный генерал предложил выпить “за силу, перед которой пасует даже артиллерия”, и все потянулись чокаться с дамами. (2 балла.)

Д) …Она много курила и всё прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актёров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское… (2 балла.)

2. Кто и о ком сказал? (По повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

А) Ты и в шестьдесят лет… будешь такая же стрекоза-егоза. (2 балла.)

Б) Вы, должно быть, смолоду очень красивы были. (2 балла.)

В) В вас как будто бы воплотилась вся красота земли. (2 балла.)

Г) Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. (2 балла.)

Д) В прежнее время я бы просто велел отвести его на конюшню и наказать розгами. (2 балла.)

3. Составьте словарь изобразительно-выразительных средств стихотворения А.А. Тарковского «Петровские казни». Запишите их определения, приведите примеры и определите роль в тексте. Как в понимании текста помогает знание русской истории и живописи?

Передо мною плаха
На площади встает,
Червонная рубаха
Забыться не даёт.
По лугу волю славить
С косой идёт косарь.
Идёт Москву кровавить
Московский государь.
Стрельцы, гасите свечи!
Вам, косарям, ворам,
Ломать крутые плечи
Идёт последний срам.
У, буркалы Петровы.
Навыкате белки!
Холстинные обновы.
Сынки мои, сынки!

(2 балла за каждый правильный ответ.)

4. Прокомментируйте исторические имена и названия, упомянутые в стихотворении Н.С. Гумилёва «Швеция».

...Для нас священная навеки
Страна, ты помнишь ли, скажи,
Тот день, как из Варягов в Греки
Пошли суровые мужи?
Ответь, ужели так и надо,
Чтоб был, свидетель злых обид,
У золотых ворот Царьграда
Забыт Олегов медный щит?
..................................
И неужель твой ветер свежий
Вотще нам в уши сладко выл,
К Руси славянской, печенежьей
Вотще твой Рюрик приходил?

(8 баллов.)

4. Какие произведения русской классической литературы ХХ века были экранизированы? Назовите исполнителей главных ролей в этих фильмах. (1 балл за каждый правильный ответ.)

5. Творческая работа. «Надеюсь, верую, вовеки не придёт ко мне позорное благоразумие...». (В.Маяковский). Согласны ли вы, что это утверждение поэта правомерно? (10 баллов.)


Ответы на задания III тура

9-й класс

1А) Пир Князя Владимира. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

1Б) Обед у Троекурова. А.С. Пушкин. «Дубровский».

1В) Подготовка городничего к приёму Хлестакова. Н.В. Гоголь. «Ревизор».

1Г) Застолье Тараса Бульбы по поводу приезда сыновей из бурсы. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

1Д) Угощенье Левши в гостях у англичан. Н.С. Лесков. «Левша».

2А) Осип о Хлестакове.

2Б) Земляника о Ляпкине-Тяпкине.

2В) Хлестаков о Тряпичкине.

2Г) Анна Андреевна о Марье Антоновне.

2Д) Городничий о Бобчинском и Добчинском.

3. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, перифраз, метонимия и др.

4. Пафос — город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие её культа (греч. миф).

Пинд — горный хребет в Греции, символ поэзии (греч. миф).

Парнас — горный массив в Греции близ г. Дельфы, местообитание Аполлона и муз (греч. миф.) В переносном смысле — содружество поэтов.

10-й класс

1А) Именины Татьяны Лариной. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».

1Б) Пир студентов. А.С. Пушкин. «Пирующие студенты».

1В) Бал у полицмейстера. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».

1Г) Свадьба у горцев. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

1Д) Именины Обломова. И.А. Гончаров. «Обломов».

2А) Борис о Кулигине.

2Б) Борис о купцах-самодурах.

2В) Дикой о Борисе.

2Г) Тихон о Кабанихе.

2Д) Кабаниха о молодёжи.

3. Удвоение, анафора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание и др.

4. Галилея — историческая область в северной Палестине; по евангельской традиции, основной район проповеди Иисуса Христа.

Пилат — римский наместник Иудеи, отличавшийся крайней жестокостью. В Новом Завете сообщается, что именно он приговорил к распятию Иисуса Христа.

Фарисеи — члены общественно-религиозного течения в Иудее, которых в евангелиях называют лицемерами. (Перен. — лицемер, ханжа.)

11-й класс

1А) Пир Вальсингама. А.С. Пушкин. «Пир во время чумы».

1Б) Застолье мужиков-крестьян. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

1В) Пьер Безухов на именинах у Ростовых. Л.Н. Толстой. «Война и мир».

1Г) Ужин на балу у его сиятельства. А.П. Чехов. «Анна на шее».

1Д) «Капустник» в Художественном театре. И.А. Бунин. «Чистый понедельник».

2А) Генерал Аносов о своей внучке Анне Николаевне.

2Б) Женни Рейтер о генерале Якове Михайловиче Аносове.

2В) Желтков о княгине Вере Николаевне.

2Г) Генерал Аносов о Василии Шеине.

2Д) Николай Николаевич Булат-Тугановский о Желткове.

3. Эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, удвоение, парцелляция и др.

4. Варяги — полулегендарные князья, наёмные дружинники русских князей IX–XI вв. и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”.

Царьград — древнерусское название г. Константинополя, столицы Византийского царства (ныне Стамбул). Олег — древнерусский князь, совершивший в 907 году с войском восточных славян поход на Царьград и, по преданию, прибивший свой щит на городские ворота в знак победы, заключив выгодный мир.

Печенеги — объединение тюркских и других племён в заволжских и южнорусских степях в VIII–IX вв. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь и были в 1036 году разбиты Ярославом Мудрым.

Рюрик — согласно летописной легенде, начальник варяжского военного отряда, якобы призванный ильменскими славянами вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.

Рейтинг@Mail.ru