Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Л.П. Висленко, Т.В. Зайко, А.Г. Нелькин. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ. 5-й класс. В 2 ч. СПб.: СМИО Пресс, Ч. 1. 2000. 80 с.; Ч. 2. 2004. 104 с.; |
||
А.Г. Нелькин, Л.П. Висленко, Т.В. Зайко, Л.Л. Гордиенко. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ. 6-й класс. 2-е изд. СПб.: СМИО Пресс, 2002. 150 с.; |
||
А.Г. Нелькин, Л.Д. Фураева. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Учебное пособие для учащихся 9-го класса средних учебных заведений. СПб.: СМИО Пресс, 2003. 248 с.; |
||
А.Г. Нелькин, Л.Д. Фураева. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (шесть тетрадей): Учебное пособие для учащихся 10-го класса средних учебных заведений. 7-е изд. СПб.: СМИО Пресс, 2004. 159 с.; |
||
А.Г. Нелькин, Л.Д. Фураева. РАБОЧИЕ
ТЕТРАДИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: Учебное пособие для учащихся 11-го класса средних учебных заведений. 5-е изд. СПб.: СМИО Пресс, 2005. 208 с. (Серия «Рабочие тетради по литературе»). |
Рабочие тетради по литературе для 5–7-го и 9–11-го классов, созданные коллективом авторов, — самостоятельное логически выстроенное пособие для учащихся. Каждая книга содержит необходимый материал для выполнения предложенных учащимся заданий и методический комментарий для учителя. В основе тетрадей лежит проблемно-тематический принцип, что позволяет логично выстроить изложение материала. Вопросы в них направлены на внимательное знакомство с текстом.
Произведения, предложенные вниманию школьников, пробуждают интерес и любовь к чтению, способствуют развитию ученика, его общей культуры, обладают свойствами художественного и эмоционального воздействия на читателя. Литературный материал позволяет расширить круг чтения школьника, активизировать его читательскую самостоятельность, учитывая при этом его индивидуальность.
Недавно появившиеся рабочие тетради завоёвывают всё большую популярность в качестве одного из учебных пособий, помогающих учащимся в освоении материала. Им ещё предстоит найти своё место в системе урочной и домашней работы, но понятно, что их целью является развитие речи и мышления ученика.
Наряду с очевидными достоинствами этого вида пособий они не лишены некоторых недостатков, которые проявились и в рассматриваемых нами книгах.
Во-первых, вопросы и задания, предлагаемые учащимся, громоздки, их объём в большинстве случаев превышает ответ ученика, а объём печатного текста тетрадей в целом значительно превышает текст, который должен создать ученик.
Во-вторых, вызывает недоумение работа по рисованию, которая настойчиво и планомерно проводится с 5-го по 11-й класс. Задание “нарисовать” в большинстве случаев никак не работает в процессе урока. Если авторы считают данную форму работы необходимой на уроках литературы (где учащиеся должны выражать свои впечатления и суждения словом), то хорошо бы дать методические пояснения: для чего рисуют учащиеся? обсуждаются ли их рисунки на уроках? как и что обсуждать? должен ли рисовать учитель? может ли он воспользоваться иллюстрациями, если сам рисовать не умеет?
В-третьих, смущает формальный характер осуществления межпредметных связей (рабочие тетради для 5-го класса авторы предлагают использовать как на уроках литературы, так и русского языка, а также на уроках развития речи). Использование данной тетради на уроках русского языка не может иметь успеха, так как в ней представлены фрагментарные теоретические сведения из области русского языка и отсутствует система упражнений, формирующих грамотность учащихся.
Эти недочёты не снижают общего высокого уровня рабочих тетрадей по литературе, тем более что они могут быть исправлены при переизданиях. Авторы серьёзно подошли к поставленным педагогическим задачам и предложили учащимся и учителям попробовать включить в систему традиционных уроков новые, оригинальные. На уроках литературы эти тетради могут быть использованы достаточно плодотворно.