Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2006

Архив

Отвечаем на ваши вопросы

Вопрос. Должны ли завуч, директор, районный, городской методист заранее предупреждать учителя о том, что посетят его уроки? Имеет ли право учитель отказать им?

Ответ. В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 32, пункт 2 н, р) контроль за учебно-воспитательным процессом относится к компетенции общеобразовательных учреждений. Поэтому руководители учебных заведений имеют право (и это их обязанность) посещать уроки учителей.

При этом педагогическая этика требует доброжелательных отношений в коллективе. И завуч, и директор, и методист должны в день запланированного посещения до начала урока предупредить учителя об этом. Руководителям и методистам не следует включаться в ведение урока, все вопросы, которые они хотят задать учащимся, передаются учителю заблаговременно, и учитель сам спрашивает учеников.

Всегда следует помнить, что контрольная функция сочетается с оказанием методической помощи учителю, способствующей росту его профессионального мастерства.

Вопрос. Каковы сейчас нормы чтения? Как правильно проверять технику чтения? Как быть, если ребёнок имеет дефекты речи? Влияет ли темперамент ребёнка на чтение?

Ответ. В настоящее время установленные директивными органами нормы чтения отменены. Это значит, что и в Обязательном минимуме содержания образования, в том числе начального, и в Государственном стандарте скорость чтения не указана.

В этих документах значится, что скорость чтения — это “нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст”. Ученик, окончивший начальную школу, должен уметь “читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости)”.

В связи с этим органы управления образованием не могут проверять скорость (технику) чтения учащихся. Учитель же может и должен это делать, чтобы знать динамику навыка чтения, однако оценка учащимся при этом не ставится. Ориентиром для учителя являются учебные программы по литературному чтению, в которых дана примерная скорость чтения, но предлагается учитывать индивидуальные особенности учащихся. Главное — нужно определить, при какой индивидуальной скорости ученик начинает понимать прочитанное.


Вопрос. Какие брошюры вышли приложением к «Литературе» в 2005 году?

Ответ. Как и было обещано, в 2005 году наши подписчики получили шесть брошюр:

1. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Новые подходы к изучению в школе (Штильман С. «Горе от ума» — пьеса монологов; Менделеева Д. Комедия без героя; Мезенцева Л. Герой без любви);
2. Лифшиц А. История русской письменности для школьников;
3. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: Учебно-аналитическое пособие для преподавателей и учащихся средней школы. Автор-составитель Г.Красухин;
4. Федотов О. Как научить детей понимать поэтику художественного произведения;
5. Роман «Доктор Живаго» в школьном изучении;
6. Ерёмина О. Поэзия Николая Рубцова в школе.

Рейтинг@Mail.ru