Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2006

События и встречи

Трибуна

О необходимости изменений в проведении письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2005/2006 учебном году

В редакцию «Литературы» поступила демонстрационная версия комплекта экзаменационных тем, которая была предложена сотрудниками Московского института открытого образования (МИОО). В этом году в Москве будет проходить эксперимент по сдаче письменного экзамена по этим новым темам. Школа может заявить о своем участии в эксперименте — в случае, если эти комплекты окажутся для неё предпочтительнее федеральных. Темы выпускных сочинений неоднократно вызывали нарекания, но дальше критики дело обычно не шло. Сотрудники МИОО предложили свой, в чем-то альтернативный подход к выпускному сочинению. Думаем, что в предэкзаменационную пору имеет смысл его обсудить.

Общая негативная оценка тем выпускных сочинений за курс средней (полной) школы всеми заинтересованными сторонами, так или иначе причастными к выпускным экзаменам (выпускники, учителя-словесники, общественность, прежде всего родительская), убеждает в том, что необходима не коррекция и косметическое подновление комплектов тем сочинений, а коренное изменение идеологии проведения экзамена и оценки работ выпускников. Крайне критическое отношение учителей русского языка и литературы к современной форме проведения экзамена и их выступления с многочисленными предложениями (в том числе и в средствах массовой информации) позволяют говорить о готовности словесников к такого рода изменениям.

В последние годы выпускное сочинение превратилось в воспроизведение известного школьникам материала, а в отдельных случаях (сколько их — статистикой не учтено) к списыванию с многочисленных, в том числе и некачественных “подсобных материалов” (различного рода “золотые” и “серебряные” шпаргалки, различного рода литературоведческие или методические опусы). Выпускное сочинение сегодня — это экзамен только на память, на воспроизведение известного текста, а не самостоятельную деятельность выпускников. Такой экзамен снижает статус литературы как учебного предмета. Необходимо сделать экзамен по литературе проверкой читательских и речевых умений выпускников. Не проверка знаний через проверку умений, а возможность применить умения в незнакомой ситуации должна стать идеологической основой экзамена. Мировой опыт показывает целесообразность такого подхода.

Мы считаем, что для экзаменов за курс полной средней школы необходимо значительно больше, нежели это делается сегодня, привлекать родной для выпускников литературный материал. В курсе русской литературы московской теме, творчеству писателей-москвичей уделяется особое внимание. И поэтому вызывает сожаление, что существенный пласт работы московских словесников и выпускников московских школ остаётся невостребованным. Формировать патриотизм можно и нужно, начиная с любви к малой родине.

Опыт проведения выпускного сочинения в Москве в последние годы, особенно после создания Независимой экзаменационной комиссии, показывает, что требования, предъявляемые Министерством образования, не соответствуют уровню, направленности и структуре (профильные классы, гуманитарные лицеи и гимназии, классы с углублённым изучением предмета) литературного образования в школах столицы. Озабоченный таким положением дел Департамент образования города Москвы готов взять на себя проведение регионального эксперимента по:

  • формированию принципиально новых комплектов тем сочинений за курс средней (полной) школы;
  • подготовке учителей и школьников к экзаменам такого типа (издание пособий — печатных и электронных, проведение срезов по предлагаемым темам с целью их совершенствования и корректировки, проведение мастер-классов и так далее);
  • информированию общественности об изменениях в проведении выпускных сочинений.

Необходимо также существенно изменить идеологию другой формы итоговой аттестации — изложения: во-первых, в выборе предлагаемых текстов необходимо обращаться к таким, которые по самой своей природе несут определённую проблему и, во-вторых, позволяют давать задание по этому тексту как актуальную для выпускников проблему.

В проведении экзамена необходимо, оставив публичный (телевизионный) выбор тем, сведя его к минимуму (например, к пятнадцати), сделать сам комплект закрытым (опечатанные брошюры прислать в учебные заведения накануне экзамена) и вести целенаправленную подготовку в течение всего учебного года к экзамену по литературе как одиннадцатиклассников, так и учителей по демонстрационным версиям.

Демонстрационная версия комплекта тем экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2005/2006 учебном году

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Твой голос для меня и ласковый и томный…». Моё понимание стихотворения

Комментарий к теме. Предлагается тема по творчеству хорошо известного выпускникам поэта, но по незнакомому тексту, не включённому в Стандарт и в подавляющее большинство действующих программ; так проверяется сформированность читательских умений в новой для выпускника ситуации, умение создать собственный текст — интерпретацию чужого текста.

2. Рассказ В.П. Астафьева «Хвостик». Моё понимание рассказа

Комментарий к теме. Для самостоятельного истолкования предлагается рассказ одного из крупнейших современных писателей, обычно не изучаемый на уроках литературы; так проверяются не только собственно умения, формируемые в курсе литературы, но и понимание актуальности и художественных особенностей литературы последних десятилетий.

3. Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания содержания романа (IV глава третьей части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Комментарий к теме. Умение увидеть и сформулировать основную художественную идею произведения через призму одной сцены — ведущее читательское умение, которое постоянно формируется на уроках литературы, где постоянно обсуждается часть по отношению к целому; в отличие от традиционных локальных тем, связанных с анализом эпизода, такая тема ориентирует выпускников на целостное осмысление художественного произведения.

4. Моя точка зрения в споре критиков о Татьяне — героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В.Г. Белинский:

“Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.

Последние стихи удивительны — подлинной конец венчает дело! Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана именно отдана, а не отдалась! Вечная верность — кому и в чём? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освещаемые любовью, в высшей степени безнравственны…” (Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. 1845).

Ф.М. Достоевский:

“Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?.. Да, верна этому генералу, её мужу, честному человеку, её любящему, её уважающему и ею гордящемуся. Пусть её «молила мать», но ведь она, а не кто другой, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женою его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого?” (Пушкин: (Очерк). 1880).

Если вы не согласны ни с той, ни с другой оценкой, сформулируйте свой взгляд на проблему.

Комментарий к теме. Сопоставление противоположных точек зрения на одно произведение, на одну героиню позволяет выпускнику не только высказать собственную точку зрения, но и осмыслить, что стоит за высказываниями критиков, как их оценки общественно-исторически и нравственно обусловлены; такие темы наиболее, на наш взгляд, творческие и ёмкие.

5. Москва и москвичи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Комментарий к теме. Обращение к московской ментальности героев, их критике и тайному обаянию, возможность сопоставить современные и классические постановки комедии и в этом отношении высказать свою точку зрения делает работу выпускника над сочинением чрезвычайно интересной и творческой.

6. Булат Окуджава — поэт Москвы

Комментарий к теме. Возможность высказаться по творчеству поэта, чья популярность только увеличивается с десятилетиями, на московском материале, который изначально можно определить как “свой” для каждого нашего выпускника, позволяет написать сочинение в самых разных жанрах, в чём и заключается привлекательность этой темы.

7. Образы природных стихий по произведениям Н.В. Гоголя (или М.А. Булгакова)

Комментарий к теме. Тема требует от выпускника определённой литературоведческой и мировоззренческой культуры, умения переосмыслить в более крупном масштабе традиционную пейзажную тему как воплощение самих начал бытия, судьбы и воли, жизни и смерти; тема адресована выпускникам лицеев, гимназий, классов с углублённым изучением литературы, всем, для кого литература — любимый предмет.

8. “Художник, для того чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он всё нашёл и всё знает и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках” (Лев Толстой. Из дневника 19 декабря 1900 года).

Подтвердите или опровергните эту мысль на примере творчества одного или нескольких русских писателей.

Комментарий к теме. Тема, как и предыдущая, главным образом адресована хорошо подготовленным школьникам: её проблемность и, главное, свобода выбора материала, подтверждающая или опровергающая мысль Льва Толстого, позволяет определить истинный потенциал выпускника.

9. Мифы, легенды, притчи, сказки в художественном целом произведения (текст по выбору учащегося). Притча о воскрешении Лазаря

Комментарий к теме. Тема предполагает высокий уровень читательской квалификации, ключом к анализу служат межтекстовые связи.

Рейтинг@Mail.ru