Я иду на урок
Я иду на урок
Татьяна ГОРОДОВА
Татьяна Ивановна ГОРОДОВА — учитель русского языка и литературы средней школы № 40 г. Белгорода.
Русские народные загадки
Урок внеклассного чтения в 5-м классе
Цели и задачи
- Продолжить знакомство с устным народным творчеством, рассмотреть особенности построения, пути рождения загадки, соотношение загадки и отгадки, раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе, расширить представления о типах загадок, продолжить знакомство с художественными средствами; обучать умению говорить образно.
- Формирование нравственных ценностей через национальные традиции.
Оборудование. Матрёшка, таблица «Особенности загадок», лото «Русские народные загадки», кроссворд «Жанры и виды устного народного творчества», выставка книг с загадками и о загадках.
Ход урока
Слово учителя. Тройка подана. Проводница-матрёшка ждёт нас. Садимся поудобнее. Чу! И вот мы уже летим на русской тройке с лентами и колокольчиками меж ветвистых красавиц берёз по русскому царству, фольклорному государству. Внимание, вопрос!
— Какие символы России я назвала в своём слове?
Да, вы правы: матрёшка.
(Включаем запись или обращаемся к выставке матрёшек.)
А русская берёза! Сколько стихов и песен сложено про неё. Берёза — удивительное дерево. Нет ни одного человека, не знающего берёзы. Скромное неброское дерево, но никто не пройдёт мимо, не заметив его.
(Исполняется хоровод «Во поле берёза стояла...». Стихотворение С.Есенина «Берёза».)
Берёзу нужно беречь, особенно весной, когда по её стволу идёт берёзовый сок; если дерево ранить, оно может погибнуть. Русская тройка также является символом России.
— Вспомните, какие жанры фольклора мы изучили?
Разгадываем кроссворд «Жанры и виды устного народного творчества».
1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...
2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать.
3. В трёх соснах заблудился.
4.
Ох, милка моя,
Семечко рассадно...
До сих пор не грамотна,
Разве не досадно?
5.
Федя-бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму!
6.
Ладушки-ладушки!
Где были? — У бабушки.
Что ели? — Кашку!
Что пили? — Бражку.
7.
На чужой сторонушке.
Рад родной воронушке.
А теперь посмотрите на ключевое слово (по вертикали) — это тема нашего разговора.
— Что же такое загадка?
(Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается отгадать.)
— Давайте обратимся к истории возникновения загадок. Как же появились загадки?
Ученик. Большинство учёных связывает их возникновение с довольно распространённым явлением в жизни древних — с иносказательной, тайной речью, которая использовалась и в военных, и в дипломатических делах, и в повседневной хозяйственной жизни. Её необходимость обусловливалась многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека. Например, у славян существовал обычай: сноха, поселившаяся в доме мужа, должна была долгое время хранить молчание, имя её в доме также не должно было произноситься. Это делалось для того, чтобы умершие предки не поняли, что в их род пришёл “чужой человек”.
Учитель. Я приведу примеры слов-иносказаний:
- верховой — ворона;
- худая — змея;
- рыкума — корова;
- тонконогая — овца;
- низкоглядая — свинья.
Эти же слова мы часто встречаем в загадках.
А теперь давайте обратимся к таблицам и рассмотрим их.
Типы загадок
Особенности загадок
Игра «Русское лото». Каждому учащемуся даётся карточка с загадками. У учителя — ведущего — остаются карточки с отгадками. Отгадка или в виде рисунка, или в виде написанного слова.
Учитель читает отгадку, а ребята читают соответствующую ей загадку, а затем выигрывает тот, кто первым закроет все загадки на своей карточке жетоном, характеризуя их по таблицам.
Лото помогает выработать умение характеризовать загадки, выразительно их читать, различать художественные средства.
Заканчивая игру, делаем вывод о создателе поэтического чуда — русском народе. Загадки позволяют многое узнать о его быте, характере, понять, что он любит, ценит, над чем подшучивает, а над чем насмехается.
А сейчас обратимся к нашей великой русской литературе и увидим, что поэты используют загадки в своём творчестве. (Читают дети.)
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые,
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка —
Честных людей поддразнивать,
Ругать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела — а живёт оно,
Без языка — кричит!
(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)
Учитель. “Народ наш всегда был горазд на выдумку, остроумен, талантлив”. Поэтому возникали не просто загадки, а загадки-сказки, загадки-пословицы. Вот послушайте и скажите, о каких людях идёт речь в этих загадках, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике?
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня.)
- Ел да устал, спал да намаялся. (Лень.)
- Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие.)
- Моё горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во пне. (Эгоизм.)
Заканчиваю занятие, обращаясь к выставке книг, упоминая о собирателе загадок Д.Н. Садовникове.
Ученик. Дмитрий Николаевич Садовников (1847–1883) прожил мало лет, но успел сделать много. Родился в дворянской семье, окончил педагогический институт при Петербургском университете. Всю свою жизнь посвятил изучению народа и его истории. Был поэтом, создавшим целый ряд художественных полотен на основе народных песен, сказок, легенд и преданий. До сих пор поётся песня, созданная народом на его стихи, — «Из-за острова на стрежень...».
В 1875 году в Петербурге увидел свет сборник Садовникова «Загадки русского народа», в котором были собраны загадки, записанные более чем в двадцати губерниях России, в том числе и Курской губернии.
Автор расположил загадки по разделам, в которых крестьянин был представлен в естественной обстановке: в избе, во дворе, в огороде, в поле, на пасеке и так далее. В результате в поэтическом преломлении загадок представилась вся бытовая жизнь человека, обстановка, природа. Перед нами возникает образ землепашца — труженика и художника, жизнь которого определялась реальными хозяйственными, общественными поэтическими интересами.
Учитель. Спасибо. И в заключение давайте послушаем ребят, которые проводили опрос среди учащихся, родителей и знакомых.
— Что такое загадка? Много ли загадок вы знаете? Каково значение загадок, пословиц, поговорок в нашей жизни?
И последнее. Я просила вас придумать, сочинить свои собственные загадки. Давайте послушаем, что получилось. (Читают загадки.)