Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Наталья КУТЕЙНИКОВА


Гарри Поттер и философский камень

Урок внеклассного чтения

Цели урока

1. Проанализировать прочитанный шестиклассниками роман Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» как традиционное произведение детской литературы о герое-сироте.

2. Повторить определение понятий “жанр”, “повесть”, “роман”, “сказка”, “правдоподобие”, “фантастика”.

3. Вспомнить жанровые особенности сказки, повести и романа.

4. Углубить представления школьников о жанре фэнтези в современной литературе.

5. Формировать умение интерпретировать читаемый текст, сопоставлять различные интерпретации исходного текста (культурологические — литературные — киноверсии).

6. Воспитывать стойкое представление о нормах поведения человека в обществе, о настоящей дружбе и “кодексе чести” друзей.

Урок анализа литературного произведения, включающий в себя слово учителя, чтение отрывков из произведения, беседу с учащимися, творческую работу учащихся.

Содержание урока

Слово учителя. Джоан Кетлин Роулинг (Rowling) стремительно ворвалась в мир книжной индустрии в 1997 году, когда была опубликована её первая книга из цикла о мальчике-волшебнике. Книгу «Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Sorcerer's Stone) сразу же признали лучшей детской книгой года, затем роман получил приз как самое увлекательное произведение для детей 9–11 лет, потом последовал приз «Гардиан» и медаль Карнеги.

“…К читателям США книга пришла под другим названием — «Гарри Поттер и колдовской камень» и сразу была признана лучшей книгой не только для детей, но и для взрослых. Выход первой, а затем последующих книг способствовал и их популяризации во всём мире: они были переведены на 35 языков мира. В Голливуде в 2001 году создана киноверсия саги о мальчике-волшебнике (режиссёр Крис Коламбус, снявший знаменитую комедию «Один дома»)”1.

С самого начала издатели книг о Гарри Поттере устроили “дымовую завесу” над молодой писательницей и, как сегодня принято в мире бизнеса и книгоиздательства, пустили гулять по свету ряд легенд о написании романа. По одной из версий, самой распространённой в прессе, Джоан Роулинг жила очень бедно и одиноко: от неё ушёл муж, оставив её без средств к существованию с маленькой дочкой, в квартире не было отопления, иногда отключали освещение. Бедная женщина, чтобы спастись в этом бездушном мире, писала в кафе на листочках свой первый роман — в кафе было тепло, светло, а дочка спала в своей коляске.

Согласитесь, такая жалостливая история сразу же привлекает внимание людей сентиментальных, любящих всплакнуть над чужим горем, которое в общем-то… далеко. На это и был рассчитан данный рассказ о творческой судьбе первого романа о Гарри Поттере.

Возможно, издатели боялись, что первое произведение никому не известной писательницы будет не замечено читателями и издательство потерпит убытки. Может быть, различные легенды о Джоан Роулинг придумывались и придумываются по сей день как бы по привычке, то есть по правилам “игры” книжного бизнеса (сейчас и у нас в России многие книжные новинки сопровождают различного рода мистификации2). Считается, что чем “круче пиар-акция”, тем лучше продажи книги. На самом деле это не всегда так. Но среди массы литературы, печатающейся для детей, без такого рода легенд-мистификаций книги Роулинг действительно могли не заметить.

Джоан Роулинг оказалась… просто талантливой детской писательницей, хорошо знающей и детей, и литературу, и, главное, кельтский и англо-саксонский фольклор, уходящий своими корнями в глубь мифологии. Она рано начала писать: уже в детстве создала историю про кролика, которого звали Кролик, основанную как на традициях английской детской литературы, так и на творчестве писательницы Беатрис Поттер, написавшей произведение о Кролике Питере и его друзьях. В старших классах Джоан много читала, увлеклась английской литературой, поэтому поступила в университет на филологический факультет. Здесь она получила первоклассное образование, которое могло бы хорошо её обеспечивать и по сей день. В университете Роулинг в основном изучала французский язык и литературу, затем стажировалась в Париже, после чего получила должность секретаря-переводчика с двумя языками в Лондоне. В офисе, а не в кафе, на компьютере, а не на разрозненных листочках, писала свои первые произведения Джоан Роулинг.

По версии самой Роулинг, впервые мальчик-волшебник со шрамом на лбу в виде молнии “явился к ней” в электричке, следующей из Манчестера в Лондон летом 1990 года. Хотя это тоже может быть легендой. Фамилию “Поттер” мальчик приобрёл и благодаря писательнице Беатрис Поттер, и “в память о двух мальчишках-братьях, которые жили неподалёку и с которыми она вместе с сестрой играла”3. Однако диакон Андрей Кураев считает, что писательница лукавит: Potter — по-английски — “горшечник”. В волшебных сказках Северной Европы бытует сюжет о чёрте-завистнике, который завидует людям, обученным “колдовским” ремёслам, то есть мастерству, а более всего завидует… трубочисту и горшечнику. Профессия горшечника “притягивает виртуозным искусством гончарного дела, магией вертящегося гончарного круга, на котором под руками человека из комка сырой глины словно сам собой вырастает изящный сосуд”, но когти на пальцах чёрта не дают ему возможности постичь эту “древнюю магию”. “Фамилия Поттер — своего рода «оберег»: то, чего боится (и чему завидует) нечистая сила”4.

Итак, родилась идея сказки, на протяжении двух лет выстроился её сюжет и система персонажей, но не было времени на обработку черновиков и написание конечного варианта романа, поэтому Джоан Роулинг в 1992 году оставляет службу и едет в Португалию преподавать английский язык — преподавание высвобождало время для работы над книгами о Гарри Поттере. В процессе работы замысел сказки о мальчике-волшебнике воплотился в семь больших книг.

В чём же заключается секрет цикла о Гарри Поттере? Сегодня мы с вами попытаемся в этом разобраться на примере чтения и анализа первого романа цикла — «Гарри Поттер и философский камень».

Анализ произведения

Вопросы и задания

— Обычный ли мальчик Гарри Поттер? Что его отличает от сверстников?

— На каких литературных героев он похож? В чём его самобытность?

— Кем были родители главного героя? Почему их постигла такая страшная участь?

— Чем маглы отличаются от волшебников? Может ли в семье маглов родиться будущий волшебник? Рождаются ли среди волшебников маглы? Найдите примеры в тексте.

— Для чего добрый волшебник Альбус Дамблдор отдаёт сироту Гарри на воспитание в семью маглов? Почему именно это защищает ребёнка?

  • Семья, родная кровь — естественная защита маленького ребёнка от всего зла в мире, в том числе и от злого волшебства.

Слава в мире волшебников, по мнению Дамблдора, могла раньше времени вскружить голову ребёнку, испортить его душу, а в мире маглов Гарри будет жить и воспитываться как все, до поры до времени не зная, кто он и чем знаменит: “...Будет жить здесь до тех пор, пока не вырастет настолько, чтобы быть в состоянии справиться со своей славой…”5

— Опишите семью Дарсли. Все ли маглы похожи на них? Почему? Что характеризует именно это семейство? Встречали ли вы таких людей в реальной жизни?

— Расскажите, как жили два двоюродных брата — Дадли Дарсли и Гарри Поттер. Почему они, на ваш взгляд, не могли найти общий язык?

— Нужны ли были главному герою романа испытания?

— Почему у Гарри не было друзей среди маглов? Как это характеризует учеников начальной школы, в которой учились кузены?

— Знали ли ученики “обыкновенной” школы, что Поттер — волшебник? Знал ли сам Гарри об этом? Когда и как он об этом узнаёт? Что происходит в его душе? Опишите состояние мальчика.

— Где и как происходит первая встреча Гарри Поттера и Рона Уизли? Можно ли предположить, что мальчики подружатся? Почему?

— Кто такой Невилл? Как вы думаете, для чего писательница ввела данный персонаж в свой роман? Почему все ребята над ним постоянно смеются? Как к нему относится Гарри? Как Невилл относится к Гарри Поттеру?

  • Невилл Лонгботтом — типичный недотёпа, вечно попадающий в какие-либо истории. Это — традиционный персонаж западной литературы, персонаж-простак, по отношению к которому проверяются все другие персонажи. В то же время простак традиционно добр, бесхитростен, способен жертвовать собой ради друзей. Он физически слабее других ребят, именно поэтому Гарри и Рон его постоянно защищают, за что Невилл платит им искренней дружбой.

— Какова реакция мальчиков — Гарри и Рона — на появление в их купе Гермионы Грэйнджер? Расскажите об этом подробнее.

— Почему Рон Уизли сначала невзлюбил дочь маглов? Разве он, как Драко Малфой, считал маглов “ниже” себя, “грязными простолюдинами”?

— Как отнёсся к Гермионе сам Гарри?

— Что помогло в дальнейшем всем троим сдружиться?

— Почему Гарри не понравился Драко Малфою ещё в Косом переулке? Какие слова в поезде стали ключевыми для их дальнейших отношений?

  • “— …Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколько династий волшебников, которые куда лучше всех остальных. Тебе ни к чему дружить с теми, кто этого не достоин. Я помогу тебе во всём разобраться.

Он протянул руку для рукопожатия, но Гарри сделал вид, что этого не заметил.

— Спасибо, но я полагаю, что сам могу понять, кто чего достоин, — холодно заметил он”6.

— Как эти слова характеризуют главного героя? Как вы думаете, предопределили ли они выбор Волшебной шляпой факультета для Гарри? Почему?

— Итак, перед нами две группы персонажей: положительные герои — Гарри, Рон, Невилл, Гермиона и их друзья, взрослые — директор школы Дамблдор, профессор МакГонагалл, Хагрид; отрицательные герои — Драко Малфой и его семья, “оруженосцы” Малфоя — Крэбб и Гойл, факультет Слайзерин и профессор Снейп. Главный герой — Гарри Поттер, чьим именем назван роман. Что вы можете сказать о такой расстановке сил?

— Как, по-вашему, далее “закрутится” сюжет? Каков он: приключенческий, детективный, фантастический или реалистический? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

— Где происходит завязка действия сюжета?

— Динамично ли развивается сюжет?

— Расскажите, как начала складываться жизнь Гарри, Рона, Невилла и Гермионы на факультете Гриффиндор.

— Объясните, почему возникла неприязнь между Гарри и профессором Снейпом, специалистом по Тёмным Искусствам.

— Почему главный герой дружит с простаком и “неудачником” Хагридом? Что их объединяет? За что Рон и Гермиона также полюбили Хагрида?

— Как меняется характер Гермионы от дружбы с мальчиками? Что для неё теперь становится главным — собственные успехи в учёбе, Кубок школы, за который каждый год соревнуются факультеты, или честь и достоинство друзей? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

— Меняются ли характеры мальчиков — Гарри, Рона, Невилла? Приведите примеры.

— Что объединяет вместе столь непохожих ребят?

— Какую тайну расследуют друзья? Расскажите о ней подробнее.

— Что даёт смотрящимся в него зеркало Еиналеж? Для чего оно сохраняется в школе маленьких волшебников? Почему детей не ограждают от его “дурного влияния”?

  • Зеркало Еиналеж показывает то, что заглядывающий в него хочет видеть, поэтому счастливый человек видит в нём самого себя таким, каков он есть, — для него это самое простое зеркало. Для других — это действительно Зеркало Желание: Гарри Поттер видит свою семью, все члены которой давно умерли, а Рон — себя в образе первого ученика школы и чемпиона по квиддичу.

Зеркало Еиналеж — своего рода испытание на долгом пути взросления героев. Рон сразу же отказывается повторно заглянуть в зеркало, Гарри Поттер приходит к нему три раза. “Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни”, — об этом говорит Гарри директор школы Дамблдор около Зеркала Желание.

— Какой запрет нарушил Хагрид? Почему трём друзьям его при этом жалко? Как ребята помогли лесничему?

— Опишите эпизод тайной переправки “сыночка-дракончика” в Румынию. Как этот эпизод характеризует Хагрида? Как ведут себя ребята? Почему попался профессору МакГонагалл неудачник Невилл?

— Почему всем участникам “ночной экспедиции” не хотелось просыпаться на следующий день? За что переживали друзья? Какие чувства они испытывали? Расскажите об этом подробнее.

— На чьей вы стороне — коллектива факультета Гриффиндор или друзей? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Кто такой Николас Флэмел? Почему ребят интересует его история?

— В чём, по вашему мнению, заключается смысл испытания детей в лесу? Где еще, в каких фольклорных или литературных произведениях, встречаются похожие испытания? Расскажите о них.

— Как выдерживают испытание представители двух факультетов — Гриффиндора и Слайзерина?

— Для чего нужна кровь единорога?

  • Убийство беззащитного и прекрасного животного — чудовищное преступление, и убийца будет проклят. Однако кровь единорога спасёт тогда, когда выпивший её будет на волосок от смерти. Вольдемот, потерявший силы во время убийства семьи Поттеров, идёт на это страшное преступление, так как ему терять уже нечего и ему необходимо восстановить свои силы для борьбы с Гарри Поттером.

В каждом романе Вольдемот как бы возрождается для борьбы с Гарри, и каждый раз Гарри должен вступать с ним в схватку для защиты Добра от Зла: “…Это очень трезвая и христианская позиция: зло в мире останется до конца истории. Поэтому не стоит рассчитывать лишь на одну решительную битву”7.

— Для чего нужен философский камень?

  • Философский камень — эликсир жизни, в то же время он всё превращает в золото. Николас Флэмел изобрёл его для людей, когда ему исполнилось шестьсот шестьдесят пять лет, но, узнав, что дарующий бессмертие камень ищут представители злых сил, сам уничтожил своё создание. “И обрёк себя на скорую смерть, так и не дожив до того возраста, который мог бы быть обозначен апокалиптическим числом8. Так что подозрение в том, что тут начал разворачиваться сатанинский сюжет, отпало”9, — пишет диакон Андрей Кураев.

— В какой момент сюжет достигает свой кульминации? Опишите его подробнее.

  • В главе 15 — «Запретный лес»: Гарри понимает, что профессору Снейпу удалось узнать у Квиррелла тайное заклинание против Тёмных Сил, которым Квиррелл заколдовал подходы к философскому камню.

В этой же главе Гарри Поттер впервые лично, один на один, встречается с Вольдемортом, пьющим кровь единорога. Вольдеморт — воплощение самого могущественного зла.

В главе 16 — «Прыжок в люк» — Гарри, Рон и Гермиона узнают, что Хагрид проговорился о том, как усыпить Пушка, трёхголового пса, охраняющего философский камень, поэтому спасти камень должны только они.

— Как вы думаете, почему спасать философский камень от Снейпа идут Гарри, Рон и Гермиона? Почему они не берут с собой Невилла?

— Как проявляются характеры каждого из друзей во время этого страшного путешествия?

— Пригодились ли ребятам знания, приобретённые ими в школе? Где и когда? Какие именно?

  • Каждое испытание на пути к философскому камню, как сообразила Гермиона, — это своего рода экзамен по определённому предмету: “Со Спраут мы разобрались, — я хотела сказать, с её «дьявольскими силками». С Флитвиком тоже — наверняка это он заколдовал ключи. МакГонагалл оживила шахматные фигуры, это её работа. Остаётся Квиррелл и затем Снейп…”10

Ученики Хогвартса только что сдали экзамены — теоретические и практические; Гарри, Рон и Гермиона, также сдавшие экзамены, теперь сдают экзамены “повышенного уровня”.

— Почему Рон и Гермиона каждый раз отказываются бросить Гарри и вернуться в Хогвартс?

— Чем заканчивается “игра” в шахматы? Почему? Что вы можете сказать о поступке Рона Уизли?

— Как решает логическую задачу Гермиона и какой ход решения предлагает Гарри? Как вы думаете, почему? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста (с. 353–354).

— Какой вывод из всего происходящего делает Гермиона?

  • “— Я? — удивилась Гермиона. — А что я — ум и книги, вот и всё! Но, оказывается, есть куда более важные вещи — например, дружба и храбрость”11.

— Когда происходит развязка действия?

  • В главе 17 — «Человек с двумя лицами»: Гарри узнаёт, что не Снейп, а Квиррелл является помощником Вольдеморта в Хогвартсе. Здесь же появляется сам Вольдеморт, оказавшийся “вторым лицом” Квиррелла. Происходит схватка Добра и Зла.

— Чьи слова в этой главе можно воспринимать и в прямом и в переносном смысле?

  • Слова Вольдеморта: “Я обретаю форму, только когда я могу разделить с кем-либо его тело… Всегда находятся те, кто готов впустить меня в свой мозг и своё сердце…”12

Вольдеморт потерял свои силы, свою физическую форму, поэтому “поселился” в теле и сердце Квиррелла.

Зло не имеет формы, следовательно, сил, но человек, впустивший зло в свою душу, начинает творить зло в том мире, в котором живёт.

— Какие черты характера Гарри проявляются в борьбе с Квирреллом и Вольдемортом? Знал ли сам Гарри о своих способностях? Почему? Человеческие это способности или волшебные? Аргументируйте свой ответ.

— За что Рональд Уизли получил дополнительные пятьдесят очков?

  • За лучшую игру в шахматы в истории Хогвартса.

— Какие заслуги Гермионы Грэйнджер принесли Гриффиндору ещё пятьдесят очков?

  • “Умение использовать холодную логику перед лицом пламени”.

— Что подчеркнул Дамблдор в характере повзрослевшего Гарри Поттера? Почему именно эти черты характера помогли главному герою произведения победить зло?

  • Железная выдержка и фантастическая храбрость.

— Кто принёс Гриффиндору дополнительные десять очков, выведшие факультет на первое место?

  • Невилл Лонгботтом, сумевший противостоять… друзьям.

— Какие нравственные уроки преподносят нам книги о Гарри Поттере?

Нравственные уроки книг о Гарри Поттере:

— “Если на свете есть что-то, чего Вольдеморт не в силах понять, — это любовь. Он не мог осознать, что любовь — такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать, — оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим… Если тебя так крепко любят, то даже если тот, кто любит тебя, умер, ты навсегда остаёшься под его защитой”13.

— Настоящая дружба — это и подарок Судьбы, и награда за мужество и верность, и умение жить для других: “…мы сильны настолько, насколько мы едины, и слабы настолько, насколько разъединены”14.

— Мужество и верность — замечательные качества личности, которые в себе необходимо воспитывать.

— “Храбрость бывает разной… Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу, но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям”15.

— “Если хочешь узнать человека получше, смотри не на то, как он обращается с равными, а на то, как ведёт себя с подчинёнными”, — совет Сириуса Блэка, крёстного Гарри.

— Бояться зла нельзя: побеждает только тот, кто не боится; “очевидное могущество зла не есть повод к тому, чтобы перейти на его сторону”16; “Всегда называй вещи своими именами. Страх перед именем усиливает страх перед тем, кто его носит”17.

— “Если настанет время делать выбор между лёгким и правильным, вспомните, что случилось с честным, добрым, смелым мальчиком только потому, что он случайно встал на пути лорда Волан-де-Морта”18 — надо выбирать правильное.

— О вечной борьбе Добра и Зла: “…Он всё ещё где-то здесь, возможно, ищет новое тело, в которое мог бы вселиться… Так как он не является живым существом в полном смысле этого слова, его нельзя убить. Он бросил Квиррелла умирать — он безжалостен и к врагам, и к союзникам. Но ты не должен огорчаться, Гарри, пусть ты всего лишь на какое-то время отдалил его приход к власти, но в следующий раз найдётся кто-то другой, кто готов будет сразиться с ним. И это несмотря на то, что наша борьба против него кажется заранее проигранной. А если его возвращение будет отдаляться всё дальше и дальше, возможно, он никогда не будет властвовать19.

Христианское представление о смерти: смерти нет, есть переход в другой мир, поэтому “для высокоорганизованного ума смерть — это очередное приключение”20.

На дом даётся карточка с заданием.

— Заполните таблицу, прочитав определения разных видов художественной литературы, а также сюжета.

  • Сюжет — ряд связанных между собой и последовательно развивающихся (от завязки до развязки) жизненных событий, составляющих содержание произведения.
  • “Приключенческая литература — обозначение произведений с острыми сюжетными ситуациями, напряжённым действием, обыгрыванием разного рода загадок и тайн… Приключенческая литература соотносима с жанрами путешествия, детектива, научной фантастики. Формирование приключенческой литературы происходит в эпоху романтизма, появляются романы Дж.Ф. Купера, Ф.Мариетта, А.Дюма-отца, Э.Сю, Р.Л. Стивенсона, Т.Майн Рида, Г.Эмара, Ж.Верна, Л.Буссенара, Л.Жаколио, Г.Р. Хаггарда, Дж. Лондона, ставшие со временем по преимуществу чтением для детей и юношества <…> после Второй мировой войны… появились многочисленные издания, ставшие неотъемлемой частью массовой литературы нашего времени”21.

“Детективная литература (англ. detective — сыщик; от лат. detectio — раскрытие) [литературный жанр] — произведения, посвящённые борьбе с преступностью, обычно имеют сложный, не сразу понятный сюжет (тайна преступления раскрывается не сразу, и читатель напряжённо следит за перипетиями её раскрытия). Детективная литература помимо занимательности имеет ряд функций — воспитание логического мышления, воспитание правосознания…

Детективные произведения — «дублёры» права и несут в себе идеи правосознания. Есть известное родство детектива и шахмат: детектив — игра ума, разгадывание смысла и опасностей, таящихся в поступках персонажей”22.

“Фантастическое (от греч. phantastike — искусство домысливания, воображения) — эстетическая категория, выражающая способность на основе реальных представлений создавать логически несовместимую («сверхъестественную», «чудесную») картину мира. Фантастическое откровенно условно, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов. Главное предназначение фантастического — создание образов нереальных, конструирование виртуальных или вовсе «невозможных» героев, обстоятельств, явлений… Фантастическое — нечто такое, чего попросту «не может быть» (по крайней мере, в современном художнику мире)”23.Дж.К. Роулинг

“Реализм (от лат. realis — вещественный) — основной метод искусства и литературы, по мнению отечественных литературоведов середины ХХ столетия. Его основа — принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни”24.

“Существует точка зрения, что реализм изначально присущ искусству и проявляется там и тогда, где и когда художественное изображение обретает сходство с натурой, то есть становится реалистичным25.

Примечания

1 Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиографический словарь / Под общ. ред. И.Г. Минераловой. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 353–354.

2 Мистификация (фр. mystification < гр. mystes — посвящённый в тайну, знающий таинства + лат. facere — делать) — намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман с какими-либо целями.

3 Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиографический словарь. С. 352.

4 Кураев А., диакон. «Гарри Поттер»: попытка не испугаться. М.: Андреевский флаг, 2004. С. 82.

5 Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень: Роман / Пер. с англ. И.В. Оранского. М., 2001. С. 20.

6 Там же. С. 132.

7 Кураев А. Указ. соч. С. 51.

8 Число 666 — “число Зверя”, символ Сатаны.

9 Кураев А. Указ. соч. С. 5–6.

10 Роулинг Дж. К. Указ. соч. С. 351.

11 Там же. С. 354.

12 Там же. С. 362.

13 Там же. С. 369.

14 Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Кубок огня: Роман. М., 2002. С. 657.

15 Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. С. 378–379.

16 Кураев А. Указ. соч. С. 49.

17 Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. С. 367.

18 Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Кубок огня. С. 657.

19 Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. С. 368.

20 Там же. С. 367.

21 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 806.

22 Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. С. 114.

23 Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 189.

24 Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1958. С. 115.

25 Лисаковский И.Н. Указ. соч. С. 144.

Рейтинг@Mail.ru