Я иду на урок
Школа в школе
Оксана МОСКАЛЕНКО
Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»
Подготовительный этап
Урок «Поэтика сновидений» я всегда предваряю уроком «Роль и место эпизода в художественном тексте», на котором в качестве образца разбора мы берём эпизоды из «Преступления и наказания» (например, «Раскольников на Николаевском мосту»).
После этого урока теории по анализу эпизода и совместной с учителем попытки проанализировать конкретный эпизод самостоятельно урок по сновидениям в романе проходит более осознанно. Ребятам уже легче видеть сюжетные и идейные цепочки от эпизода ко всему роману в целом, им виднее детали, штрихи. Этот своеобразный блок из уроков по анализу эпизода и снам Раскольникова завершает домашнее сочинение по одной из трёх тем на выбор:
- «Соня и Раскольников читают Евангелие»,
- «Встреча Раскольникова и Мармеладова в распивочной»,
- «Роль эпилога в романе».
Ход урока
Жизнь есть сон.
Кальдерон
Дадим примерную схему разговора, вопросов и ответов, выделяя курсивом то, к чему стоило бы, на наш взгляд, привести учеников. Начать можно с небольшого вступления о теме сна в литературе разных эпох. Вот один из вариантов.
— С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и литературе. Гомер различает вещие и ложные сны. Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.
В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:
Мы сами созданы из сновидений,
И эту нашу маленькую жизнь
Сны окружают…
Романтикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова (особенно в стихотворении «Сон», которое, кстати, любил Достоевский). Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского «Светлана».
После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.
— В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?
(Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров.)
Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.
— Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?
(Сны Отрепьева в «Борисе Годунове» — ему снится падение с высоты; мотив падения с высоты в метафорической форме входит и в «Пиковую Даму», где Германн оступается и падает со ступенек у гроба старухи; сон Германна с видением старухи.)
— В чём особенности использования снов в творчестве Гоголя?
(Сновидения у Гоголя ещё более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он вставляет одно сновидение в другое, как матрёшки. Гоголевское влияние на Достоевского в области передачи сновидений было, по всей видимости, определяющим*.)
Исследователь творчества Достоевского М.М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.
Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познаёт себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.
У Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живёт стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.
Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведём сжатый анализ сновидений в романе «Преступление и наказание».
1. Сон о забитой лошади
— О чём этот сон? (Краткий пересказ.)
Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».
Читается отрывок из стихотворения Некрасова.
— В чём различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?
(У Некрасова рассказчик — посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского — детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)
— А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?
(Детство героев.)
— Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?
(Идиллии барского детства в сонной Обломовке противопоставлена другая провинция и другое детство — темнота, варварство, жестокость.)
— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?
(Кабак и церковь.)
— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?
(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи — следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)
— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?
(Кабака он страшится, а церковь любит…)
— Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?
(Было письмо матери —> в нём рассказ о Дуне —> свадьба Дуни (намёк на венчание, то есть на церковь) = жертва Дуни = жертва Сони —> цена и сущность сострадания.
Церковь — это ещё и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.
И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он расколот надвое.)
— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого? Каковы точки соприкосновения?
(1. Когда Раскольников “идёт на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную телегу с ломовой лошадью и какого-то пьяного.
2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” молитвы у отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)
— Какова роль этого эпизода в романе?
(Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям — Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)
2. Сон о повторном убийстве старухи
— Перескажите (кратко) этот сон.
— Проанализируйте звуковую палитру сна… (тишина — смех).
— Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?
(Подмигивающая в гробу графиня и подмигивающая пиковая дама на карте в «Пиковой Даме».)
— Раскольников бьёт эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?
(Толпы народа, молча глядящие на него.)
— Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?
(«Борис Годунов» — троекратный вещий сон Отрепьева с массами народа на площади, осмеянием самозванца и его падением с высоты.)
— Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?
(Внутреннее поражение Раскольникова и предчувствие всенародного осуждения и позора. Герой подсознательно понял, что он — не Наполеон. И этот сон повлияет на его дальнейшее поведение.)
3. Последний сон Раскольникова о трихинах
— Как вы считаете, почему этот сон называют “философским” итогом романа? (Краткий пересказ.)
— Что привело человечество к гибели?
(Отказ от общих критериев истины, от сверхличного морального единства.)
— Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?
(Этот сон — единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвёл решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла своё логическое завершение — отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведёт за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.
Достоевский даёт возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности — к этической действительности, к воссоединению с народным бытием.)
Имеет смысл вести на доске опорный конспект урока. Выглядеть он может так.