Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Р.И. Альбеткова. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: Книга для учащихся 7–11 классов. М.: Дрофа, 2003. 160 с. («За страницами школьного учебника»). Р.И. Альбеткова.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
ЛИРИЧЕСКОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
Книга для учащихся
7–11 классов.

М.: Дрофа, 2003. 160 с.
(«За страницами
школьного учебника»).

Пособие создано в жанре, который условно можно определить как “книга для чтения по литературе”, жанре, уже имеющем славную традицию — вспомним знаменитые работы Н.Г. Долининой, Е.Г. Эткинда, Ю.В. Манна, благодаря которым многим посчастливилось войти в мир литературы.

Будем надеяться, что, несмотря на своё строгое заглавие, книга известного методиста Розы Ивановны Альбетковой также привлечёт внимание читателя-школьника. Ибо заглавие строгое, но точное: приходится с сожалением признать, что учиться читать современный школьник не хочет, да и — что гораздо хуже — не любит.

Может быть потому, что, заметил французский педагог и писатель Даниель Пеннак, “глагол читать не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с другими: любить…мечтать…”. Однако если читатель всё-таки заглянет в эту книгу, он убедится: никакой назидательности в ней нет. Автор очень хорошо понимает: задача, стоящая перед учеником, чрезвычайно сложна и отнюдь не только прагматична. Она эстетическая в высшем смысле этого слова. Понимание стихотворения — это не просто описание своего восприятия (как часто в школьной практике анализ лирического текста сводится именно к этому!), о понимании свидетельствует только интерпретация. Ненавязчиво автор показывает, как объяснить, и прежде всего самому себе, смысл прочитанного стихотворения, то есть его истолковывать. Путь, по которому предлагается пройти ученикам, очень показателен. «От слова к образу», «От композиции к смыслу», «От стиха к мысли», «От темы к идее» — вот названия главок, читая которые ученик увидит “известное в знакомом”.

Его вниманию предлагаются уже изученные произведения: «Узник» Пушкина, «Зелёный шум» Некрасова, «Утро» Никитина. Постичь новое ученику помогают теоретико-литературные понятия, введение которых предваряет собственно разговор о конкретном художественном тексте. Ведь понятие — и это отчетливо сознает Р.И. Альбеткова — потому и понятие, что помогает понимать. Вместе с автором ещё и ещё раз вчитываясь в уже знакомые строки, ученики постигают слова Гоголя, вынесенные в эпиграф одного из разделов: “Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица”…

Самый большой раздел пособия — «Читаем классику» — открывается вопросом, предложенным ученику: зачем многие перечитывают произведения классиков? Что они (эти произведения) могут сказать современному читателю? Вопросом отнюдь не риторическим: на него думающий подросток, вслед за автором читая стихотворения, получает ответ. Возможно, этот ответ его не удовлетворит, возможно, он с ним согласится, но произойдёт самое главное: школьник будет думать над произведением и размышлять над тем, что оно значит для него лично.

Отмечу здесь же: круг авторов достаточно хрестоматиен (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, А.К. Толстой, Бунин, Гумилёв, Заболоцкий, Пастернак, Ахматова), поэтому пособие может быть использовано как в самостоятельной работе ученика, так и на уроке-практикуме, вне зависимости от того, по какой программе изучается литература.

Заключительный раздел «Проверьте себя» пригоден, кроме того, и для самоконтроля. Он построен достаточно просто: предлагается стихотворение, а после него следуют вопросы и задания, которые помогут ученику дать интерпретацию лирического текста.

Пособие также окажется полезным и для учителя: здесь словесник найдёт много интересных наблюдений над стихотворным текстом, освоит актуальные модели вопросов и заданий, книга поможет ему организовать групповую работу на уроке. В итоге педагог действительно сможет научить своих учеников читать лирическое произведение.

Елена РОМАНИЧЕВА
Рейтинг@Mail.ru