Архив
Новое в школьных программах
Нина ТЕРЕНТЬЕВА
Нина Павловна ТЕРЕНТЬЕВА (1948) — доцент Челябинского педагогического университета, педагог дополнительного образования гимназии № 48. Статья написана в рамках проекта «Творчество А.Платонова в школьном изучении», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (№ 05-06-85606 а/У).
В статье приведены работы учащихся гимназии № 48 г. Челябинска.
Синквейн по «Котловану»?
Предлагаем вашему вниманию очень необычный материал. Он посвящён приёму, который редко применяется в школьной практике, но, как кажется, таит в себе большие возможности. Прежде всего, его хочется немедленно опробовать на уроках в младших и средних классах — к этому толкает его явно игровая природа. Но автор статьи убеждает нас и в том, что приём этот работает среди старших школьников, к концу 11-го класса уже устающих от однообразия наших (в основном рационально-аналитических) заданий, — и работает на весьма сложном материале.
При этом мы (как, надеемся, и автор статьи) прекрасно понимаем опасность увлечения подобными методическими ходами в старшей школе. Наверняка найдутся учителя, для которых подобные приёмы абсолютно неприемлемы. Хотелось бы услышать их мнение на этот счёт.
Думаем также, что идея делиться друг с другом небольшими методическими находками, “мелочами”, может оказаться очень полезной и плодотворной для нашего общего практического дела.
Синквейн — один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. “Сinq” во французском языке значит пять. Синквейн — это пятистрочная строфа. В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк:
1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка — синоним ключевого слова (существительное).
Способность резюмировать прочитанное, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления.
Обращение к синквейну с целью интерпретации учащимися повести А.Платонова «Котлован» не лишено риска. Одно из сложнейших для восприятия произведений русской литературы ХХ века — и сочинение из пяти строк? Есть ли какая-то целесообразность в использовании данного приёма?
Учащимся 11-го класса на заключительном этапе изучения повести было предложено написать синквейн с целью интерпретации смысла названия повести «Котлован». Итак, первая строка синквейна — слово котлован; вторая — два определения к этому существительному; третья строка включает три глагола; четвёртая — умозаключение, вывод к написанному выше; пятая — синоним к слову котлован либо слово, раскрывающее его смысл, образную оценку. Рассмотрим отдельные работы.
Котлован.
Глубокий, чёрный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом — рыть могилу.
Бездна.
(Анна С.)*
Синквейн обнаруживает понимание метафорического смысла названия повести.
Котлован.
Огромный, глубокий.
Копать, надеяться, умирать.
Надежда на светлое будущее.
Могила.
(Максим М.)
В работе акцентируется трагический диссонанс между утопической мечтой и реальными результатами строительства.
Котлован.
Сырой, бездонный.
Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель.
Земля растерзана фанатиками идеи.
Могила.
(Павел К.)
Котлован.
Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное — бездумная вера.
Крах.
(Елена Ю.)
Для авторов этих синквейнов особо значимым оказался мотив бездумного фанатизма, присущего сознанию тоталитарной эпохи. Очевидно понимание учениками глобальности социальной катастрофы.
Данные работы объединяет проникновение в смысл повести, её символику, осознание читателями строительства общепролетарского дома как духовного, социального тупика, трагическая оценка происходящего. Вместе с тем в каждом из сочинений обнаруживается индивидуально-личностное понимание смысла произведения. При всём лаконизме синквейны образны, метафоричны, эмоциональны, экспрессивны — черта редкая для сочинений старшеклассников. Очевидно, что синквейн явился способом “образного обобщения” (Н.Д. Молдавская), синтеза эмоционально-образного восприятия и понимания смысла повести.
Мы обратили внимание на то, что, интерпретируя смысл названия повести, учащиеся интуитивно обозначают понятия, сущностные для художественного мира Платонова. Например, это мотивы пустоты, тишины, безмолвия, которые в условиях школьного изучения повести не были предметом вербального анализа на уроках. К.Баршт, комментируя символику энтропии в творчестве А.Платонова, замечает: “Пустота вне человеческого тела в мире платоновского романа означает вовсе не отсутствие в нём вещества, но активную отрицательную энергетику мертвенности, интенсивно взаимодействующую с окружающей средой и гибельно действующую на человека”1. В синквейнах одиннадцатиклассников читаем:
Котлован.
Страшный, безысходный.
Зияет, поглощает, пугает.
Вызывает страх своей пустотой.
Бессмысленность.
(Юлия Т.)Котлован.
Долгий, тёмный.
Рыть, ждать, надеяться.
Пустой котлован заливает дождём.
Яма.
(Ксения Г.)
Неожиданная лексическая сочетаемость слов (долгий котлован, безысходный котлован) здесь кажется по-платоновски уместной.
Работа над синквейном активизирует воображение учащихся, в частности, рождение звуковых ассоциаций.
Котлован.
Тёмный, глубокий.
Планируют, копают, расширяют.
Свет и звук умирают внутри.
Могила.
(Ольга С.)Котлован.
Огромный, всеохватный.
Стучит, затихает, умолкает.
Странное ощущение сырости и тишины.
Безмолвие.
(Влада Д.)
В нескольких работах обозначен мотив тишины, хотя повесть посвящена будням великих строек. Мотив тишины — одна из форм авторской оценки. М.А. Дмитровская пишет: “Немота окружающего пространства соответствует его пустоте. Над пустыми пространствами царствует тишина, но это уже не тишина как «песня истины», а «сон мира», подобие смерти»”2.
Ученические работы убеждают в том, что “экзотический” синквейн оказался приёмом читательской интерпретации, адекватным художественному миру повести Андрея Платонова. В.Ю. Вьюгин, анализируя своеобразие рецепции творений писателя, заметил: “Всякая попытка зафиксировать в рациональном слове содержательно-формальное подобие платоновских произведений готова обернуться абстракцией. Метафора же, напротив, позволяет выразить его с завидной лёгкостью: особая плотность текста, символическая глубина и ёмкость косноязычия... Есть множество спасительных фигур, которые, никак не снимая покров с тайны, вновь и вновь к ней возвращают”3. Очевидно, синквейн является одной из таких “спасительных фигур”.
Отметим в заключение, что синквейн — одна из возможных форм читательской интерпретации произведения. Работа над синквейном не умаляет значимости сочинений на литературную тему традиционных видов и жанров.
Примечания
1 Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. С. 108.
2 Дмитровская М.А. Природа: язык и молчание (о миросозерцании А.Платонова) // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. С. 129.
3 Вьюгин В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). СПб.: РХГИ, 2004. С. 228.