Я иду на урок
Я иду на урок
Маргарита
ЗОЛОТАРЕВСКАЯ
«Последний дюйм» Джеймса Олдриджа
Материалы к уроку
Перед чтением повести объясняется значение незнакомых учащимся слов, чтобы облегчить её восприятие.
- «Остер» — небольшой самолёт;
- дюйм (от голл. — большой палец) — единица длины в системе английских мер, равна 2,54 см (фут — 30,48 см, равен 12 дюймам);
- миля — единица длины в английской системе мер, морская миля равняется 1,852 км, сухопутная — 1,609 км;
- апатия — состояние равнодушного отношения к окружающему миру;
- авантюра — рискованное дело (не всегда честное), рассчитанное на случайный успех;
- акваланг — аппарат для дыхания под водой;
- спидометр — прибор для определения скорости.
Изучение повести начинается с выяснения в процессе аналитической беседы сюжета и композиции, повторения соответствующих теоретико-литературных понятий.
Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и отношение к ним писателей.
В повести «Последний дюйм» отец и сын практически не знают друг друга, не испытывают родства душ, они отправляются на небольшом самолёте в отрезанную от мира бухту Красного моря. Отец вынужден зарабатывать киносъёмкою акул. Занятие это небезопасное. Во время съёмки он был ранен акулами. Ценой неимоверных усилий отец и сын добираются до Каира. Общая цель — выжить! Это сближает их. Они начинают понимать друг друга.
Композиция — это построение литературного произведения, расположение всех его частей в определённой последовательности и взаимосвязи.
Композиция повести включает:
экспозицию — рассказ автора о событиях, которые предшествовали полёту в бухту;
завязку — Бен вынужден взять сына с собой;
развитие действия — полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;
кульминацию — ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;
развязку — успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.
Вопросы и задания для анализа повести
— Что сказано о матери мальчика?
(Ненавидела канадское поселение, где они жили. Тосковала по родной Англии. Её охватила апатия. Она покинула семью и вернулась в Англию.
“…Мать им не интересуется…”
“…Пока она не проявила никакого интереса, хотя с того времени, как она уехала из дома, прошло три месяца”.)
— Кем был отец Дэви? Проследите отношение отца к сыну до полёта на съёмки.
(Отцу 43 года. Лётчик высокого класса. Утратив работу, Бен, чтобы прокормить семью, берётся за небезопасную подводную съёмку акул.
“Где-то в глубине души Бен понимал, что мальчик чужой им обоим”. Был с ним “резким и немногословным”. Во время одного из очень редких проявлений великодушия Бен попробовал научить мальчика управлять самолётом, и хотя сын оказался очень способным и быстро освоил главные правила, “каждое замечание отца доводило его до слёз…”)
— Как чувствует себя Дэви в семье?
(Мальчику десять лет. Он чувствует себя одиноким: отец занят своей работой, мало уделяет ему внимания, не любит отвечать на его детские вопросы. Дэви ощущает превосходство отца над ним.)
— Проследите отношения отца и сына во время полёта в бухту.
(Мальчику плохо и от качки, и оттого, что отец говорит с ним “с раздражением”.
“У мальчика был очень несчастный вид”; Он отвечает на вопросы “тихим и застенчивым голосом, не похожим на грубоватые голоса американских ребят”; “Бен не умел утешать сына, но сказал правду”.)
— Как проявляются отношения отца и сына в бухте до нападения акулы на Бена?
(Отец не общается с сыном, он занят подготовкой к съёмке акул, только просит выполнять его поручения. Дэви подавлен, молчит, старается не задавать вопросов. Они вместе, но взаимопонимания нет. Но видно, что отец любит сына, заботится о нём.
“Бен <…> когда попал в бухту, совсем забыл о мальчике и время от времени давал ему распоряжения <…> Бен был слишком занят, чтобы обращать внимание на то, что говорит мальчик”.
“— Смотри не подходи к воде! — приказал отец. — Посиди под крылом в тени <…>
— А сюда кто-нибудь когда-нибудь заходит? — спросил его Дэви <…>
Больше вопросов Дэви не задавал. Когда он о чём-нибудь спрашивал отца, голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял, что ему приказывали”.)
— Как ведут себя отец и сын после ранения Бена и во время полёта в Каир?
(Сначала мальчик растерялся, но справился с собой, проявил выдержку и силу воли.
“— Что мне делать? — кричал Дэви. — Видишь, что с тобой случилось! <…>
— Я старался его стащить, — сказал Дэви упавшим голосом <…>
— Нет! — крикнул Дэви с яростью, — я не устал <…>
Неужели можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица? <…>
— Это я не могу, — сказал мальчик, и Бену показалось, что он услышал в голосе сына резкую нотку нетерпения, чем-то напоминавшую собственный голос...
“Хороший парень! — подумал Бен. — Он всё слышит”.
Раненый Бен испугался не за себя, а за сына, понимая, что его не найдут в бухте.
“Если он умрёт, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать. Это ещё хуже, чем его собственное состояние…”
Преодолевая сильную боль, теряя сознание, отец подаёт растерявшемуся ребёнку пример мужества и спокойствия, вселяет в него уверенность в своих силах и надежду на спасение.
Бен только в минуту опасности понял, что не знает своего сына, что, живя вместе, они были одиноки и не понимали друг друга. Теперь он “разглядел” его, то есть увидел, что Дэви хоть и ребёнок, но мужественный человек; отец становится с ним предельно искренним и руководит его действиями, обращается к нему как к равному и с отцовской сдержанной нежностью, хвалит мальчика.
“— Надо стащить, ясно? — прикрикнул Бен, как обычно, но тут же понял, что единственная надежда спастись мальчику и ему — это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен делать <…>
— Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять <…>
Бен не помнил, когда он плакал, но теперь вдруг почувствовал на глазах беспричинные слёзы. Нет, он не намерен сдаваться. Ни за что!
— Расклеился твой старик, а? — сказал Бен и даже получил лёгкое удовольствие от такой откровенности <…> Хорошо. Молодец! Теперь поверни чёрный выключатель около меня. Отлично…”)
— Что думает Бен о случившемся, находясь в больнице, что его волнует?
(“Когда привели Дэви, Бен увидел, что это был тот же самый ребёнок, с тем же самым лицом, которое он недавно впервые разглядел. Но дело было совсем не в том, что разглядел Бен; важно было узнать, сумел ли мальчик что-нибудь увидеть в своём отце”.)
— Какие черты характера проявились у отца и сына в минуту опасности?
(При помощи учителя ребята делают вывод о том, что эта повесть об отношениях отца и сына, о преодолении непонимания друг друга, о силе духа человека в борьбе с опасностью и о победе над страхом и отчаянием, о взаимовыручке людей.)
Понять идею повести поможет выяснение смысла её заглавия.
В английском языке слово inch (дюйм) входит в состав нескольких фразеологизмов. Например, every inch (с ног на голову), что обозначает: 1) целиком, полностью; 2) во всём — в мыслях, поступках. Фразеологическое сочетание inch by inch (дюйм за дюймом) обозначает “очень осторожно, но старательно”. “Дюйм за дюймом” двигаются друг к другу отец и сын. После трагедии в бухте герои рассказа шаг за шагом, делая неимоверные усилия, идут к победе.
Дюйм — совсем небольшое расстояние, всего 2,5 см, но он иногда превращается в пропасть, которую в продолжение всей жизни люди не могут преодолеть. К счастью, Бен и Дэви сумели с честью пройти испытания и не только остались живы, но и преодолели этот самый важный “последний дюйм”, который сблизил их. Уже во время полёта в Каир, а потом в больнице Бен не перестаёт (every inch — “целиком, полностью”) думать о сыне.
Публикация статьи произведена при поддержке клуба Park & Fly, предлагающего комфортное решение для парковки автомобиля при авиаперелетах. Например, за небольшую сумму вы оставляете автомобиль на перехватывающей стоянке около аэропорта Домодедово, а дальше вас бесплатно отвозит транспорт компании, он же встречает при возвращении. Клубные карты со скидками, великолепный сервис для физических и юридических лиц, круглосуточное бронирование трансфера и охраняемой стоянки близ московских аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево.