Я иду на урок
Я иду на урок
Cветлана
Берестовицкая
Светлана Эрленовна БЕРЕСТОВИЦКАЯ (1968) — учитель литературы высшей категории петербургской гимназии № 205, победитель конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга» (2000); аспирантка кафедры педагогики СПбГПУ им. А.И. Герцена. Награждена медалью «Радетелю просвещения» и знаком «За гуманизацию санкт-петербургской школы».
Диалог культур на уроке литературы
Всё было встарь, всё повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг…
О.Мандельштам
Миг узнаванья своего в чужом: своего ощущения — в чужом стихотворении, своего чувства — в чувстве героини чужой пьесы чужого века, своего восприятия мира — в чужой философии, своей невысказанной мысли — в словах чужого человека. В этот миг понимаешь, что чужого нет. Разъединение и отчуждение — приметы нашего времени; научить маленького человека соединению — пониманию — любви — может быть, в первую очередь для этого нужен сейчас урок литературы.
“Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти своё жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни, — писал русский философ, педагог С.И. Гессен. — Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…” (Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. С. 211).
К сожалению, чужой культурой для наших учеников — людей XXI века — является русская культура XVIII, XIX и большей части XX века. Чтобы ученик вступил в диалог с этой культурой, нужны серьёзные усилия со стороны учителя, специальные методы и приёмы работы. С нашей помощью ученик должен “чужое” знание сделать личностным. Для этого необходимо:
- поставить себя на место человека того времени, живущего в атмосфере той эпохи, почувствовать это время;
- понять мысли автора, их актуальность, важность для того времени, когда произведение создавалось;
- “перевести” содержание произведения на язык своей культуры, увидеть актуальность поставленных автором проблем для своего времени, их общечеловеческое значение;
- осмыслить эстетическую форму произведения, её неслучайность, органическую связь с содержанием;
- почувствовать обаяние старинного языка и стиля, насладиться их своеобразной красотой;
- получить творческий импульс, попробовать написать о своём, подражая стилю чужой эпохи;
- осознать единство культуры, через погружение в иную культуру лучше понять себя, своё время.
Как решить все эти задачи? Попробуем показать возможные варианты их решения на примере творческого зачёта «Классицизм. Сентиментализм. Романтизм» в 9-м классе.
9-й класс — очень важный период в литературном образовании школьника. Ученик знакомится с культурными эпохами и направлениями, начиная с античности и заканчивая реализмом. Ориентироваться в этом сложном материале поможет творческое погружение в культурную атмосферу той или иной эпохи или направления. На творческом зачёте ребята “предъявляют” свои знания в творческой форме, причём согласно с идеей личностно-ориентированного образования каждый выбирает ту форму, которая ему ближе и интересней. Творческий зачёт «Классицизм. Сентиментализм. Романтизм» завершает тему «Литературные направления». Девятиклассники познакомились с основными чертами классицизма, сентиментализма, романтизма не только в литературе, но и в архитектуре, живописи, музыке, узнали о стилистических особенностях этих литературных направлений, их идеях, конфликте, жанрах, героях. Зарубежный классицизм был представлен одной из комедий Мольера, русский классицизм — творчеством М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Из произведений сентиментализма подробно изучалась повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», и ребята, занимавшиеся по программе под редакцией В.Г. Маранцмана, конечно, вспомнили роман Гёте «Страдания юного Вертера», с которым они познакомились в 8-м классе. Творчество Байрона давало представление о зарубежном романтизме, К.Ф. Рылеева и В.А. Жуковского — о русском романтизме. «Южные поэмы» А.С. Пушкина, поэмы «Мцыри» и «Демон» Лермонтова, изучаемые ранее, также упоминались на уроках, посвящённых романтизму. Опираясь на весь этот изученный материал, ученики приступают к подготовке к зачёту.
Класс делится на три группы (по числу представленных литературных направлений). Урок проходит в форме представления группами творческих заданий. Учитель лишь начинает и заканчивает урок, то есть создаёт эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце. Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Основная работа учителя — помочь группам подготовиться к творческому зачёту.
Эпиграфом к уроку могут стать слова С.И. Гессена: “Образование человека есть путешествие. Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры… Цель образования — приобщение к мировой общечеловеческой культуре” (Указ. соч. С. 216).
Расскажем о тех заданиях, которые получили ребята примерно за месяц до творческого зачёта.
1. Снять фрагмент видеофильма: первая группа — «Петербургский классицизм», вторая группа — «Петербургский сентиментализм», третья группа — «Петербургский романтизм». Затем монтируется небольшой видеофильм (5–7 мин.). Разумеется, сценарий фильма подробно обсуждается с учениками. Стихи поэтов XVIII века о нашем городе сопровождает видеоряд парадного Петербурга — центра города, затем — сентиментальная прогулка по Павловскому парку с томиком Ричардсона и далее — одинокое блуждание по городу, грустный взгляд на панораму Финского залива. Это задание помогает школьникам понять, что мы живём в городе, где культура прошлого соединяется с культурой настоящего, где искусство может помочь нам погрузиться в то душевное состояние, к которому мы стремимся в данный момент.
2. Сделать фотографический портрет в стиле своего литературного направления. Это задание ещё раз обращает девятиклассников к живописи классицизма, сентиментализма, романтизма, даёт возможность понять, как представлен человек в портретах разных направлений. Что подчёркивается в его выражении лица, одежде, какие аксессуары выбирает художник, случаен ли фон картины. Ребята (особенно девочки) очень любят это задание, они старательно подбирают наряды, делают причёски, таким образом как бы примеряют на себя ушедшую эпоху.
3. Подготовить мини-композицию (4–5 минут) по стихам: первая группа — Байрона, вторая группа — К.Ф. Рылеева, третья группа — В.А. Жуковского. Стихи в мини-композиции должны быть объединены одной темой или выбраны по какому-нибудь иному принципу, который должен быть отражён в названии. Желательно подобрать к стихам музыку и продумать режиссуру своего выступления. Интересно, что все группы выбрали одну тему — тему любви. И тогда мы смогли обратить внимание на то, как по-разному раскрывается человек не только в рамках разных литературных направлений, но даже в рамках одного литературного направления, более того — одной темы. В этом задании очень важно, что ученики самостоятельно выбирают стихи, глубже знакомясь в процессе выбора с творчеством поэта, кроме того, произведения для программного изучения выбирают взрослые, руководствуясь разными мотивами, но только не вкусами ребят. Ни в коем случае не хочется с этим спорить, но иногда нужно предоставить право выбора и самим ребятам, тем более что стихи они учат наизусть, а учить наизусть хочется только то, что действительно нравится.
4. Поставить небольшой отрывок из произведения “своего” литературного направления. Безусловно, в этом задании требуется существенная помощь учителя, начиная от выбора отрывка, репетиций и заканчивая костюмами. Выбор произведений в первую очередь зависит от нашего “актёрского состава”. Если в классе мало сценически одаренных детей, можно ограничиться монологами из пьес, если же, напротив, желающих участвовать в сценках много, можно выбрать отрывки, в которых задействовано много персонажей. Мы выбрали сцену из «Недоросля» Д.И. Фонвизина, в которой Митрофанушка произносит своё знаменитое: “Не хочу учиться, хочу жениться”. В процессе репетиций мы поняли, что в этой сцене не нужны костюмы, она звучит абсолютно современно. Митрофанушка — современный разгильдяй, наглый и глупый, вконец избалованный ещё более наглой мамашей, считающей, что важнее денег ничего в жизни нет. Оба они ни в грош не ставят учителя, который, из последних сил сохраняя достоинство, пытается хоть чему-то научить великовозрастного оболтуса. Митрофанушка появляется на сцене с плеером в ушах и жевательной резинкой во рту; Простакова, модно одетая и ухоженная, уже не вяжет кошелёк, а прихорашивается перед зеркалом. Конечно, это далеко не новый приём и в какой-то степени опасный: нужно быть очень осторожными в обращении с классикой, но мы старались во всём соблюсти меру. Очень порадовала, правда, и огорчила фраза одного ученика, в чём-то напоминающего Митрофанушку: “Я не понял, это что, сейчас написано?” Пьесу он, разумеется, не прочитал, но как же современен Фонвизин! Смешно и узнаваемо звучала перепалка простодушных и грубоватых Шарлоты и Матюрины из мольеровского «Дон Жуана», ведь на них обеих “сеньор обещал жениться”, и совсем несовременно изъяснялись влюблённые у Карамзина: Наталья — боярская дочь и Алексей. Зато зрители сразу же поняли, что это произведение сентиментализма. И, наконец, слушая монолог Арбенина из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад», ученики нашли в нём все отличительные признаки монолога романтического героя.
Перед тем как ребята покажут приготовленные сценки, просим одного из учеников (это было индивидуальным заданием), изучив репертуар московских и санкт-петербургских театров, рассказать, какие произведения интересующих нас литературных направлений идут на современной сцене и поразмышлять над тем, почему именно эти произведения выбрали современные режиссёры, какие актуальные для нас проблемы были поставлены их авторами.
5. Написать произведение — подражание в стиле классицизма, сентиментализма, романтизма (по группам).
Вот пример такого подражания.
Пародия на сентиментализм
Разбилась чашка — безутешно
Над ней с утра рыдаю я.
О милый друг, о друг сердешный,
Какие были мы друзья!Я вспоминаю цвет, и ручку,
И блюдца трепетный овал,
Как папа, получив получку,
В неё мне пепси наливал.Я плачу день, рыдаю вечер,
И льются слёзы без конца,
В тьму безутешности повержен,
Теряю в весе, спал с лица!О чашка, милая, родная!
Тебя навек мне не забыть!
Пусть купят новую, но знаю —
Я не смогу её любить…
Михаил Гусев
Истинное искусство всегда вызывает творческий отклик. Конечно, не все могут написать остроумную пародию или серьёзную оду, но несколько четверостиший, письмо-стилизация или миниатюра доступны практически каждому. К тому же творческий зачёт предполагает распределение заданий между всеми членами группы, то есть каждый выбирает то, что ему больше нравится, что у него лучше получается.
На уроке девятиклассники наглядно убедились, как вступают в диалог различные виды искусства: архитектура, музыка, живопись, литература, театр; как взаимодействует в едином пространстве культура настоящего и прошлого; как происходит в нашем сознании диалог культур.
В заключение творческого зачёта необходимо побеседовать с ребятами, чтобы и для них, и для нас стало понятно, что дал им этот урок в плане литературного развития. Обратимся к ученикам с вопросом. Конец XVIII — начало XIX века — время, когда все три литературных направления существовали одновременно. Представьте себя поэтом, писателем или художником этого времени. В каком направлении вы бы творили? Интересно, что большинство ребят выбрали сентиментализм. Классицизм отпугнул “правилами”, романтизм — трагедией. Современные дети выбрали чувство: искренность, нежность, сердечность, правда, отвергнув чрезмерную слезливость и слащавость.
И последний вопрос: что дало вам, людям XXI века, знакомство с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом? Какие мысли, идеи, образы, показались вам интересными, запомнились, стали частью вашего внутреннего мира? Что дало вам изучение этих литературных направлений? На этот вопрос ребята могут ответить письменно дома.
Завершая урок, процитируем строчки юной Марины Цветаевой из стихотворения «К Байрону»:
Я думаю о полутёмной зале,
О бархате, склонённом к кружевам,
О всех стихах, какие бы сказали
Вы мне, я Вам.Я думаю ещё о горстке пыли,
Оставшейся от Ваших губ и глаз,
О всех глазах, которые в могиле,
О них, о нас.
Искусство соединяет прошлое, настоящее и будущее. Диалог с культурой прошлого помогает человеку лучше понять себя настоящего.