Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2006

Архив

СТЕНД

Что привлечёт учителя-словесника в очередном, семьдесят пятом номере «НЛО» (№ 5/2005)? Можно смело сказать: многое.

В № 23 (2005) «Литературы» в рубрике «Словарь» мы опубликовали статью О.И. Федотова «Интертекстуальность». В «НЛО» читатели найдут яркие иллюстрации к ней: раздел «Интертекстуальность в советской литературе» включает статьи «“Гренада” Михаила Светлова: откуда у хлопца испанская грусть?» (Е.Михайлик), «Власть и сласть («Дом на набережной» Ю.В. Трифонова)» (Ю.Левинг), «Уточнение про (из) газеты» (О.Лекманова) — последняя посвящена любопытному сюжету из лирической практики позднего Маяковского.

Есть труды, что называется, организующие ум. К ним, бесспорно, относится статья замечательного учёного А.Я. Гуревича «История в человеческом измерении (Размышления мидиевиста)». В рубрике «Хроника современной литературы» словесники найдут полезные материалы к обсуждению романа Михаила Шишкина «Венерин волос», ставшего одним из главных событий литературного 2005 года. Здесь же содержательная статья Д.Давыдова «Письмо-для-себя как письмо-для-другого (Военная документальная проза)» и аналитические рецензии на книги для детей Мариэтты Чудаковой и Дарьи Варденбург. А Юлия Эдлис разбирает свежую книгу Владимира Сорокина «4: Рассказы. Сценарии. Либретто» — да не просто, а, по сути, предлагая вариант работы с сочинениями этого автора в школе: его ведь всё равно читают, и педагогу волей-неволей придётся предлагать ученикам убедительный контекст такого “внепрограммного” чтения.

Памяти выдающего литературоведа Александра Павловича Чудакова, трагически ушедшего из жизни в октябре минувшего года, посвящены статьи А.Осповата и Р.Тименчика, Ю.Манна, С.Бочарова, А.Немзера… Это не просто горькие воспоминания друзей и коллег, это подлинный урок филологии. Так, Л.Соболев пишет: “Есть ещё одна сфера, где деятельность А.П. была особенно ценна, — педагогическая. <…> Как сказал сам А.П. в передаче 2002 года, «школьникам нужно давать самые великие образцы. <…> Нужно показать детям, что вообще бывает великого в литературе. Даже если они из этого поймут очень немногое. Вот это ощущение величия поэзии данного поэта, вот это первое, что им должно, что им нужно внушить. А постепенно они увидят, что есть, что бывает и как это. Они потом постепенно поймут»”.


Сегодня перед вами новый научно-методический иллюстрированный ежеквартальный журнал «Мир русского слова», основанный «Обществом преподавателей русского языка и литературы» и выпускающийся издательством Санкт-Петербургского госуниверситета.

Надеемся, читателям не покажется странным то, что мы представляем в рубрике «Стенд» издание, предназначенное, в первую очередь, для того же круга читателей, что выписывают и «Литературу». Наша редакциия не боится такой конкуренции. У нас, например, сложились деловые отношения с журналом «Литература в школе». Мы не даём его обзоры в «Стенде» лишь потому, что знаем: большинство учителей литературы стремятся к тому, чтобы выписывать и этот журнал, и нашу газету. А если не выписывать, то хотя бы читать в библиотеках и методкабинетах, ибо подписаться многим не удаётся по причинам, так сказать, не профессионально-качественным, а по сугубо социальным: все учителя сполна почувствовали и по-прежнему не получают роздыху от разрушительной социальной политики современной российской власти.

Так что мы рады сообщать нашим читателям о каждом новом издании для учителей-словесников, их пока — увы! — совсем немного, а ведь хочется надеяться: мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

Журнал «Мир русского слова» задуман, надо полагать, как издание, жёсткая структура которого должна подкрепляться тематической доминантой каждого номера. Так, реферируемый (№ 1–2/ 2005) посвящён проблеме межкультурного общения, особенно актуальной, что видно по европейским событиям ноября этого года, для нашей эпохи. И здесь, как нам представляется по нашему почти уже пятнадцатилетнему издательскому опыту, важно соблюсти точное соотношение между конкретными, по сути, академическими исследованиями и работами прикладной нацеленности, применимыми в каждодневной практике педагогов.

«Мир русского слова» имеет несколько разделов, в свою очередь, составленных из рубрик. Открывается он «Официальными документами», где особое внимание следует обратить на Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года (едва промелькнувший на страницах нашей сильно пожелтевшей глянцевитой прессы).

Нам, газетчикам, хорошо известно, сколь необходимы для читателей обзорные, информационные, хроникальные материалы. В журнале «Мир русского слова» они занимают достойное место. В разделе «Хроника», в частности, помещено, несомненно, привлекающее внимание многих объявление о подготовке круглого стола «Беседы любителей русского слова: православное духовенство о языке». Российское общество преподавателей русского языка и литературы распространило среди православного духовенства опросный лист, ответы на который организаторы хотели бы получить и от “всех, кому небезразличны судьбы русского языка”. Полагаем, что будет полезно эти вопросы воспроизвести и здесь (ответы на них, отклики, мнения и суждения просят направлять по адресу: narod@ropryal.ru).

1. Какое место занимает язык в человеческой жизни?
2. Что такое язык как духовная сила?
3. Каковы, по вашему мнению, языковые приоритеты современного общества?
4. В какой степени современное состояние русского языка связано с состоянием общества?
5. Как вы понимаете формулу “русский язык как национальная идея многонациональной страны”? Что такое, по вашему мнению, национальная идея?

Рейтинг@Mail.ru