Я иду на урок
Я иду на урок
Оксана МОСКАЛЕНКО
Оксана Вячеславовна Москаленко (1972) — учитель русского языка и литературы средней школы № 141 г. Уфы (Республика Башкортостан).
Изучение Петербурга Достоевского на уроках по «Преступлению и наказанию»
Учащиеся заранее получают задания.
1. Найти по тексту описание мест и отметить ключевые фразы-определения, обращая внимание на детали, цвет, звук, запах, ощущения.
(Каморка Раскольникова, комната старухи и Сони, квартал улицы, Сенная, распивочная, комната Мармеладова, острова, контора, Нева (собор), мост, река…)
Закладки, карандашные пометки в книге.
2. Изучение ландшафта: составить подробный план эпизодов (письменно в тетради), какое событие и где.
Каждая рабочая группа анализирует одну часть романа. (Класс разделён на пять рабочих групп.)
Уроку предпосланы эпиграфы:
“В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Всё сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов»” (Н.Бердяев).
“Город — трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порождённый человеком в его отщепенстве и скитальчестве” (Н.Бердяев).
Работа начинается с разговора о различных образах Петербурга в русской литературе. Ребятам предлагается сопоставить две картины Петербурга — пушкинскую и некрасовскую. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов? Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? В чём образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?
(Работа с отрывками из «Медного Всадника», «Евгения Онегина» и из цикла «О погоде», предложенными на карточке-информаторе.)
Рисуя облик столицы, Пушкин и Некрасов обращаются к одним и тем же реалиям. Но в противовес высокому, величественному образу Петербурга Пушкина Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург — социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Город, кажется, поворачивается к читателю своей “оборотной стороной”: “строгий и стройный вид“ Петербурга Пушкина — “грязные улицы, лавки, мосты” Некрасова, “береговой гранит” Невы — “громадная гробница”.
Пушкинское панорамное изображение города (“спящие громады”, “строгий, стройный вид”) сменяются у Некрасова перечислением отдельных деталей большого города — “улицы, лавки, мосты”. Некрасов последовательно разрушает парадный фасад “военной столицы” и представляет читателю унылую картину её повседневной жизни.
Пушкинская поэтизация Петербурга уступает место подчёркнуто прозаическому его изображению у Некрасова. Но образ Петербурга у Пушкина сложнее, порою он противоречив, как, например, в «Медном Всаднике». Вспомните Евгения. Он безразличен городу. Холодом бьёт от Петербурга. Евгений и его погибшая девушка — песчинки по сравнению с громадой города…
Петербург Пушкина — классическая архитектура, статуя Петра и безымянная могилка на взморье (одиночество, безразличие, холод), шум приятный, весело.
Петербург Некрасова — грязные улицы, сырость, гниль, стон, смрад.
— А каков Петербург Гоголя? Какую тайну скрывает он?
(Читаются отрывки из «Невского проспекта» и «Шинели». Учащиеся высказывают своё мнение по отрывкам. Учитель подводит итог их ответам.)
Призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть “фантасмагории”. Именно у Гоголя блестяще показана оппозиция внешнего блеска и внутреннего разложения, в его Петербурге всё дышит обманом — это дьявольский мираж. Город трактуется как призрак.
В произведениях Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные зловещие фантазии. Петербург Гоголя — это город чердаков и замусоренных проходных.
Пройдёмся же теперь по Петербургу Достоевского…
(По ходу обсуждения делаются записи. Всё, подмеченное ребятами в тексте и обобщённое учителем, быстро отражается на доске и в тетради.)
Петербург Достоевского — это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. (Обращение к первому эпиграфу урока.) Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, жестоком, фантастичном и реальном одновременно.
— К какому из городов — пушкинскому, гоголевскому или некрасовскому — ближе Петербург Достоевского?
— Где происходят события романа «Преступление и наказание»?
(Работа по домашним записям и планам.)
Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, закоулки, дворы-колодцы, Сенная и Канава, убогие, тёмные комнаты, чёрные лестницы, облитые помоями — вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии “самого петербургского романа” Достоевского «Преступление и наказание».
С топографической точностью Достоевский воссоздаёт реалии города, где живут и страдают его герои. Достоверность деталей предельная, при всей фантастичности город из «Преступления и наказания» — тот Петербург, по которому мы ходим и сейчас. Достоевскому было необходимо, чтобы все реалии текста были узнаваемы, чтобы читателя неотступно преследовало ощущение: здесь и сейчас, в этом городе, на этой улице. И возникает эффект сопричастности происходящему. Но в то же время автор создаёт странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую мы погружаемся вслед за героем, и ощущение достоверности происходящего покидает нас. Художественный мир Достоевского сродни фантастической реальности, созданной Гоголем.
Самый фантастический на свете город порождает фантастического героя. В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами.
В романе есть несколько кратких описаний города. Но этого достаточно, чтобы мы почувствовали “духовный пейзаж”.
Роман посвящён разгадке тайны Раскольникова — Петербурга — России.
Душа Петербурга — это душа Раскольникова.
Петербург так же двойствен, как и порождённое им человеческое сознание.
Душа Петербурга = Душа Раскольникова
Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщником трущобы, подвалы, кабаки, каморки. Кажется, что ядовитые испарения большого города проникли в мозг нищего студента и породили в нём мысль об убийстве.
Всё тёмное дно Петербурга ведёт Раскольникова в дом жертвы.
Окунёмся в эти грязные воды Петербурга, опустимся на самое дно, чтобы понять, почему и зачем он идёт убивать… Найдите описание квартала, Сенной, улиц.
— Какие штрихи-описания вы можете отметить?
— Что подмечается Достоевским?
(Работа по домашним пометкам, по рядам.)
— А какие звуки мы слышим? Каков голос Петербурга Достоевского?
Обратите внимание на запахи, исходящие со страниц романа (духота, пыль, извёстка, вонь дешёвой краски, гниющей рыбы, прокисших винных остатков…). Поневоле задохнёшься и захочется на воздух. Сам Петербург и его “вонючий, пыльный, заражённый городом воздух” провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Городской пейзаж в «Преступлении и наказании» — пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием.
Заглянем в каморку Раскольникова…
(Работа с текстом.)
— С чем сравнивает комнату Раскольникова Достоевский?
(Гроб, сундук, шкаф, скорлупа…)
— Какие детали, штрихи-описания бросаются в глаза?
И вот Раскольников заперся в своём углу, в своём “подполье”, улёгся в “гроб” и думает. Вся жизнь его ушла в мысль. Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении. Комната, где живёт человек, есть ландшафт его души.
— Обратили ли вы внимание на цвет каморки?
(Жёлтый — безумие.)
Мы встречаемся с этим цветом неоднократно: жёлтые обои у Раскольникова, цвет его лица при болезни, обои у Сони, мебель у Порфирия Петровича, лицо следователя, у старухи обои, мебель, рамы картин и так далее. Жёлтый — это ещё и желчный. Из этого безумного жёлтого гроба Раскольников, где он задыхается, где ему не хватает воздуха, идёт к Соне.
— Что было в комнатушке Сони, чего не было в “гробу” Раскольникова?
— Какие детали комнаты Сони связаны с её судьбой и с её душой?
(Уродливые углы —> изломанная судьба, три окна —> воздух —> чистота духа —> связь с людьми.)
Главная оппозиция романного мира Достоевского — это антитеза
Улицы и площади — символы “открытой” народной жизни. Сенная — место покаяния Раскольникова. Каморки — символы изоляции, оторванности от народа.
Петербург в «Преступлении и наказании» — город одиночества. Нигде нет теплоты, человеческого общения, домашнего уюта. Жизнь в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно другой пейзаж возникает в эпилоге романа.
Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад. Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающегося в каменных бесчувственных громадах.
(Обращение ко второму эпиграфу урока.)
Литература
- Достоевский. Справочные материалы. М.: Дрофа, 1998.
- Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М., 1995.
- Монахова О.П, Малхазова М.В. Русская литература XIX в. М., 1994. Ч. 2.
- Мурин Д.Н., Белова М.Г. Тематическое планирование уроков литературы. 8–10 классы. СПб., 1994.
- Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.