Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1990-е гг. — начало XXI в.): Пособие для студентов филологических факультетов высш. учеб. заведений / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.Ю. Воронина и др. Научный редактор — С.И. Тимина. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: 2005. 352 с. |
В № 23 (2005) «Литературы» рецензировалось учебное пособие «Русская проза конца ХХ века», выпущенное Издательским центром «Академия». По существу, одновременно с ним «Академия» выпустила и пособие, о котором речь идёт сейчас.
Понятно, что это не дублирование (хороших книг сходной тематики никогда не бывает много) и даже не дополнение одного другим (при меньшем объёме жанрово-временной охват литературы в пособии под редакцией С.И. Тиминой намного шире). Это, скорее, диалог исследователей современного литературного процесса, диалог филологов двух крупнейших городов России (хотя, разумеется, не забудем и о ярких трудах уральцев под водительством Н.Л. Лейдермана — они тоже рецензировались «Литературой»).
«Русская проза конца ХХ века», напомню, готовилась усилиями преподавателей МПГУ, а многие авторы «Современной русской литературы» — питерцы (хотя, например, глава «Другая война» написана критиком Натальей Ивановой, а без преувеличения остросюжетная глава «Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма» — профессором МГУ В.Б. Катаевым: его книгу «Игра в осколки» нам также доводилось рецензировать). Может быть, поэтому второе пособие отличает особая, петербургская выстроенность и расчисленность, выразившаяся, помимо прочего, и в строгих примечаниях, и в списке рекомендуемых текстов, завершающем книгу. Более того, это учебное пособие входит в учебный комплекс соответствующих изданий. Это «Русская проза конца ХХ в.: Хрестоматия» (М., 2002), «Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник» (М.; СПб., 2002), «Русская литература конца ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия» (М., 2003).
Авторы пособия, адресуя свою книгу студентам-филологам и учителям литературы, надеются, что им удастся вовлечь их (а, значит, подразумеваем, и школьников) в “совместный поиск «лица необщего выражения» нашего времени, выявление закономерностей, координат, эстетических новаций, сигнализирующих о динамике развития русской литературы и непрекращающейся литературной эволюции”. И хотя хранители наследия нашей изящной словесности и ревнители чистоты русского языка даже в этой привлекательной по смыслу фразе найдут некоторые огрехи (есть в книге и опечатки), всё же в целом пособие «Современная русская литература» удалось. Приведу в заключение названия лишь некоторых (из 16-ти) его глав. «Парадигма комического в современной литературе», «Поэтика русского литературного постмодернизма», «Топография современной русской фантастики», «Литература русского зарубежья в современном литературном процессе», «Языковые процессы в литературе конца столетия», «Русская поэзия 1990-х: смена парадигм», «Сетература» (автор этих двух глав — талантливая, едва достигшая тридцати Мария Левченко, так сказать, единая в двух лицах: героиня и исследовательница современной словесности)…
Можно не сомневаться, многие суждения и оценки в этой книге вызовут бурное обсуждение. И это прекрасно! Перед нами пособие, которое, собственно, и призвано способствовать становлению независимых мнений о современной литературе у нас и наших учеников.