Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2006

Архив

Задание со звёздочкой *

Уважаемые коллеги!

На последней странице нашей газеты в этом году вас будет ждать новая рубрика — «Задание со звёздочкой*». Здесь мы намечаем печатать задания и вопросы, рассчитанные на учеников, интересующихся нашим предметом более широко, чем это предполагают школьные рамки. Такие ученики, как правило, находятся в каждом классе и постоянно требуют к себе особого внимания. Наши уроки часто рассчитаны на “середнячка”, а сильным ребятам бывает скучно. У учителя далеко не всегда есть время для того, чтобы выдумывать индивидуальные задания именно для них. Мы надеемся, что наша рубрика окажется полезной прежде всего в этом отношении. Кроме того, эти задания можно использовать для организации факультативов, олимпиад и конкурсов по литературе (и шире — словесности), предлагать как индивидуальные исследовательские темы. А может быть, при достаточной подготовке класса, они лягут и в основу отдельных уроков.

Все публикуемые задания будут сопровождаться разбором — это позволит учителю сэкономить время на их “решение”. При желании можно попытаться выполнить задание самостоятельно, а затем сравнить полученные результаты с разбором. Конечно же, задания по литературе отличаются от заданий в точных науках — у них часто не бывает одного верного ответа. Вы можете в чём-то не согласиться с нашим разбором, предложить свой вариант размышления. Так и должно быть: ведь гуманитарная мысль — это мысль о мысли. Надеемся, что наши задания помогут возникнуть таким “мыслям” и у вас, и у ваших учеников.

Естественно, что подобная рубрика может существовать только при вашей заинтересованности и постоянной поддержке. Присылайте нам свои задания, которые вы уже опробовали в практике преподавания.

Авторы самых интересных заданий по итогам года будут награждены специальными призами.

Задание

В XV главе второй части второго тома романа «Война и мир» есть такой фрагмент: “Он [Николай Ростов], после проигрыша Долохову… решился… служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, то есть прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным”. Как видим, слово в миру выделено курсивом. Как вам кажется, почему? Что означает эта падежная форма? В каких формах ещё встречается слово “мир” в романе и закреплены ли за этими формами какие-то смыслы — как вообще в языке, так и в частности в пространстве романа? Припомните эпизоды, где именно вокруг слова “мир” строится размышление автора или героя.

Разбор задания

В основу задания положены наблюдения, сделанные одним из проницательнейших исследователей Толстого С.Г. Бочаровым (с его статьями вы встречались и на страницах газеты). Они изложены, например, в статье «“Мир” в “Войне и мире”» (Бочаров С. О художественных мирах. М., 1985) и в замечательной книге «Роман Л.Толстого “Война и мир”» (М., 1978; были переиздания), которую настоятельно рекомендуем прочесть всем преподавателям, работающим в 10-м классе. Суть их в следующем: ключевое для романа слово “мир” встречается в романе в нескольких формах. Именительный падеж — в названии. Предложный падеж — в миру: так в языке называется “пространство жизни”, противопоставленное “монастырю”. В романе таким монастырём со своим простым и понятным “уставом” становится для Николая полк, а для Пьера — масонство. В миру — запутанные человеческие отношения, необходимость постоянно делать выбор, сложность жизни. Там трудно быть “прекрасным человеком”, о чём так мечтают наши герои. “В монастыре” всё определено ясно и чётко — поэтому и тянет в этот “монастырь” Николая и Пьера. Но Пьер человек сугубо “мирской”, в чём-то стихийный, поэтому масонство станет для него хотя и очень важным, но временным этапом в развитии. Для Николая же порядок важен (вспомните финал “тильзитской сцены”); может быть, из-за этого и возникает противостояние Ростова и Безухова в эпилоге романа.

Именно Пьеру будет доверено ввести в роман ещё одну форму предложного падежа — в мире (разговор на пароме с князем Андреем). Так будет названо всё царство добра и правды, в противоположность земле: “На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — всё ложь и зло; но в мире, во всём мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира”. (Предложите ученикам восстановить жест Пьера при словах о мире — куда указывает он сейчас.) К поиску этого мира направлены пути лучших героев Толстого.

Ещё одна форма становится важной при разговоре о войне 1812 года — творительный падеж миром (в ряде контекстов это уже наречие). Именно это слово так поражает Наташу во время молитвы: “Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединённые братскою любовью”. В этих словах соединяются два значения слова мир (имевшего в дооктябрьской орфографии, как известно, разное написание): все вместе (мiръ) и без вражды (миръ)). Слова Наташи — это формула войны 1812 года, объясняющая её внутреннюю суть: война, ведущаяся не государством или армией, но всем народом. И то, что это миром есть, что оно не затерялось в миру и может проявиться в дни страшных для народа испытаний, и показано в романе Толстого.

Рейтинг@Mail.ru