Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2006

События и встречи

Новости и события

Январская литературная жизнь обычно так же взбалмошна и пестра, как новогодье, как святки. Из-за особенностей выпуска номеров и периодичности издания мы не можем, как прежде, оперативно откликаться на происходящее в мире книги и образования. Но некоторая вынужденная дистанция имеет и свои достоинства. Мы получаем возможность оценить событие уже не с газетной, а с журнальной, в какой-то степени исторической точки зрения. Отобрать факты, которые преодолели злободневность и претендуют на место в историко-культурной хронике.

ДЕБАТЫ

Очередной выпуск (23 января) известной информационно-аналитической программы «Тем временем» на телевизионном канале «Культура» её ведущий, литературовед Александр Архангельский посвятил теме «Судьба русского учителя: трагедия и слава». В студию были приглашены известные в педагогическом мире люди, среди которых заслуженный учитель России А.Н. Тубельский, член-корреспондент РАО А.М. Абрамов, директор Центра непрерывного математического образования, учитель И.В. Ященко, обозреватель сайта «Полит.Ру», учитель Л.Клейн. Но дело не только в лицах.

Словесники, кроме самого Архангельского, имеющего, в частности, диплом учителя литературы, не выступали, хотя обсуждавшаяся проблема прямо связана с вопросом о месте именно учителя литературы в системе современного школьного образования.

А.Архангельский начал с напоминания о суждении Бисмарка: Германию создал гимназический учитель. С этим можно согласиться, если снять положительный оттенок в оценке этого высказывания. Скончавшийся на исходе XIX века объединитель Германии, очевидно, имел в виду помощь, которую ему в этом его деле оказывали немецкие педагоги. Но менее чем через полвека эта же Германия, активнейшая участница двух мировых войн, лежала в руинах. И не забудем: отцом величайшего военного преступника ХХ века Генриха Гиммлера был потомственный учитель, директор Мюнхенской гимназии, специалист по классической филологии.

Вопрос не столь прост и не столь пафосен при этом. Участники передачи обсуждали социальное положение учителя (в дни её выхода в эфир — и подписания в печать нашей газеты — страну потрясли сообщения о том, что из-за чиновничьей безответственности срывается доплата учителям за классное руководство — убогая при этом доплата, ничего в принципе не решающая… но даже здесь!). Был поднят вопрос об особом статусе учителя в современных условиях — он становится не столько ретранслятором знаний (для их получения сейчас есть более ёмкие и прогрессивные формы), как особого рода воспитателем, своеобразным духовником для учеников.

В передаче сказали несколько добрых слов о Марафонах нашего Издательского дома, но, к сожалению, так и не прозвучала во весь голос главная, фундаментальная проблема современного образования, разрешение которой, собственно, и положено в основу деятельности ИД «Первое сентября».

В конце концов при должной политической воле может случиться и это чудо: будет поднят социальный статус учителя, существенно улучшено его материальное положение. На это не потребуется много времени, но сие будет лишь маленьким чудом.

Чудес не будет при разрешении главной проблемы: как научить учителя? Кто его будет учить? И каким образом — после того, как он закончит свой пединститут (или, как теперь принято называть — педуниверситет)?!

Хорошо, что телевидение обратилось к проблемам образования (в день сдачи номера по Первому каналу прошло соответствующее ток-шоу Максима Шевченко «Судите сами» с участием А.А. Фурсенко). Но, как все понимают, такие проблемы решаются не на ток-шоу, и Фурсенко появляется на голубом экране не для их решения.

Уже много лет мы стремимся сделать «Литературу» реальной трибуной для реального обсуждения реальных проблем школьного литературного образования. Власть, чиновники вынуждены будут услышать ваши голоса. Мы дадим вам слово.

Но взять его должны вы сами!

ВЫСТАВКИ

В уникальных, полезных выставках, связанных с литературой, в России, к счастью, недостатка нет, и нам остаётся только своевременно о них сообщать, а читателям находить возможность их посетить. А поскольку выставки открываются не только в Москве, мы надеемся, что найдутся добровольные корреспонденты «Литературы» (в том числе школьники), которым захочется о них рассказать — разумеется, так, чтобы стало интересно всем.

До 15 марта в Государственном Историческом музее (Красная площадь, 1/2; тел. 692-37-31) проходит психологически очень интересная выставка «Золотые дети» — детский европейский портрет XVI–XIX веков. Изображения маленьких аристократов, как правило, принадлежат кисти неименитых, неизвестных ныне живописцев, но, может быть, именно им, не очень одарённым ремеслом, но старательным, особенно выразительно удалось передать экзистенциальную драму детства, которую переживают не только социально обделённые дети. Но и о них, социально обделённых, побуждает размышлять эта непростая, но воспитывающая выставка. Жаль только, что закроется она до начала школьных весенних каникул.

В Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10; тел. 951–13-62) две интересных выставки — юбилейная, представляющая творчество Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897), “автора одной картины” — «Грачи прилетели» (до 12 марта) и Графика в собрании Павла Михайловича Третьякова» (до 15 апреля).

В Литературном музее (Трубниковский пер., 17; тел. 202-44-94) до 29 марта продолжится представительная выставка «Александр Блок. Андрей Белый. Двойной портрет на фоне эпохи».

ПРЕМИИ

Литературных премий в России много. И это хорошо. Однако премию гораздо проще учредить, нежели сделать её профессионально весомой, традиционной, общественно признанной.

Так, наша редакция провела уже более пятнадцати награждений лауреатов конкурса «Я иду на урок», и мы надеемся, что это профессиональное состязание словесников приобретает в педагогической среде определённый авторитет. Уже трижды мы награждали дипломом газеты «Литература» Издательского дома «Первое сентября» одного из победителей финала Всероссийской олимпиады школьников по литературе, избирая, на наш взгляд, наиболее творчески, художественно одарённого старшеклассника.

Надеемся и в этом году продолжить своё премиальное дело: обсуждаем вопрос учреждения премии газеты «Литература» за лучшее художественное произведение года. Причём победителя будете выбирать вы, читатели — учителя литературы и ваши ученики.

Теперь об известных литературных премиях, вручённых в январе.

В московском Доме-музее Марины Цветаевой состоялся вечер, где были названы лауреаты двух премий, учреждённых журналом «Новый мир».

Премию имени Юрия Казакова за лучший рассказ 2005 года получил молодой прозаик Александр Иличевский (его рассказ «Воробей» опубликован в седьмом номере «Нового мира»). Среди финалистов — Ильдар Абузяров, Юрий Горюхин, Денис Осокин, Сергей Солоух. Обратите внимание: у рассказа в наше динамичное время — всё больше читателей-почитателей.

Если Премия имени Юрия Казакова даёт лауреату и финалисту финансовую поддержку, то другая заметная награда «Нового мира» — поэтическая премия «Anthologia» — безденежная, что, впрочем, для поэзии совсем не недостаток: стихи не кормят. Трём новым лауреатам «Антологии» — поэтам Марии Галиной, Бахыту Кенжееву и Юрию Кублановскому — вручили художественно выполненные дипломы и по букету роз. И пятидесятипятилетний лауреат Кенжеев сделал то, что вновь подтвердило его истинно поэтическое мироощущение: передал букет своей маме, пришедшей, по счастью, на торжество.

СТЕНД

В рамках нашей рубрики не можем не обратить внимание на оригинальную статью Евгения Шталя — известного читателям «Литературы» хранителя фондов Хибинского литературного музея Венедикта Ерофеева — «От Тохтамыша до Жданова: Литература в годы Собаки, или Годы Собаки в литературе» (EX LIBRIS: Литературное приложение к «Независимой газете». 2006. № 3, 26 января; www.ng.ru).

Автор проделал в общем-то простую вещь: составил список литературных событий, начиная с XI века, происшедших на европейском и американском континентах в Годы Собаки (забавно, но Азия, откуда к нам, собственно, эта Собака и пришла, в расчёт не берётся).

Получилось и занимательно, и методически эффектно: помогает усвоению фактов истории литературы.

ОФИЦИОЗ

Ректором Литературного института имени А.М. Горького избран доктор филологических наук, профессор Борис Николаевич Тарасов, на протяжении многих лет заведующий здесь кафедрой зарубежной литературы. А наши читатели знают его как автора статей о творчестве Достоевского, книг о Паскале и Чаадаеве в серии «ЖЗЛ». Институт, вокруг которого всю осень 2005 года гремели поучительные скандалы (см. www.forum.ogoniok.com/3cdc6b97-0eb4-1be4-9ffb-27f25348bb8a; www.litrossia.ru/archive/177/points/4389.html), сделал наконец свой, надо полагать, достаточно взвешенный выбор. А мы надеемся, что литературовед Б.Н. Тарасов и впредь останется нашим автором.

КОНФЕРЕНЦИИ

Здесь мы сообщим о грядущих научных конференциях, в которых наши читатели могут участвовать или, во всяком случае, пользоваться опубликованными результатами обсуждённого на них.

24–25 февраля в Твери кафедра истории русской литературы Тверского государственного университета и кафедра литературы Коломенского государственного педагогического университета проводит конференцию «М.Е. Салтыков-Щедрин и ХХ век», посвящённую 180-летнему юбилею писателя. Будут обсуждаться и проблемы изучения наследия этого великого художника слова в школе.

Справки по телефону: (8422) 36-06-88; e-mail: enstroganova@rambler.ru

29–31 мая в Москве Российская Академия наук, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт философии РАН, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский государственный социальный университет, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Российский фонд культуры к 150-летию со дня рождения великого русского мыслителя проводят Международную научную конференцию «Наследие В.В. Розанова и современность».

Среди тем и проблем, выносимых для обсуждения на этом авторитетном научном собрании, — педагогические воззрения В.В. Розанова; изучение наследия В.В. Розанова в школе и в системе высшего образования.

Заявки для участия принимаются по электронной почте: chiorny@inion.ru или по адресу: 117418, Москва, Нахимовский проспект, 51/21, ИНИОН, Оргкомитет конференции «Наследие В.В. Розанова и современность».

Рейтинг@Mail.ru