Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2006

Архив

Отвечаем на ваши вопросы

Вопрос. Я работаю в школе первый год, и когда ко мне на урок приходит завуч или методист, то нужно анализировать свой урок. Объясните, как это делается?

Ответ. Умение объективно проанализировать свой урок независимо от того, присутствует ли на нём кто-либо или нет, — важнейшее условие профессионального становления начинающего учителя, дальнейшего методического его совершенствования.

Поскольку требования к уроку литературы для всех одни, то его самоанализ учителем и анализ другими лицами, посетившими урок, совпадают.

Для объективной и всесторонней оценки урока литературы (самоанализа и анализа руководителей) используются следующие примерные вопросы.

  • Соответствует ли содержание учебного материала учебной программе, утверждённой Министерством образования и науки, по которой работает учитель? (Отбор произведений, теоретико-литературных, нравственно-этических понятий и др.)
  • Какие виды чтения используются? (Домашнее, выразительное на уроках, чтение учителя, чтение наизусть, в лицах, комментированное, чтение мастеров искусств и др.)
  • Как проводится анализ художественных произведений? (На основе текста изучаемого произведения, с опорой на впечатления от прочитанного.)
  • Как изучаются теоретико-литературные понятия, как включаются в активный словарь учащихся? (Освоение определений теоретико-литературных понятий, умение находить их в тексте произведения и определять стилистическую и идейно-содержательную роль.)
  • Как изучается биография писателя? (Освоение фактов жизни и творчества писателя, формирование представлений о его личности.)
  • Как формируются навыки устной и письменной речи учащихся? (Расширение словарного запаса, объяснение значений слов, проведение различных видов обучающих устных и письменных работ, наличие их системы.)
  • Как используется наглядность? (Печатный иллюстративный материал, видео- и аудиозаписи, информационные технологии.)
  • Как проводится контроль знаний? (Текущий, итоговый.)
  • Как осуществляется взаимосвязь обучения и воспитания, литературы и русского языка, литературы и других гуманитарных предметов?

Самоанализ урока напрямую связан с его подготовкой.

Если, готовясь к уроку, учитель прогнозирует его результат, то ему не сложно провести анализ своего урока: отметить, что получилось, что нет, выяснить причины.

Продумывая будущий урок, нужно учитывать, что учитель прежде всего организует чтение и изучение художественных произведений, развивает устную и письменную речь учащихся; в содержание предмета входят основные теоретико-литературные, нравственно-этические понятия, биографические сведения о писателях, историко-культурный комментарий.

Конечно, всё сразу в один урок вместить невозможно, да и не нужно. Учитель может выбрать любой методический вариант проведения урока по той или иной теме программы. Важно, чтобы методы, которыми он собирается воспользоваться, соответствовали содержанию учебного материала и возрасту учащихся.

Например, если ученики впервые знакомятся с биографией писателя, вряд ли получится беседа; подойдёт лекция с элементами беседы, формирующая представление школьников о личности писателя (в старших классах и об этапах творчества); можно организовать самостоятельную работу детей с фрагментами писем, дневников писателя, воспоминаний о нём современников, включить историко-культурные сведения об эпохе с помощью иллюстративного материала (печатные наглядные пособия, аудио- и видеосредства, компьютер и др.).

Стоит выбирать такие формы и методы обучения, которые позволят ученикам успешно освоить тот или иной учебный материал. Следует обратить внимание на то, что у опытных учителей, как правило, на уроке сменяются виды деятельности учащихся и в разных пропорциях от урока к уроку обязательно включается работа с текстом произведения, звучит устная речь детей, выполняются небольшие письменные упражнения.

Рейтинг@Mail.ru