Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2006

Архив

Учитель об учителе

Сегодня в разных городах страны очень популярны конкурсы среди молодых учителей. Их цель — стимулирование профессионального роста молодых специалистов, поощрение их творческих усилий, аккумулирование и распространение педагогического опыта.

Одним из этапов таких конкурсов становится рассказ учителя о себе, о своей профессиональной деятельности, методах, подходах, целях и путях их достижения. Сделать такой самоанализ непросто: он требует взгляда на себя со стороны, способности к рефлексии, обобщению. Но без такой работы учитель не может двигаться вперёд.

Коллеги из Санкт-Петербурга прислали нам удачный опыт такого “рассказа о себе”, представленного на районном конкурсе педагогических достижений молодой учительницей гимназии № 205 Верой Васильевой. Вот что пишет в своём сопроводительном письме Светлана Эрленовна Берестовицкая, методист НМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга:

“Мы с трудом уговорили Веру Леонидовну участвовать в районном конкурсе педагогических достижений. Четыре этапа, требующие времени, сил, нервов: написать самоанализ педагогической деятельности, выступить на круглом столе, дать открытый урок сначала в своём классе, потом в чужом... Первый этап конкурса требует от учителя умения обобщать, систематизировать, анализировать свою работу, видеть её цели, понимать сверхзадачу своей деятельности. Пять страниц самоанализа не всегда оказываются по силам и опытным учителям, многим требуется помощь завуча, научного руководителя. Вера Леонидовна великолепно справилась с этой работой сама.

В этом году я стала районным методистом по конкурсу педагогических достижений, поэтому знакомлюсь с творческими работами всех конкурсантов. Мне кажется, лучшие из них достойны того, чтобы быть опубликованными. Особенно это касается работ молодых учителей из номинации «Педагогические надежды». И дело даже не в том, что в них есть новые, интересные методические идеи, приёмы, находки, они действительно дают надежду — если такие учителя остаются в школе, у неё есть будущее”.

Публикуем фрагменты из “рассказа о себе” Веры Васильевой.

Вера ВАСИЛЬЕВА


Творческий автопортрет молодого учителя

Репродукция с картины Н.Г. Жашкова «Девушка с книгой» (1950-е гг.; www.nasledie.gelos.ru/20century).

Ради чего я работаю в школе?

Пожалуй, прежде чем рассказать об этом, каждый учитель должен определить для себя, а что же такое “школа”: здание, куда ты приходишь на работу — или жизнь, с её ошибками и удачами, взлётами и падениями?

Мне думается, что школа в жизни любого учителя и ученика должна быть местом

…куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, добрым, нежным и злым,
Еле живым…

местом, “где забудешь о плохом”, — вот что я понимаю под словом “школа”.

Всё это написалось очень легко, однако ответить на вопрос “для чего?” по-прежнему сложно. Наверное, до этого конкурса я никогда так прямо его перед собой не ставила.

Я пришла в школу почти сразу после института, потому что мне было интересно: “А что это значит — работать в школе?” Сначала было немного страшно, особенно когда впервые встречалась с классом. Кто они, эти “инопланетяне”, которые смотрят “другие” мультфильмы, слушают “другую” музыку, находят себе “других” кумиров, — ведь десять лет разницы — это и мало, и в то же время неимоверно много.

И вот тогда-то, в эти первые дни, я поняла, что половина успеха в дисциплине — это знание детских имён. Называя их Петями, Машами, Егорами, ты уже протягиваешь к ним очень важную ниточку доверия.

Каждый человек в душе очень раним и жаждет любви и теплоты от других — это моё твёрдое убеждение, с которым я пришла в школу и в котором до сих пор не разочаровалась. В наше время уже банальными кажутся слова “старайтесь видеть в людях хорошее”, но ведь это действительно стоит делать. Ты получишь взамен ровно столько, сколько отдашь сам. И дети тянутся тебе навстречу, радуются счастью поговорить, поделиться своими открытиями, огорчениями, ведь, как оказалось, дома с детьми общаются очень немного. А где, как не на уроках литературы и русского языка, говорить о важных понятиях в жизни каждого из них и всего человечества, соединять эпоху с эпохой и самое главное — учить понимать окружающий нас мир с его законами и противоречиями.

Должна признаться, что именно это — дать почувствовать себя гармонично в общении, в работе, в дружбе и любви — ставлю я для себя самой основной целью в работе с детьми. Поэтому очень часто на уроках мы работаем в малых группах, в парах. Дети учатся слушать других, находить компромиссы, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. Очень часто мы обсуждаем в группах темы прочитанных книг, сопоставляем иллюстрации и тексты, выявляем закономерности в правилах по русскому языку (“Что объединяет слова, написанные на доске?”, “По какому принципу они сгруппированы?”), делаем графические схемы, рисунки.

Конечно, иногда очень сложно прийти к единому мнению: случается, что кто-то остаётся на “особом положении”, но ведь это естественно, так как каждый человек индивидуален. В такой ситуации группа начинает выступление со слов: “У нас мнения разделились...” — и тогда каждая сторона объясняет свою позицию. Все варианты я записываю на доску, и в ходе дальнейшего анализа мы постоянно сверяем свои новые мысли с уже написанным. С чем-то соглашаемся, что-то опровергаем, но ведь это и есть процесс поиска знаний, нахождение оптимальных решений.

Иногда случаются удивительные для детей открытия. Совсем недавно мы с 6-м классом анализировали стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину». Я рассказала о встрече в Михайловском, о декабристах, мы выразительно прочитали стихотворение наизусть, поговорили о тропах. Но я всё время чувствовала, что чего-то на уроке эмоционально не хватает, и тогда решила схитрить: попросила написать слово “друг” и провести от него восемь стрелочек. Затем с одной стороны попросила записать, что значит “друг” для тебя, а с другой — кем был “друг” для Пушкина. Отправной точкой должно было стать стихотворение «И.И. Пущину».

Обычно подобные задания я делаю с ребятами вместе — на доске, ведь мы с ними тоже должны отлично понимать друг друга. Но на этот раз я заполнила лишь одну сторону:

Затем я предложила им подумать и объяснить, о себе или о Пушкине написала я. Меня порадовало, что мнения разделились, но, подтверждая каждое слово текстом стихотворения, мы всё-таки выяснили, что речь здесь могла идти и о Пушкине, и обо мне. Очень многое из записанного на доске совпало с записями самих ребят. Так мы перебросили мост из века XIX в век XXI и преодолели непонимание, которое так напугало меня вначале.

Да, как бы нам, взрослым, ни хотелось, но дети всё равно продолжают жить своей жизнью, часто такой далёкой от того, что они слышат на уроках. Любой учитель должен стремиться сблизить эти две, казалось бы, несовместимые для детей вещи — знания и жизнь. Поэтому иногда, “забыв” о программе, я следую за их мыслями, впечатлениями. “Я не пройду с ними сегодня наклонение глагола, зато мы проживём этот урок, размышляя, споря и открывая что-то новое и для них, и для меня” — так или примерно так подумала я 26 октября, когда увидела восторженные глаза ребят, неустанно следящие за первыми порхающими за окнами снежинками. “А в этом году снег выпал на день позже, чем в прошлом”, — заметила стоявшая рядом со мной Женя. Оказывается, для детей это не просто “осадки в виде снега”, а начало новой “зимней” жизни. А я уже совсем забыла об этом.

Как надо было поступить: давать урок по плану или пойти вслед за детьми, их мыслями и чувствами? Я выбрала последнее. Конечно, урок был не написан, но цель родилась сама собой: “Учить выражать свои чувства и эмоции”. Окончательно разбудить фантазию ребят мне помог сам снег. Я разрешила всем подойти к окнам, и несколько минут мы в полной тишине оставались каждый наедине со своими мыслями и чувствами. Затем я попросила подобрать как можно больше эпитетов к слову “снег”. “А можно сочинять метафоры и сравнения?” — сами попросили дети. “Конечно”, — согласилась я. Таинственное зелье в котле заварилось, но что будет, ещё никто не знал.

Мы читали, искали новые образы и вновь смотрели на снежный вальс за окном. Вспоминали о радостях, которые приносит зима, о Новом годе с подарками от Деда Мороза, “в которого мы давно уже не верим”. “Ну давайте уже писать стихи!” — наконец нетерпеливо воскликнул Никита. До сих пор ярко вижу взволнованные, праздничные лица ребят, включила тихую и лёгкую мелодию, и дети начали творить…

Сонный снег шёл за мной,
Еле-еле заметной тропой.
“Почему снег сонный?” — спросите вы,
Потому что сонными были мы…

Поедая незаметно землю,
Он как будто пел песню.
“Зачем?” — спросите вы.
Чтоб его слышали мы…

Здесь были и сказки, и стихи, и пейзажные зарисовки, но главное — во всём этом билась сама жизнь. Жизнь, соединённая со знанием.

Больше всего в таких уроках мне нравится то, что дети не боятся говорить искренне. А ведь кто как не взрослые знают, как сложно говорить о своих сокровенных мечтах, воспоминаниях. Как ни странно это может показаться, но дети тоже очень любят вспоминать. Оказалось, что в их головах есть место не только шалостям, играм и мечтам о будущем.

Я вспоминаю…

Я вспоминаю осенний листопад. Как листья разноцветные падали с лёгкостью на землю, и покрывалась земля золотым ковром. Но было грустно где-то в душе, что птицы улетали и скоро наступит зима. И вся эта красота покроется лёгким и серебристым снегом. И тогда…

Эту миниатюру написала пятиклассница в феврале во время игры “по станциям”, проходившей на Неделе русского языка.

Скучная осень

Вьюга била по щекам колючим снегом. Хорошее настроение исчезало под снегом вместе с землёй. Снег носился, как рой маленьких пчёл, покрывающих белым ковром всё вокруг. Шарф удавкой стягивал шею, шапка лежала на голове, как медуза. Солнце спряталось за злые тучи. Я до сих пор не понял, что пришло: зима или осень…

А это уже шестиклассник. Сколько почти взрослой философии в этих коротких, но ёмких фразах!..

Хочется рассказать ещё об уроках внеклассного чтения. Они всегда проходят в виде соревнований команд. Я заранее составляю цепочку вопросов для викторины, которые чередуются с различными заданиями (“чёрным ящиком”, конкурсом капитанов, пантомимой, логическими цепочками и др.). Дети всегда охотно включаются в такую работу. В конце мы подсчитываем баллы — все получают “5” за урок, а победители ещё и маленькие призы (открытки, закладки, конфеты…).

Мне кажется, что надо обязательно устраивать детям своеобразные уроки-праздники, когда традиционные уроки обобщения и повторения превращаются в ролевые игры, в соревнования, в игры по станциям, в творческие зачёты. Именно здесь у детей появляется реальная возможность попробовать себя в роли “составителей учебников”, конструкторов, актёров, проявить свой огромный, но редко востребованный на традиционных уроках творческий потенциал. И тогда вопрос уже стоит не об оценках, а о том, что каждый из них может и умеет.

Да, я за демократические отношения между учителем и учащимися. Надо давать свободу творчества и поиска, но учитель всё равно остаётся негласным лидером, способным в любой момент восстановить порвавшуюся логическую нить или несколькими словами изменить ход всего урока. Конечно, на деле иногда случается всякое, бывает, что не я, а дети подводят меня к новым открытиям. Но разве это не то, к чему надо стремиться, ведь учебный процесс должен быть двусторонним. Уча их, я учусь сама.

Мне нравится, когда дети спорят, ведь, как известно, в споре и рождается истина. Спорят друг с другом, спорят со мной, и часто я в чём-то уступаю, так как невозможно вырастить “победителей” только на чужих авторитетах. А растим мы детей и учим прежде всего для будущей, взрослой жизни — частной жизни каждого из них и жизни всей нашей страны в целом. Как сложатся их судьбы, покажет время, но пока они просто играют, мечтают, а я стараюсь поддержать и подкрепить их мечты, дать им умения и навыки, которые им обязательно пригодятся в жизни.

А в завершение своего рассказа мне хотелось бы добавить (хотя, наверное, с этого надо было начать), что без тех людей, которые работают со мной в одной школе, я не сделала бы и половины задуманного. Чтобы никого не обидеть, я не буду называть здесь имён, но, оглядываясь назад, я отчётливо понимаю, что без помощи, а иногда и снисходительности коллег по кафедре и администрации мне намного сложнее было бы добиться высокой детской оценки моей работы.

Рейтинг@Mail.ru