Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Валентина Антипина. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 1930–1950-е ГОДЫ. М.: Молодая гвардия, 2005. 408 с. (Живая история: Повседневная жизнь человечества). |
||
Рюдигер Сафрански. ГОФМАН / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. В.Д. Балакина. М.: Молодая гвардия, 2005. 383 с. (Жизнь замечательных людей). |
Прошло уже почти двадцать лет, а всё помнится разочарование, досада, попросту тоска, которые испытала, вначале прочитав пьесу Владимира Войновича и Григория Горина «Кот домашний средней пушистости», а потом посмотрев фильм «Шапка». И пьеса вышла искромётная, что и неудивительно при соприкосновении с кошачьей шерстью, и кино замечательное, да только жаль было, что окончательно разрушился в моих глазах образ писателя-витии, возвышенного над суетными страстями земного мира, богатыря духа, укротителя позывов бренной плоти. И то понималось, что изображают сатирики и актёры не просто писателей, а писателей советских, и то помнилось, что Пушкин ещё возвестил в стихах (“Пока не требует поэта…”) и в прозе (“Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе”). Но всё же… И даже когда додумалась, что причина лишь в том, что я попросту повзрослела и освободилась наконец от школярского восприятия личности писателя, легче не стало. Ибо следом возник вопрос: а как надо представить писателя детям, чтобы не было потом разочарований, чтобы было не по-школярски, без пресловутого хрестоматийного глянца? Проблемы, которые и обозначены в этом номере «Литературы» в статьях замечательного методиста Т.Ф. Курдюмовой и С.В. Волкова.
Наверное, немало полезного здесь могут подсказать рецензируемые книги. Первая из них, вышедшая в новой, но уже обретшей заслуженную известность “молодогвардейской” серии «Живая история: повседневная жизнь человечества», поистине уникальна. Валентина Антипина взялась за исследование материальных обстоятельств, условий жизни и быта писателей Москвы, а также Ленинграда и областных городов в 1930–1950-е годы, то есть в период расцвета горьковско-сталинского социалистического реализма. Куда там Войновичу с Гориным, хотя, конечно, по времени они были первыми.
Вместе с тем В.А. Антипина пишет всё же не социальный гротеск (это уж как получается), а на строго архивно-документальной основе (в книге список источников и литературы на уровне солидной академической монографии) исследует, по сути, бытовую сторону профессиональной деятельности тех, кого мы привычно называем советскими писателями. Среди её персонажей не только мелкотравчатые щелкопёры и ловкие приспособленцы, но и признанные таланты — Михаил Зощенко, Александр Фадеев, Павел Васильев, Всеволод Иванов… Особое место в книге занимает часть «В период Великой Отечественной». Приводящиеся именно в ней разнообразные факты противостояния жизни и смерти позволяют прийти к, возможно, оптимальному варианту учебно-методического подхода к писательской биографии: поскольку главным для нас остаются произведения писателя, всё и должно быть подчинено раскрытию именно их содержания.
Тогда и самые экстравагантные обстоятельства создания того или иного шедевра, самая скандальная манера поведения их автора будет понятнее школьнику.
В связи с вышеназванными проблемами возникает также вопрос о том, как быть с биографическими книгами писателей и о писателях, например, из той же серии «ЖЗЛ», успешно развивающейся в последние годы?
Они явно не рассчитаны на подростков, но практически каждая из них предложит своё, заветное любому словеснику. Так, в книге немецкого писателя Рюдигера Сафрански об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане биографическая канва жизни гения мирового романтизма неразрывна с хитросплетениями как исторических обстоятельств, в которых он жил, так и книг, которые он писал. Сафрански явно стремился к тому, чтобы стиль его повествования вошёл в унисон с литературной традицией: при чтении книги вспоминаются сочинения Шлегелей, Жан Поля, Ваккенродера. Уже одно это требует вдумчивого чтения, вкуса к хорошо написанному. Но и определённой читательской, гуманитарной культуры, которой, к сожалению, не обладают даже многие взрослые. Подавно нет её у детей — попросту из-за отсутствия жизненного опыта. Однако даже такая изысканно сделанная биография не должна отпугивать.
Освоившие эту книгу непременно обретут в своём сознании некоторые новые представления. Так, мне, например, жизнь Гофмана увиделась на фоне катаклизмов французской революции и наполеоновских войн (не говоря уже о том, что писатель родился и вырос в нынешнем Калининграде — Кёнигсберге). А это даёт возможности разглядеть новые черты, порой поразительно знакомые, в причудливых образах, созданных его фантазией.
Находя линии сближения биографии писателя с миром, уже известным школьнику, оборачивая в свою педагогическую сторону даже сложные подробности (например, роковую болезнь Гофмана или приспособленчество совписов), учитель всегда придёт к успеху, который вовсе не обязательно должен быть незамедлительным.